Название статьи:
Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников | Барышникова Инна Сергеевна. Работа №341322
Дата публикации:
26.08.2024
Автор:
Барышникова Инна Сергеевна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается значимость речевого дыхания в процессе развития речи дошкольников. Анализируются методы формирования правильного речевого дыхания, их влияние на четкость, выразительность и плавность речи детей. Особое внимание уделяется использованию игровых методик и дыхательных упражнений, способствующих развитию речевого аппарата и улучшению коммуникативных навыков дошкольников.
Ключевые слова: речевое дыхание, развитие речи, дошкольники, дыхательные упражнения, коммуникативные навыки, игровая методика.
РОЛЬ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Барышникова Инна Сергеевна, учитель-логопед
ГКДОУ Детский сад № 75 Голубок Г.О. Горловка ДНР
Аннотация. В статье рассматривается значимость речевого дыхания в процессе развития речи дошкольников. Анализируются методы формирования правильного речевого дыхания, их влияние на четкость, выразительность и плавность речи детей. Особое внимание уделяется использованию игровых методик и дыхательных упражнений, способствующих развитию речевого аппарата и улучшению коммуникативных навыков дошкольников.
Ключевые слова: речевое дыхание, развитие речи, дошкольники, дыхательные упражнения, коммуникативные навыки, игровая методика.
Речевое дыхание играет ключевую роль в развитии речи дошкольников. Именно оно обеспечивает правильное звукообразование, интонационную выразительность и плавность речи, что важно для полноценного общения и успешного усвоения языковых норм. На этапе дошкольного детства развитие речевого дыхания особенно актуально, поскольку в этот период происходит активное становление речи, формируются основные навыки, необходимые для дальнейшего обучения и социализации ребенка.
Основной задачей в развитии речевого дыхания является формирование у детей умения правильно управлять дыхательным аппаратом. Это предполагает развитие длительного и равномерного выдоха, который является основой для правильного произношения звуков и слов. Одним из эффективных методов формирования речевого дыхания является использование специальных дыхательных упражнений. Такие упражнения, как воздушный шар, ветерок или дудочка, помогают детям освоить длительное выдыхание и регулировать силу выдоха, что в дальнейшем положительно сказывается на их речевой активности.
Кроме того, в работе с дошкольниками широко применяются игровые методики, направленные на развитие речевого дыхания. Игры с использованием воздушных шаров, бумажных вертушек, мыльных пузырей не только делают занятия увлекательными, но и стимулируют правильное дыхание. Например, игра поймай пузырек учит детей контролировать силу и длительность выдоха, что впоследствии способствует улучшению качества речи.
Важно отметить, что развитие речевого дыхания тесно связано с общей речевой активностью ребенка. Правильное дыхание способствует улучшению артикуляции, повышает выразительность и эмоциональную насыщенность речи. Дети, которые владеют навыками правильного речевого дыхания, легче осваивают интонационные особенности речи, что способствует лучшему пониманию и восприятию окружающих. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда дети активно развивают свои коммуникативные навыки.
Особое значение имеет работа над речевым дыханием в процессе коррекции речевых нарушений. У детей с такими проблемами, как дислалия или заикание, часто наблюдаются нарушения дыхательного ритма и недостаточно развитые навыки речевого дыхания. В этом случае систематическая работа с использованием дыхательных упражнений и специальных игр позволяет нормализовать речевое дыхание и, как следствие, улучшить качество речи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что речевое дыхание является неотъемлемой частью процесса развития речи у дошкольников. Формирование правильных навыков речевого дыхания способствует общему развитию речи, улучшению артикуляции, повышению выразительности и плавности речи, что является основой для успешной коммуникации и социализации ребенка в будущем. Использование игровых методик и дыхательных упражнений делает процесс обучения увлекательным и продуктивным, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста.
Список литературы
Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы учитель-логопед — ребенок — родитель / М. В. Земляченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 421-424.
Хвостикова А.А. Дыхание и речь. // Проблемы педагогики, 2020. – С.106-107.
Скачать работу
Барышникова Инна Сергеевна, учитель-логопед
ГКДОУ Детский сад № 75 Голубок Г.О. Горловка ДНР
Аннотация. В статье рассматривается значимость речевого дыхания в процессе развития речи дошкольников. Анализируются методы формирования правильного речевого дыхания, их влияние на четкость, выразительность и плавность речи детей. Особое внимание уделяется использованию игровых методик и дыхательных упражнений, способствующих развитию речевого аппарата и улучшению коммуникативных навыков дошкольников.
Ключевые слова: речевое дыхание, развитие речи, дошкольники, дыхательные упражнения, коммуникативные навыки, игровая методика.
Речевое дыхание играет ключевую роль в развитии речи дошкольников. Именно оно обеспечивает правильное звукообразование, интонационную выразительность и плавность речи, что важно для полноценного общения и успешного усвоения языковых норм. На этапе дошкольного детства развитие речевого дыхания особенно актуально, поскольку в этот период происходит активное становление речи, формируются основные навыки, необходимые для дальнейшего обучения и социализации ребенка.
Основной задачей в развитии речевого дыхания является формирование у детей умения правильно управлять дыхательным аппаратом. Это предполагает развитие длительного и равномерного выдоха, который является основой для правильного произношения звуков и слов. Одним из эффективных методов формирования речевого дыхания является использование специальных дыхательных упражнений. Такие упражнения, как воздушный шар, ветерок или дудочка, помогают детям освоить длительное выдыхание и регулировать силу выдоха, что в дальнейшем положительно сказывается на их речевой активности.
Кроме того, в работе с дошкольниками широко применяются игровые методики, направленные на развитие речевого дыхания. Игры с использованием воздушных шаров, бумажных вертушек, мыльных пузырей не только делают занятия увлекательными, но и стимулируют правильное дыхание. Например, игра поймай пузырек учит детей контролировать силу и длительность выдоха, что впоследствии способствует улучшению качества речи.
Важно отметить, что развитие речевого дыхания тесно связано с общей речевой активностью ребенка. Правильное дыхание способствует улучшению артикуляции, повышает выразительность и эмоциональную насыщенность речи. Дети, которые владеют навыками правильного речевого дыхания, легче осваивают интонационные особенности речи, что способствует лучшему пониманию и восприятию окружающих. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда дети активно развивают свои коммуникативные навыки.
Особое значение имеет работа над речевым дыханием в процессе коррекции речевых нарушений. У детей с такими проблемами, как дислалия или заикание, часто наблюдаются нарушения дыхательного ритма и недостаточно развитые навыки речевого дыхания. В этом случае систематическая работа с использованием дыхательных упражнений и специальных игр позволяет нормализовать речевое дыхание и, как следствие, улучшить качество речи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что речевое дыхание является неотъемлемой частью процесса развития речи у дошкольников. Формирование правильных навыков речевого дыхания способствует общему развитию речи, улучшению артикуляции, повышению выразительности и плавности речи, что является основой для успешной коммуникации и социализации ребенка в будущем. Использование игровых методик и дыхательных упражнений делает процесс обучения увлекательным и продуктивным, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста.
Список литературы
Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы учитель-логопед — ребенок — родитель / М. В. Земляченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 421-424.
Хвостикова А.А. Дыхание и речь. // Проблемы педагогики, 2020. – С.106-107.