Роль родителей в исправлении речевых дефектов: практические советы | Мунческул Анастасия Сергеевна. Работа №351847
Аннотация. Статья раскрывает значимость участия родителей в коррекции речевых дефектов у детей. Рассматриваются основные направления работы семьи и логопеда, предлагаются практические советы для организации домашних занятий, направленных на улучшение речи ребенка. Включены рекомендации по созданию речевой среды, выполнению упражнений и мотивации ребенка к занятиям.
Ключевые слова: речевые дефекты, логопед, родители, домашние занятия, речевая среда, артикуляционные упражнения, мотивация.
Роль родителей в исправлении речевых дефектов: практические советы
Мунческул Анастасия Сергеевна, учитель-логопед
МБОУ «Сийская СШ № 116» Архангельская область, посёлок Сия
Аннотация. Статья раскрывает значимость участия родителей в коррекции речевых дефектов у детей. Рассматриваются основные направления работы семьи и логопеда, предлагаются практические советы для организации домашних занятий, направленных на улучшение речи ребенка. Включены рекомендации по созданию речевой среды, выполнению упражнений и мотивации ребенка к занятиям.
Ключевые слова: речевые дефекты, логопед, родители, домашние занятия, речевая среда, артикуляционные упражнения, мотивация.
Исправление речевых дефектов у детей — это процесс, требующий не только профессиональных усилий логопеда, но и активного участия родителей. Ребенок, сталкиваясь с трудностями в речи, нуждается в постоянной поддержке и мотивации, которые могут обеспечить только близкие люди. Родители играют ключевую роль в формировании речевых навыков, так как именно в семье ребенок получает первый опыт общения и регулярно сталкивается с примерами устной речи.
Одним из важнейших аспектов участия родителей является создание благоприятной речевой среды. Речевая среда — это обстановка, в которой ребенок ежедневно слышит и практикует правильную речь. Родителям следует внимательно следить за собственной речью, избегать чрезмерного упрощения слов, «сюсюканья» и неправильных форм слов. Например, вместо искаженных слов, таких как «киса» или «ам-ам», лучше использовать «кошка» и «еда». Постоянное использование правильных слов помогает ребенку запоминать их и развивать свой словарный запас.
Ещё одним важным направлением является систематическая работа над речевыми навыками дома. Родителям необходимо организовать ежедневные занятия, которые дополняют работу логопеда. Это могут быть упражнения на развитие артикуляции, дыхания и слухового восприятия. Например, для укрепления мышц речевого аппарата подойдут упражнения, такие как «Надуй щечки», «Лопаточка» (плоский язык) или «Горка» (поднятие языка к небу).
Эффективным инструментом является использование игр и творчества в занятиях. Дети легче воспринимают обучение в игровой форме, поэтому родители могут предложить ребенку задания на поиск предметов, начинающихся с определенного звука, или составление слов из предложенных карточек. Например, игра «Кто больше назовет слов на звук [С]?» не только стимулирует речевую активность, но и развивает словарный запас.
Особое внимание стоит уделить чтению книг и обсуждению прочитанного. Совместное чтение с ребенком не только улучшает произношение, но и способствует развитию связной речи. Родители могут предложить ребенку пересказать текст, ответить на вопросы по содержанию или придумать продолжение истории. Например, после прочтения сказки «Три медведя» можно спросить: «Что ты думаешь, почему девочка вошла в дом?» или «Как бы ты поступил на месте медведей?». Такие диалоги развивают логическое мышление и речь ребенка.
Не менее важным аспектом является поддержка и мотивация ребенка. Исправление речевых дефектов может быть долгим процессом, и ребенок может столкнуться с трудностями, которые вызовут у него разочарование или неуверенность в себе. Родителям важно сохранять терпение, избегать критики и сравнения с другими детьми. Лучше хвалить ребенка за малейшие успехи, например, за правильно произнесенный звук или удачно составленное предложение.
Взаимодействие родителей с логопедом играет ключевую роль в эффективности коррекционной работы. Регулярные консультации с учителем-логопедом помогают родителям получить рекомендации по организации домашних занятий, освоить правильные техники выполнения упражнений и вовремя корректировать подходы. Например, логопед может предложить родителям вести дневник речевого развития, в котором отмечаются успехи ребенка, сложности и достигнутые результаты.
Особое значение имеет работа с родителями детей, у которых наблюдаются сложные речевые нарушения, такие как дислалия или заикание. В таких случаях родителям важно создать для ребенка комфортную эмоциональную атмосферу, избегать спешки и перегрузки. Например, если ребенок заикается, не следует перебивать его или торопить. Лучше дождаться, пока он закончит свою мысль, и мягко подсказать правильное произношение.
Помимо работы над речью, родители могут включить в занятия игры, развивающие мелкую моторику, так как она тесно связана с речевыми процессами. Лепка из пластилина, собирание мозаики, раскрашивание или нанизывание бусинок способствует активации речевых центров в мозге. Например, можно предложить ребенку слепить фигурки животных и проговаривать их названия.
Важно помнить, что родители должны быть не просто исполнителями упражнений, но и эмоциональной поддержкой для ребенка. Улыбки, похвала и интерес к занятиям помогут ребенку чувствовать себя уверенно и с удовольствием заниматься развитием речи.
Таким образом, роль родителей в исправлении речевых дефектов невозможно переоценить. Только в тесном сотрудничестве семьи и логопеда можно добиться значительных успехов в коррекции речи. Систематическая работа, создание благоприятной речевой среды и поддержка ребенка в трудные моменты помогут преодолеть трудности и развить грамотную и уверенную речь.
Список литературы
Кириллов
П. А. Ошибки родителей при воспитании ребенка. Причины, последствия и рекомендации по их предупреждению / П. А. Кириллов. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 123-128. — URL:
https://moluch.ru/archive/347/78022/
Максименко
О. П.
Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
2016.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pedagogicheskoy-kompetentsii-roditeley-v-razvitii-rechevyh-navykov-rebenka-v-semie-semeynoe-chtenie