Роль семейного воспитания в формировании здоровой самооценки у подростков с ОВЗ | Лесович Юлия Евгеньевна. Работа №350729
Аннотация. Статья посвящена важности семейного воспитания в процессе формирования здоровой самооценки у подростков, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются основные аспекты влияния семьи на самооценку подростка, описываются эффективные методы и подходы, которые могут быть использованы родителями и педагогами для укрепления позитивного образа себя у подростков. Приводятся практические рекомендации, которые помогут минимизировать риски развития неадекватной самооценки и поддержать подростков в процессе их личностного развития.
Ключевые слова: семейное воспитание, самооценка, подростки, дети с ОВЗ, здоровая самооценка, педагог-психолог, коррекция, подростковый возраст.
Роль семейного воспитания в формировании здоровой самооценки у подростков с ОВЗ
Лесович Юлия Евгеньевна, педагог-психолог
ГБОУ «Речевой центр» г. Екатеринбург
Аннотация. Статья посвящена важности семейного воспитания в процессе формирования здоровой самооценки у подростков, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются основные аспекты влияния семьи на самооценку подростка, описываются эффективные методы и подходы, которые могут быть использованы родителями и педагогами для укрепления позитивного образа себя у подростков. Приводятся практические рекомендации, которые помогут минимизировать риски развития неадекватной самооценки и поддержать подростков в процессе их личностного развития.
Ключевые слова: семейное воспитание, самооценка, подростки, дети с ОВЗ, здоровая самооценка, педагог-психолог, коррекция, подростковый возраст.
Самооценка является важнейшей составляющей психического и эмоционального здоровья подростков, влияя на их поведение, отношения с окружающими, а также на успехи в учебе и жизни в целом. Особое значение эта проблема имеет для подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые сталкиваются с дополнительными трудностями в процессе социализации и адаптации. Здоровая самооценка позволяет подростку осознавать свои сильные стороны, принимать свои недостатки и справляться с жизненными трудностями. Важнейшую роль в формировании этой самооценки играет семья, так как именно она является первым и основным источником поддержки и формирования ценностных ориентиров ребенка.
Процесс формирования самооценки у подростков начинается с раннего возраста и продолжается в подростковый период, когда происходят значительные изменения в физическом и эмоциональном развитии. В этом процессе семья оказывает решающее влияние, так как именно родители и ближайшее окружение формируют первые представления ребенка о себе и о своем месте в мире. Для подростков с ОВЗ ситуация усложняется тем, что они часто сталкиваются с социальной изоляцией, критикой со стороны сверстников, а также с недооценкой своих способностей. Поэтому очень важно, чтобы в семье была создана поддерживающая и понимающая атмосфера, способствующая формированию здоровой самооценки.
Основной характеристикой подросткового возраста является стремление к самовыражению, поиску идентичности и независимости от родителей. В этот период подростки начинают оценивать себя через призму мнений других людей, а мнение родителей продолжает оставаться важным ориентиром. Однако, если в детстве самооценка ребенка формировалась на основе поддержки и любви, в подростковом возрасте эта самооценка может подвергаться серьезным испытаниям. Особенно у детей с ОВЗ, которые могут иметь физические, умственные или эмоциональные трудности, что может привести к снижению их самооценки. В этом контексте роль семейного воспитания становится еще более значимой, так как именно в семье подросток должен получить подкрепление для формирования уверенности в себе.
Очень важно, чтобы родители признавали уникальность каждого своего ребенка, включая детей с ОВЗ, и поощряли их усилия, а не только результат. Например, если подросток с задержкой речевого развития проявляет усилия в общении, важно похвалить его за попытки и прогресс, а не фокусироваться на его недостатках. Это поддержит его уверенность и поможет развить ощущение собственной ценности.
Особое внимание стоит уделить тем подросткам, которые имеют расстройства аутистического спектра, СДВГ или другие неврологические расстройства. Они могут испытывать трудности в общении и адаптации, что влияет на их восприятие себя и своих возможностей. Важно, чтобы семья помогала таким детям осознавать свои сильные стороны, поддерживала их на пути самопознания и развития, независимо от их ограничений. Признание родителями уникальности каждого ребенка и помощь в установлении реалистичных целей способствует развитию уверенности в себе.
Примером такой ситуации может быть подросток с аутизмом, который не всегда правильно интерпретирует социальные сигналы, а значит, может сталкиваться с недопониманием со стороны сверстников. В этом случае важно, чтобы родители не только поддерживали ребенка, но и обучали его социальным навыкам, помогали найти позитивные стороны его характера, такие как честность, усидчивость или способность к детальному восприятию мира. Это поможет подростку лучше понимать свои особенности и чувствовать себя уверенно в социальной среде.
Влияние семейного воспитания на самооценку подростков также проявляется в том, как родители реагируют на неудачи и ошибки ребенка. Подростки с ОВЗ могут особенно остро воспринимать свои промахи, так как часто чувствуют себя не такими, как все. Важно, чтобы родители в таких ситуациях не только поддерживали, но и научили подростка видеть в неудачах опыт для роста. Например, если ребенок не справился с каким-то заданием, важно показать ему, что это не конец, а шанс для улучшения и развития. Такие отношения формируют у подростка устойчивость и способность справляться с трудностями, что является неотъемлемой частью здоровой самооценки.
Однако, несмотря на всю значимость поддержки со стороны родителей, не менее важен и конструктивный подход к воспитанию, включающий четкие, но доброжелательные границы и правила. Подростки с ОВЗ могут быть склонны к чрезмерной зависимости от окружающих или, наоборот, к агрессии и сопротивлению в случае отсутствия должного контроля. Поэтому важно, чтобы родители четко определяли ожидания и границы поведения, но при этом подходили к воспитанию с любовью и уважением. Например, если подросток с нарушениями слуха выражает протест или раздражение из-за недостаточной поддержки, родители должны найти способы объяснить ему причины своего поведения и дать возможность ребенку выразить свои чувства.
Здоровая самооценка не может быть сформирована только через хвалу. Она строится на основе реальных достижений, честной оценки своих способностей и выявления сильных сторон личности. В этом контексте важно, чтобы семья помогала подростку развивать умение ставить перед собой цели, планировать действия и достигать их. Родители должны быть теми наставниками, которые направляют и поддерживают, но не «перехватывают» инициативу, что способствует развитию уверенности у подростка.
Роль педагога-психолога в поддержке семьи в формировании здоровой самооценки у подростков с ОВЗ также нельзя недооценивать. Специалист может предоставить родителям важные инструменты для развития самоуважения у подростка, обучить их методам поддержки, формирования уверенности в себе и преодоления страхов. Психолог может организовать групповые или индивидуальные тренинги для подростков, которые помогут им развить навыки саморегуляции, уверенности и социальной адаптации.
Примером может быть работа педагога с подростком, который из-за низкой самооценки избегает общения с ровесниками. В ходе тренингов или индивидуальных занятий подросток учится строить положительные отношения с окружающими, преодолевая страх и неуверенность. Важно, чтобы родители поддерживали его в этом процессе, хвалили за усилия и стимулировали к дальнейшему развитию.
В заключение, семейное воспитание играет центральную роль в формировании здоровой самооценки подростков, особенно детей с ОВЗ. Создание поддерживающей и уважительной атмосферы в семье, помощь в принятии своих ограничений, стимулирование самостоятельности и уверенности в себе — вот ключевые аспекты, которые способствуют здоровому развитию личности подростка. Взаимодействие с педагогами и психологами может дополнительно помочь родителям в создании благоприятных условий для формирования самоуважения у детей, что в конечном итоге влияет на их успешную социализацию и достижение личных целей.
Список литературы
1. Мозговая М. А. Роль семьи в формировании самооценки подростков // Известия ИППО МГПУ. — 2021
2. Огольцова Е. Г., Лесюнина А. А., Овчаренко А. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребёнка // Молодой учёный. — 2017. — №48 (182). — С. 161–164.
3. Самойличенко А. К., Черемискина И. И. Родительское отношение как фактор самораскрытия способностей школьниками // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. №4 (21). — С. 368–371.