Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль репертуара в обучении вокальному искусству: как выбрать произведения для начинающих | Анциферова Наталья Петровна. Работа №346993

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам подбора репертуара для начинающих вокалистов в детских школах искусств. Выбор произведений играет важнейшую роль в процессе обучения вокальному искусству, так как способствует развитию технических и музыкальных навыков, формирует у учеников интерес к пению и помогает раскрыть их творческий потенциал. В статье рассматриваются основные критерии выбора репертуара для начинающих.

Ключевые слова: вокальное искусство, репертуар, начинающие вокалисты, музыкальное развитие, детская школа искусств, педагогика, вокальная техника, творческий потенциал.

РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ОБУЧЕНИИ ВОКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ: КАК ВЫБРАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Анциферова Наталья Петровна, преподаватель ДШИ

МБУДО "Юкталинская ДШИ", Амурская область, п. Юктали

Аннотация. Статья посвящена вопросам подбора репертуара для начинающих вокалистов в детских школах искусств. Выбор произведений играет важнейшую роль в процессе обучения вокальному искусству, так как способствует развитию технических и музыкальных навыков, формирует у учеников интерес к пению и помогает раскрыть их творческий потенциал. В статье рассматриваются основные критерии выбора репертуара для начинающих.

Ключевые слова: вокальное искусство, репертуар, начинающие вокалисты, музыкальное развитие, детская школа искусств, педагогика, вокальная техника, творческий потенциал.

Процесс обучения вокальному искусству тесно связан с выбором репертуара. Правильно подобранные произведения позволяют начинающему вокалисту развить вокальную технику, музыкальный слух и чувство стиля. Кроме того, репертуар играет важную роль в формировании мотивации и интереса к пению. В детских школах искусств задача преподавателя заключается не только в обучении техническим навыкам, но и в создании благоприятных условий для раскрытия творческих способностей каждого ученика через удачно подобранный репертуар.

Выбор репертуара для начинающих вокалистов требует внимательного подхода. Он должен быть доступным для их технического уровня, соответствовать возрасту и эмоциональному развитию, а также учитывать индивидуальные предпочтения. Цель этой статьи — рассмотреть важность репертуара в обучении вокалу и предложить методы, которые помогут педагогам эффективно работать с начинающими вокалистами через грамотно составленную программу.

Значение репертуара в обучении вокальному искусству

1. Развитие вокальной техники

Репертуар должен соответствовать уровню вокальной подготовки ученика и способствовать постепенному развитию его вокальных навыков. Для начинающих певцов важно выбирать произведения, которые помогут им освоить базовые элементы вокальной техники, такие как правильное дыхание, чистота интонации, дикция, артикуляция и динамика. Слишком сложные произведения могут вызвать у ученика трудности, что приведёт к потере уверенности и мотивации.

Рекомендации: На начальном этапе полезно использовать народные песни, детские песни и лёгкие классические произведения, которые содержат простую мелодию, ясную структуру и не требуют сложных технических навыков. Например, русские народные песни и мелодии известных композиторов (П. И. Чайковский, А. Алябьев) отлично подойдут для начального этапа.

2. Формирование музыкального вкуса и стиля

Через репертуар ученик знакомится с различными музыкальными стилями, что способствует формированию его музыкального вкуса. Выбор произведений из разных эпох и жанров расширяет кругозор ученика и помогает ему лучше понимать музыку. Педагог должен учитывать баланс между академическим репертуаром и современными песнями, чтобы ученик имел возможность исполнять разнообразные произведения, что развивает его музыкальные предпочтения и вкусы.

Рекомендации: Включение в программу произведений из различных жанров (классика, романсы, джаз, эстрада) помогает ученикам освоить разные стили исполнения. Однако важно сохранять равновесие между произведениями, доступными для их уровня, и теми, которые способствуют знакомству с новой музыкальной культурой.

3. Мотивация и интерес к обучению

Правильно подобранный репертуар может стать мощным источником мотивации для ученика. Когда ребёнок получает удовольствие от исполнения, его желание учиться и совершенствоваться возрастает. Поэтому важно учитывать интересы ученика при выборе репертуара и находить баланс между произведениями, которые нравятся ученику, и теми, которые развивают его вокальные способности.

Рекомендации: Педагог может предлагать ученикам репертуар, соответствующий их музыкальным предпочтениям, при этом сохраняя педагогический подход. Например, использование современных песен или песен из анимационных фильмов может помочь заинтересовать учеников, но они должны быть адаптированы к техническому уровню начинающих.

4. Эмоциональное развитие и выразительность

Для начинающих вокалистов репертуар также служит средством развития эмоциональной выразительности. Музыка помогает ребёнку научиться передавать чувства и эмоции через пение. Подбирая произведения, педагог должен учитывать эмоциональный диапазон, который сможет освоить ученик, и предлагать произведения, которые отражают его возрастные особенности.

Рекомендации: Для младших учеников полезно выбирать песни, которые затрагивают знакомые им темы — природа, семья, друзья, игры. Это позволяет ребёнку легко интерпретировать произведение и передавать эмоции, что является важным аспектом в формировании артистизма и музыкальной выразительности.

Критерии выбора репертуара для начинающих вокалистов

1. Уровень технической сложности

Одним из главных критериев выбора произведений для начинающих является их доступность с точки зрения вокальной техники. Репертуар не должен быть слишком сложным для ученика, чтобы избежать напряжения и неправильных вокальных привычек. Песни с простой мелодией и удобным диапазоном вокальных партий помогут ученику сосредоточиться на правильной постановке голоса.

Рекомендации: В начальный репертуар следует включать произведения с плавными мелодиями и умеренной ритмикой, например, «Колыбельные», «Песни о природе», детские песни с повторяющимися мелодическими фразами.

2. Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям

Возрастные особенности учеников играют важную роль в выборе репертуара. Для младших детей лучше подходят короткие, весёлые и понятные по смыслу произведения. Для подростков можно подбирать более сложные и эмоциональные произведения, которые затрагивают темы, близкие их внутреннему миру.

Рекомендации: Важно учитывать индивидуальные особенности ученика — его голосовые данные, эмоциональную зрелость и интересы. Это позволит подобрать репертуар, который будет отвечать его возможностям и одновременно стимулировать его дальнейшее развитие.

3. Постепенное усложнение репертуара

Развитие вокальных навыков требует постепенного увеличения сложности произведений. Педагог должен постепенно вводить новые элементы — более сложные ритмические структуры, разнообразные вокальные техники, более широкие диапазоны. Это поможет ученику постепенно развивать свои вокальные навыки и чувствовать прогресс.

Рекомендации: Важно начинать с простых произведений и переходить к более сложным по мере освоения базовых техник. Например, после освоения детских песен можно включать произведения классического репертуара, такие как арии из оперетт, лёгкие романсы.

Практические рекомендации по выбору репертуара

Консультация с учеником: Важно периодически обсуждать с учеником его предпочтения и желания относительно репертуара, чтобы поддерживать мотивацию и интерес к обучению.

Интеграция академических и современных произведений: Сочетание академических вокальных произведений и песен, близких ученикам по стилю (песни из мультфильмов, популярная музыка), поможет создать разнообразие в репертуаре и поддерживать интерес.

Построение репертуарного плана: Для систематического развития важно строить репертуарный план на несколько лет, начиная с простых произведений и постепенно усложняя программу.

Использование концертной практики: Участие учеников в концертах и конкурсах помогает укрепить уверенность в себе и развить сценическое мастерство. Важно подбирать произведения, которые ученик сможет исполнять на публике, чувствуя себя комфортно.

Репертуар играет ключевую роль в процессе обучения вокальному искусству, влияя на техническое, эмоциональное и творческое развитие ученика. Для начинающих вокалистов важно выбирать произведения, которые соответствуют их уровню подготовки, интересам и возрастным особенностям. Грамотно подобранный репертуар не только помогает развивать вокальные навыки, но и формирует любовь к музыке, мотивирует к дальнейшему обучению и творческому самовыражению.

Список литературы

Гутовец, М. В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе / М. В. Гутовец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23524/

Логвиненко А.А., Шинтяпина И.В. Певческий репертуар, как потенциал вокального обучения учащихся ДМШ и ДШИ // Наука. Искусство. Культура. 2022. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pevcheskiy-repertuar-kak-potentsial-vokalnogo-obucheniya-uchaschihsya-dmsh-i-dshi

Чернова Ольга Сергеевна Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности // Педагогическое образование в России. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-nachinayuschego-estradnogo-vokalista-k-kontsertno-ispolnitelskoy-deyatelnosti

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×