«Роль руководителя в освоении профессиональных компетенций соответствующих требованиям ФГОС ДО» | Бедарева Инна Владимировна. Работа №253060
Автор: Бедарева Инна Владимировна
В статье говорится о роли руководителя в Доу вусловиях внедрения Стандарта ОО
«Роль руководителя в освоении профессиональных компетенций соответствующих требованиям ФГОС ДО»
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует подготовки педагогических кадров.
Кризисное время рождает у педагогов детского сада тревогу не только от предстоящих перемен, но и ощущение необходимости собственных изменений.
Сегодня детскому саду требуется педагог, способный строить работу с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса. В качестве основных требований к нему предъявляются не только хорошее знание своего направления, но и мотивация к профессиональному развитию, самосовершенствованию. Основная цель нового стандарта не только научить педагога воспитывать детей, но и учиться самому. Стандарт обеспечивает объективную оценку от умения организовывать и реализовывать образовательный процесс до личностного отношения к направлению работы, заинтересованности в наборе и сохранности контингента.
Модернизация системы образования способствует изменению содержания, усложнению функций, условий деятельности современного дошкольного образовательного учреждения, что повлекло за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложнилась деятельность руководителя, появилась потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-управленческой деятельности.
В связи с этим современный руководитель должен, прежде всего, перестроить своё управленческое сознание в рамках новых ценностей, таких как
конкурентоспособность,
компетентность,
самоорганизация,
самоуправление,
корпоративная культура,
рынок образовательных услуг,
социальное партнерство.
Изменения содержания дошкольного образования и системы управления определили современные управленческие функции руководителя и направление деятельности педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования.
Введение Федеральных стандартов в дошкольном образовании требуют новых профессиональных компетенций от педагогических работников.
В научной литературе компетенция рассматривается как образовательный результат, выражающийся в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами как в традиционных, так и нестандартных ситуациях.
В условиях перехода на ФГОС перед педагогическим коллективом нашего детского сада были поставлены задачи:
Изучить и поэтапно реализовать требования ФГОС ДО к кадровым условиям ДОО
Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию введения ФГОС ДО
Обеспечить координацию деятельности введения и реализации Стандарта
Создать механизмы подготовки, поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров ДОО
Для введения федеральных стандартов в детском саду создан поэтапный план мероприятий по следующим направлениям:
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО
Организационно-управленческое обеспечение введения ФГОС ДО
Методическое обеспечение введения ФГОС ДО
Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО
Информационное обеспечение введения ФГОС ДО
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО
Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с приказами департамента образования, управления образования мы приступили к работе по созданию нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации мероприятий по введению ФГОС ДО. Провели ряд мероприятий, аналитическую работу по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС, требований к качеству услуг дошкольного образования, мониторинг готовности.
Деятельность педагогов в освоении профессиональных компетенций при переходе на ФГОС была направлена на решение следующих задач:
Обеспечить психологическую поддержку педагогических кадров:
повысить работоспособность педагогов
снять излишнюю тревож
ность, связанную с переменами в
дошкольном образовании
обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня
формировать уверенность в своих силах, целеустремленность
Обеспечить методическую поддержку педагогов:
повысить профессиональную компетентность педагогов
создавать благоприятные условия для самообразования
Создать благоприятные условия для педагогов ДОО для применения
полученных
знаний на практике.
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи в освоении профессиональных компетенций педагогов в учреждении было организовано методическое сопровождение деятельности педагогов, цель которого оптимизировать работу педагогов детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО.
Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении были запрограммированы действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС. Основным фактором, обеспечивающим успешность внедрения стандартов, явилась готовность педагогов к инновациям.
Выстраивая методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС, и организовав методическую работу в детском саду, мы четко понимали значение такого понятия, как готовность к инновациям.
Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно - ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.
Направлением работы с кадрами по внедрению федеральных стандартов в нашем образовательном учреждении стало внедрение эффективных технологий образования по следующим направлениям:
Организационно-методическое
Цель: внедрение эффективных технологий образования дошкольников
Информационно-методическое
Цель: обеспечение профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации ФГОС ДО
Мониторинговое.
Цель: получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса.
Главная цель управления педагогическим коллективом – создать профессионально-личностную зону успеха каждому сотруднику, повысить его заинтересованность в совершенствовании своего педагогического мастерства, проявление творческой активности через овладение ключевыми профессиональными компетентностями.
Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогического мастерства через проблемные семинары, практикумы, тренинги, круглые столы, деловые игры, обсуждения, проектную деятельность в соответствии с планом работы по повышению квалификации данных педагогических работников.
В результате мониторинговых исследований мы получили следующие данные:
95% педагогов имеют знания нормативной базы ФГОС ДО и готовы к введению стандартов.
У 97% наших педагогов сформировано понимание того, что они работают в современном детском саду, что способствует стабильности коллектива и развитию благоприятного социально-психологического климата. Психологическое обследование говорит о повышении готовности к инновациям, о снижении уровня тревоги педагогов в связи с происходящими изменениями.
Одним из стимулов инновационной деятельности педагогов в нашем образовательном учреждении стали смотры-конкурсы внутри учреждения: смотр-конкурс «Лучшая группа», смотр-конкурс «Лучший микрокабинет», смотр-конкурс веранд, смотр - конкурс макетов «Достопримечательности поселка», смотр-конкурс «Логопедический уголок», акция «Покормите птиц», конкурс творческого мастерства среди родителей, конкурс «Самая оригинальная елка» и др. Участие педагогов составляет 98%.
Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Подготовка к конкурсам дает каждому педагогу возможность самореализации в соответствии со своими способностями и инновационным потенциалом.
В организации работы с педагогами наиболее актуальным явился индивидуально ориентированный подход к каждому педагогу по повышению его профессиональной компетенции.
Так в 2017-2018 учебном году 45% педагогов прошли аттестацию и подтвердили высшую категорию, 10% педагогов - первую категорию, 15% педагогов поступили в высшее учебное заведение.
Сегодня поисково-творческая деятельность педагогов востребована не только в пределах детского сада.
Эффективный опыт работы педагоги представляют на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, успешно участвуют в конкурсах, научно-практических конференциях, публикуют свои материалы в периодических изданиях, на различных образовательных порталах сети Интернет.
Личное участие руководителя образовательного учреждения в конкурсах профессионального мастерства является мощным стимулом и примером для педагогов всего учреждения.
Материально-техническое обеспечение, пространственная организация среды детского сада позволяет воспитателям, специалистам качественно организовать работу по внедрению ФГОС и решить поставленные задачи. Главная задача руководителя сохранить все эти условия.
Сегодня мы уделяем большое внимание в повышении профессиональной компетенции в работе с семьей.
Комплексная работа руководителя через Управляющий совет, родительские комитеты, собрания, обновление материалов сайта по проблеме введения Стандарта направлена, прежде всего, на разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые моменты и ориентиры. Родители являются активными участниками образовательных отношений! Организованы и проведены различные мероприятия с участием родителей, такие как:
Посещаемость составляет почти 100%.
Таким образом, грамотно выстроенная система управления позволяет руководителю значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса, профессиональную компетентность педагогов, способствует эффективному взаимодействию с социальными партнерами и обеспечивает конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг.
Известный философ Френсис Бэкон сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании, в системе управления Учреждением не просто дань моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.