Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи | Петяшина Татьяна Павловна. Работа №344685

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Освещается значимость активного участия семьи в коррекционном процессе, а также необходимость взаимодействия родителей и логопеда для достижения эффективных результатов в работе с речевыми нарушениями. Описываются основные формы и методы сотрудничества, которые способствуют успешной адаптации детей с речевыми нарушениями и их полноценному речевому развитию.

Ключевые слова: нарушения речи, логопедическая работа, роль родителей, сотрудничество, речевое развитие, коррекционная работа.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Петяшина Татьяна Павловна, учитель-логопед

МАДОУ ЦРР №36 г. Курганинск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Освещается значимость активного участия семьи в коррекционном процессе, а также необходимость взаимодействия родителей и логопеда для достижения эффективных результатов в работе с речевыми нарушениями. Описываются основные формы и методы сотрудничества, которые способствуют успешной адаптации детей с речевыми нарушениями и их полноценному речевому развитию.

Ключевые слова: нарушения речи, логопедическая работа, роль родителей, сотрудничество, речевое развитие, коррекционная работа.

 

Важность участия родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, трудно переоценить. Именно в семье создаются условия для постоянного речевого общения, которое является ключевым фактором развития речевых навыков. Логопедические занятия, проводимые специалистом, имеют высокую эффективность только в том случае, если они подкрепляются систематической работой в домашних условиях. Взаимодействие родителей с логопедом помогает сделать коррекционный процесс более целенаправленным и последовательным, что способствует ускорению достижения положительных результатов в развитии речи у детей.

Родители играют важную роль в создании условий для речевого развития ребенка, оказывая как эмоциональную, так и практическую поддержку. Коррекционная работа требует времени, терпения и систематичности, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Родители, активно участвующие в процессе, становятся не просто наблюдателями, но и непосредственными участниками речевой коррекции.

Родители являются первыми педагогами своего ребенка и играют ключевую роль в его речевом развитии. В семьях, где родители активно поддерживают развитие речи, дети демонстрируют более успешные результаты в коррекции нарушений речи. Эффективное речевое развитие происходит в постоянном взаимодействии с окружающими, и если родители активно участвуют в процессе, ребенок получает больше возможностей для практики и закрепления навыков.

Коррекционная работа, проводимая логопедом, может быть недостаточной, если родители не включены в процесс. Родители могут усилить результаты логопедических занятий, выполняя домашние задания, предложенные специалистом, а также создавая благоприятные условия для речевого общения в повседневной жизни. Поддержка родителей помогает ребенку почувствовать себя уверенно и мотивирует его на достижение новых успехов.

Кроме того, родительское участие способствует уменьшению тревожности и стресса у ребенка, связанных с речевыми трудностями. Дети, получающие поддержку и понимание со стороны родителей, легче преодолевают психологические барьеры, связанные с нарушениями речи, и охотнее идут на контакт с окружающими.

Для успешной коррекционной работы необходима тесная связь между логопедом и родителями. Одной из эффективных форм сотрудничества являются консультации, на которых специалист объясняет родителям особенности речевого нарушения у их ребенка, предлагает рекомендации по проведению упражнений дома, а также обучает методам помощи в решении речевых проблем. Регулярные встречи с логопедом позволяют родителям лучше понять состояние ребенка и оказать ему необходимую поддержку.

Семейная среда играет ключевую роль в закреплении речевых навыков, и родителям важно знать, как грамотно организовать речевое общение с ребенком дома. Родителям рекомендуется следить за тем, чтобы в повседневной жизни ребенок активно участвовал в диалогах, слушал и повторял слова и фразы, участвовал в играх, направленных на развитие речи. Важно также поддерживать интерес ребенка к чтению книг, обсуждению прочитанного, что помогает расширять его словарный запас и развивать коммуникативные навыки.

Не менее важной формой взаимодействия являются родительские тренинги и мастер-классы, где специалисты делятся практическими навыками по проведению домашних логопедических занятий. Такие мероприятия помогают родителям осознать свою роль в коррекционном процессе и становятся эффективным инструментом для улучшения речевого развития ребенка. Родители учатся проводить простые артикуляционные и дыхательные упражнения, игры, развивающие фонематический слух и звукопроизношение, что способствует интеграции логопедических методов в повседневную жизнь.

Эмоциональное состояние ребенка с нарушениями речи часто оказывается под ударом из-за чувства неуверенности в своих силах и страха перед речевыми трудностями. Поддержка родителей в этом контексте становится важным фактором коррекционного процесса. Родители, создающие атмосферу понимания и принятия, помогают ребенку справиться с внутренними барьерами и страхами, что значительно облегчает коррекционную работу.

Положительный эмоциональный фон в семье способствует снятию напряжения и улучшению психологического состояния ребенка. Родители должны поощрять даже небольшие достижения ребенка, демонстрируя ему свою поддержку и веру в его силы. Это укрепляет мотивацию ребенка продолжать работу над собой и помогает ему преодолевать трудности на пути к речевому развитию.

Таким образом, роль родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи является важной и неотъемлемой частью успешного процесса речевой коррекции. Активное участие семьи в этом процессе значительно ускоряет достижение положительных результатов, так как родители создают условия для постоянной речевой практики и оказывают необходимую эмоциональную поддержку. Эффективное взаимодействие между логопедом и родителями позволяет интегрировать методы логопедической работы в повседневную жизнь ребенка, что делает коррекционный процесс более систематичным и результативным.

 

Список литературы

1. Иванова-Инина Т. Н. Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс (из опыта работы) / Т. Н. Иванова-Инина, Л. П. Спирягина // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 751-753.

2. Котлова И. С. Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста / И. С. Котлова, А. А. Видяева, Т. В. Ширшкова // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 250-254.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×