"Роль ритмики в логопедической группе" | Басманова Наталья Владимировна. Работа №302668
Ритмика - это синтетический вид деятельности, в основе которой лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Занимаясь ритмикой в дошкольном возрасте мы решаем целый комплекс задач таких, как развитие ребенка, формирование различных умений, способностей и качеств становление его личности, и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления и формирование красивой осанки. Взаимообусловленность музыки и движения способствуют развитию у дошкольников с ОНР.
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МКДОУ детский сад № 135 Речецветик
Г. Новосибирск
Роль ритмики в художественно – эстетическом и
физическом развитии дошкольников логопедической группы
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, образовательные области художественно – эстетическое и физическое развитие, включают следующие задачи:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
- формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятия музыки;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
- приобретение опыта в двигательной деятельности, выполнения упражнений, направленных на развитие физических качеств (координации, гибкости);
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни.
Реализовывать поставленные задачи в образовательном процессе ДОУ по ритмике музыкально-ритмическая деятельность.
Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которой лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Занимаясь ритмикой в дошкольном возрасте мы решаем целый комплекс задач таких, как развитие ребёнка, формирование различных умений, способностей и качеств становление его личности, и возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления и формированием красивой осанки. Доказано, что занятия движениями для детей с задержкой и патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследование Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.). В тоже время, движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Взаимообусловленность музыки и движения способствуют развитию у дошкольников с ОНР:
- музыкальности (воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание);
- чувства ритма (развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти);
- двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности, координации движений, умение ориентироваться в пространстве, обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений);
- творческих способностей, потребность самовыражения в движении под музыку (развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове);
- тренировка психических процессов (развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике), тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие социально-коммуникативных качеств личности (воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирования чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми);
Логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р.Е. Левина).
Я заметила, что дети с речевыми нарушениями зажаты, мало общительны в начале учебного года, при систематическом занятии ритмикой становились более раскрепощёнными, вели себя свободно и расковано. Для этого детей малой подвижности я старалась заинтересовать увлекательным музыкальным сопровождением и повышала моторную плотность занятий (от медленных темпов постепенно переходила на быстрые). У детей чересчур большой подвижности, выполняющих движения в быстром темпе, старалась переключить внимание на качество выполнения движений (от быстрого – к медленным).
Каждое занятие ритмикой для ребёнка должно приносить ему радость, формировать положительный эмоциональный настрой и способность к совершенствованию музыкально-этических чувств. Ритмика позволяет детям не только удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, но и обогатить их творческое воображение. Всего этого можно достичь только при совместной работе всех педагогов: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя и руководителя по физическому воспитанию.