Роль русского языка и литературы в формировании мировоззренческой и ценностной ориентации личности в контексте функциональной грамотности | Ряхимова Екатерина Сергеевна. Работа №362378
Статья рассматривает роль русского языка и литературы в формировании мировоззренческой и ценностной ориентации личности в условиях функциональной грамотности. Анализируется влияние языковых и литературных практик на развитие критического мышления, способности к анализу информации и осмысленному восприятию культурных и моральных норм. Особое внимание уделяется практическим приемам работы с текстами, направленным на формирование самостоятельного мышления, осознание нравственных ценностей и развитие навыков аргументации.
Роль русского языка и литературы в формировании мировоззренческой и ценностной ориентации личности в контексте функциональной грамотности
Ряхимова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Созвездие»
муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Аннотация. Статья рассматривает роль русского языка и литературы в формировании мировоззренческой и ценностной ориентации личности в условиях функциональной грамотности. Анализируется влияние языковых и литературных практик на развитие критического мышления, способности к анализу информации и осмысленному восприятию культурных и моральных норм. Особое внимание уделяется практическим приемам работы с текстами, направленным на формирование самостоятельного мышления, осознание нравственных ценностей и развитие навыков аргументации.
Ключевые слова: русский язык, литература, мировоззрение, ценности, функциональная грамотность, критическое мышление, личностное развитие.
Русский язык и литература не просто являются учебными дисциплинами, но и формируют личность ученика, его способность осознавать себя и окружающий мир. Они помогают осмыслить ключевые вопросы человеческого существования: что такое добро и зло, что значит быть человеком, каковы границы свободы и ответственности. Однако современные школьники живут в эпоху цифрового общества, где информация поступает мгновенно, часто не фильтруется и не анализируется. Именно поэтому одной из ключевых задач образования становится развитие функциональной грамотности – способности не только понимать тексты, но и критически их осмысливать, вычленять главные идеи, выявлять скрытые смыслы, распознавать манипулятивные приемы.
Функциональная грамотность предполагает осмысленное использование языка как инструмента познания и коммуникации. Однако исследования показывают, что многие школьники сталкиваются с трудностями при анализе текстов, особенно сложных, многослойных, содержащих метафоры, подтексты, аллегории. Например, при изучении басен И.А. Крылова дети нередко воспринимают их буквально, не видя социальной сатиры. Чтобы развить способность к глубинному чтению, можно предлагать задания на выявление скрытых смыслов: «Какие современные примеры можно привести к морали этой басни?», «Какие общественные явления высмеивает автор?» Такой подход помогает связать литературные произведения с реальностью и научить учащихся видеть их актуальность.
Аналогичные сложности возникают при изучении классических произведений. Например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» может восприниматься только как история преступления, если не направлять внимание учеников на философские и нравственные идеи, заложенные в тексте. Задачи, такие как «Как Раскольников объясняет свое преступление?», «Как его взгляды меняются по ходу романа?», помогают осознать психологическую эволюцию героя и глубину моральных конфликтов. Обсуждение произведения в формате дебатов («Можно ли оправдать преступление во имя высшей цели?») развивает критическое мышление и умение аргументировать свою позицию.
Еще одной серьезной проблемой является неспособность школьников отличать факты от оценочных суждений. В условиях информационного перенасыщения дети сталкиваются с новостями, блогами, постами в социальных сетях, где информация часто подается субъективно, с эмоциональными оценками, манипуляциями. Для решения этой проблемы важно включать в учебный процесс анализ публицистических текстов. Например, можно предложить учащимся сравнить две статьи на одну и ту же тему, но написанные с разной эмоциональной окраской, и выявить, какие языковые приемы используются для воздействия на читателя. Это учит их критически воспринимать информацию и не поддаваться манипуляциям.
Формирование мировоззренческой и ценностной ориентации личности невозможно без работы с межтекстовыми связями. Например, сравнение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» с примерами лицемерия и приспособленчества в современных медиа позволяет увидеть, насколько актуальной остается эта тема. Можно предложить школьникам найти примеры подобных ситуаций в фильмах, социальных сетях или реальной жизни и обсудить, почему такое поведение вызывает осуждение.
Практическое применение знаний русского языка и литературы также должно включать развитие рефлексии и самостоятельного осмысления прочитанного. Например, после изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза» можно предложить написать эссе: «Катерина – героиня или жертва?» или провести дебаты: «Можно ли считать общество виновным в трагедии главной героини?». Такие задания учат школьников аргументировать свою точку зрения, анализировать характеры персонажей, видеть причинно-следственные связи.
Еще одним эффективным приемом формирования мировоззренческой ориентации является постановка проблемных вопросов. Например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» можно предложить учащимся обсудить: «Как изменились бы поступки героев, если бы события происходили в наши дни?», «Какие идеи Толстого актуальны в современном мире?». Такой метод помогает осознать универсальность философских и нравственных проблем, формирует способность видеть параллели между историей и современностью.
Особую роль в формировании ценностей играет работа с дневниковыми записями, мемуарами, письмами писателей. Например, изучая дневник А. Платонова или письма М. Булгакова, можно увидеть живые размышления о времени, морали, искусстве. Это помогает понять внутренний мир писателя и сформировать более глубокое отношение к его произведениям.
Таким образом, русский язык и литература не только развивают навыки грамотного письма и устной речи, но и становятся инструментами осмысленного восприятия мира. Они помогают формировать критическое мышление, способность анализировать информацию, выявлять манипуляции, аргументировать свою точку зрения. Включение функциональной грамотности в процесс изучения языка и литературы делает образование более осмысленным и приближенным к реальной жизни, а значит, более эффективным в подготовке учеников к взрослой жизни, где им предстоит принимать самостоятельные решения, анализировать информацию и строить свою систему ценностей.
Список литературы
Амонова
Н
. Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности /
Нафиса
Амонова
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 56-57. — URL:
https://moluch.ru/archive/386/84908/
Змитрук М. А. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах / М. А. Змитрук. — Текст
:
непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань
:
Молодой ученый, 2023. — С. 10-15. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/497/18097/
Москаленко
Л. С.
У
чить читательской грамотности использование приемов смыслового чтения и метода функционального анализа художественного текста на уроках русского языка и литературы // ВВО. 2019.
№5 (20).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uchit-chitatelskoy-
gramotnosti-ispolzovanie-priemov-smyslovogo-chteniya-i-metoda-funktsionalnogo-analiza-hudozhestvennogo-teksta-na
Сабирова
Е. С. Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах / Е. С.
Сабирова
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 271-274. — URL:
https://moluch.ru/archive/402/88819/