«Роль русских народных игр в воспитании дошкольников» | Точилкина Юлия Валерьевна. Работа №350225
Русские народные игры играют важную роль в формировании детской культуры. Они позволяют детям осознавать и изучать окружающий мир, способствуют развитию интеллекта, воображения и креативности, а также помогают развивать социальные навыки. Активные игры всегда представляют собой творческую деятельность, в которой дети могут реализовать свою естественную потребность в движении и стремление к решению различных физических задач. Играя, дети не только познают реальность, но и изменяют её.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 57 «ЛАДУШКА» ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МБДОУ «ЦРР – детский сад №57 «Ладушка»)
пр. Автостроителей, д.31, г. Димитровград, 433513
Тел. (84235) 5 74 46, факс (84235) 5 75 64
Филиал: ул. Победы, д.72А, г. Димитровград, 433513
Тел. (84235) 5 35 41
E-mail: super.laduсhka@yandex.ru, http://ladushka73.ru
ОКПО 25373653, ОГРН 1027300544512
ИНН/КПП 7302018286/730201001
Номинация:
Народные игры в воспитании дошкольников
«Роль русских народных игр в воспитании дошкольников»
Автор методической разработки:
Точилкина Юлия Валерьевна, воспитатель
г. Димитровград, 2024
Русские народные игры играют важную роль в формировании детской культуры. Они позволяют детям осознавать и изучать окружающий мир, способствуют развитию интеллекта, воображения и креативности, а также помогают развивать социальные навыки. Активные игры всегда представляют собой творческую деятельность, в которой дети могут реализовать свою естественную потребность в движении и стремление к решению различных физических задач. Играя, дети не только познают реальность, но и изменяют
её.
П.Ф. Лесгафт, основоположник российской системы физического воспитания, уделял значительное внимание народным подвижным играм.
Он считал игру важным упражнением, содействующим подготовке ребёнка
к взрослой жизни. Лесгафт подчеркивал, что в процессе самостоятельной игровой деятельности у детей развиваются инициативность,
а также формируются нравственные, физические и волевые качества.
Народные игры представляют собой традиционный педагогический инструмент. На протяжении веков они ярко иллюстрировали образ жизни людей, их повседневность, трудовые занятия, культурные ценности, а также понятия чести, храбрости и мужественности. В этих играх можно увидеть стремление к обладанию силой, ловкостью, выносливостью и грацией движений. Участники проявляют смекалку, выдержку, креативное мышление, находчивость, волю и устремление к победе.
Народные игры представляют собой яркое проявление культуры народа, участвующего в них, и служат отражением этноса и его исторического пути. Возникновение подвижных игр уходит в далекое прошлое. Изучение их истории позволяет осознать их воспитательную ценность. Разнообразные формы фольклора подтверждают гипотезу исследователей о том, что корни подвижных игр ведут к эпохе первобытного общества.
С древних времен игра является неотъемлемой частью человеческой жизни. Разнообразные игровые формы различных культур показывают
как их сходство, так и богатое разнообразие, включая такие виды, как игры
с мячом и настольные игры. Основная функция древних игр не заключалась
в развлечении, а служила практическим целям. Через действия игр и тексты песен люди стремились привлечь удачу в своих будущем трудах. Эти старинные игры создавали магическое пространство, в котором заветные желания воспринимались как реальность, а настоящее перенаправлялось в будущее. Поскольку человек всегда был связан с природой, главным объектом отражения в игровых мелодиях становилась флора и фауна.
В древнейших исторических эпохах дети вели совместную жизнь
с взрослыми. Воспитание тогда не рассматривалось как отдельная функция общества, поэтому все его члены способствовали развитию детей, стремясь вовлечь их в общественное и производственное участие. Взрослые передавали детям опыт труда, постепенно вводя их в доступные виды деятельности. Для того чтобы обеспечить себя, дети обучались мастерству стрельбы из лука, ловли рыбы и птиц. Игры и занятия детей были тесно связаны с работой взрослых.
Большинство традиционных игр имеют глубокие корни в религиозных аспектах повседневной жизни. К примеру, одной из причин зарождения подвижных игр являются ритуальные практики, связанные с народными верованиями и предрассудками. Значительная доля русского народного творчества уходит в язычество, что придает особую выразительность культуре этого народа. Веры различных племен основывались на поклонении Солнцу, Огню, Воде и Земле. Люди надеялись на получение земных благ от природы, почитая своих предков, используя магические заклинания и принося жертвы различным духам или божествам. Игровой элемент присутствует
во всех аспектах устного народного творчества: начиная с песен, которые «играют», и заканчивая свадьбами – уникальными драматическими представлениями, где ритуально – игровое поведение каждого участника строго регламентировано. Особенно яркие формы ритуально-игрового поведения можно наблюдать в календарных церемониях и народных праздниках, проводимых во время Святок, Масленицы, Троицы, Купальской ночи и других событий.
Одной из самых старинных игр русского детского фольклора является «горелки». Русские историки прямо связывают эту игру с традициями славянских язычников. Ежегодно, в день, когда солнце стоит в своем наивысшем положении (23 июня), у славян отмечали праздник Ярилы, который позже стал известен как Купала и был посвящен Солнцу. Эта игра очень популярна среди детей, хотя ее правила с течением времени немного изменились.
Весной и летом проводились различные игры с мячом, одной
из которых была лапта. Эта игра упоминается в древнерусских летописях,
а также множество мячей и настоящая лапта (бита) были обнаружены
в ходе раскопок в старом Новгороде. Таким образом, можно сказать,
что лапта существует в народной культуре более тысячи лет.
Известные русские писатели подчеркивали, что эта народная игра является одной из самых увлекательных и полезных. Для игры в лапту необходимы: сообразительность, ловкость, хорошая физическая форма, преданность команде, внимательность, быстрота, меткость, сила удара и непоколебимая вера в победу.
Игра «Гори ясно» пользуется значительной популярностью среди детей. Ее основная цель заключается в том, чтобы развивать у детей навыки самостоятельного изменения направления движения в соответствии
с изменениями в музыкальном тембре. Эта игра способствует формированию организованности, а также развитию ловкости и быстроты реакций.
Ход игры:
Дети стоят в форме круга, держа друг друга за руки. В центре группы находится ребёнок с платком. Все дети движутся вправо по кругу, а водящий помахивает платком. Вдруг они останавливаются и начинают хлопать в ладоши. Водящий скачет внутри этого круга. В момент, когда музыка прекращается,
он останавливается и становится лицом к двум детям, которые остаются в кругу.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» трижды хлопнув в ладоши, ведущий размахивает платком. Затем отобранные дети разворачиваются спиной друг к другу
и начинают бегать по кругу. Каждый из них старается прийти к финишу первым, схватить платок у ведущего и поднять его высоко вверх.
Русская народная игра «Ворон»
Цель: следовать за ритмом танцевальной музыки и передавать смысл лирики. Уметь менять масштаб движения – то увеличивать, то уменьшать его. Практиковать дробные шаги и различные знакомые танцевальные элементы.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится
в круг.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой
(или по одному).
Стоящие поют (существуют разные варианты слов):
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
Русская народная игра «Дударь»
Выбирается «Дударь», он встает в центр, дети ходят по кругу, взявшись
за руки и поют:
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.
Пропев песню, спрашивают:
– Дударь, Дударь, что болит? Дударь отвечает: Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!» Кого поймает, тот становится на его место.
Детская фантазия не знает границ. На протяжении веков, от старших поколений к младшим, народные игры передавались, и благодаря этому
они сохранились до сегодняшнего дня. Эти игры остаются актуальными
и увлекательными и в наше время. Их можно с удовольствием и пользой использовать как в детских садах, так и в свободное время в кругу семьи.
Народные игры активизируют мыслительную деятельность, помогают расширить горизонты, углубить понимание окружающего мира и развить
как психические, так и физические способности, способствуя тем самым переходу детей на более высокий этап развития. Игровые ситуации привлекают внимание ребенка и формируют его личность, а элементы диалогов и зачинов
в некоторых играх помогают характеризовать героев и их действия, что требует от детей умственной активности для их выразительного воплощения. Эти игры содержат большое количество познавательной информации, способствующей развитию сенсорных восприятий, мышления и самостоятельности в действиях. В народных играх присутствуют юмор, шутки и дух соревнования; движения
в них четкие и выразительные, часто сопровождаются неожиданными
и веселыми моментами, а также популярными у детей считалками и потешками. Такое богатство сохраняет художественную ценность и эстетическую значимость игр, представляя собой неоспоримое достояние игрового фольклора.
Список использованных источников:
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин. – Москва: Просвещение, 1967. – 445 с.
2. Арсентьев, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В. П. Арсентьев. – Москва: Академия, 2009. – 192 с.
3. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5 – 7 лет [Текст] / М. А. Рунова. – Москва: Мозаика – синтез, 2009. – 212 с.
4. Теория и методика подвижных игр [Текст]: учебно – методический комплект / сост. Е. А. Домрачева. – Уфа: Академия ВЭГУ, 2012. – 67 с.
5. Филиппова, С. О. Формирование у дошкольников двигательных навыков [Текст] / С. О. Филиппова. – Москва: Просвещение, 2004. – 108 с.
6. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 88 с.