Роль семьи в формировании культуры поведения дошкольников | Надежда Владимировна Куряпина. Работа №354948
Воспитание культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Вот почему столь важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры
Роль семьи в формировании культуры поведения дошкольников
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.
Нравственное воспитание ребенка начинается с самого раннего возраста и должно осуществляться постоянно и систематически. Оно должно быть направлено на формирование у детей лучших моральных качеств и чувств: патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и правдивости, чувства долга и ответственности, собственного достоинства и общественного долга, скромности, твердости воли и характера и др.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Хотя осознания ребенком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения.
Решение всех задач по формированию культуры поведения помогает общению ребенка с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей.
О важности роли личного примера родителей известно давно. Л.Н. Толстой определил роль личного примера следующим образом: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости,- и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями»
Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.
Растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а, следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.
Воспитание культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Вот почему столь важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. С этой целью используются общие и групповые родительские собрания, консультации, посещение педагогом семей своих воспитанников. Можно также организовывать «дни открытых дверей»- где происходит детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребенка в детском саду; оформление, в раздевальной комнате, стенда или ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали бы общие вопросы воспитания культуры поведения — ее значение, сущность, необходимость
Столь большое внимание к работе с родителями не требует специальных обоснований. Ведь ясно, что понимание родителями задач воспитания культуры поведения, владение ими правильными методами воздействия на ребенка — важный педагогический резерв в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога — всемерно содействовать повышению педагогической культуры мам и пап. А такая культура означает владение родителями основами педагогических знаний и действенное применение этих знаний на практике.
Таким образом, воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий.
Цель работы - сформировать представления детей о нормах и правилах поведения.
Основные задачи:
• Формирование умения употреблять обращения по имени, имени отчеству в самостоятельной речи.
• Формирование умения правильно строить фразу при обращении к незнакомым людям.
• Сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
• Научить детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в культуре.
• Активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций.
• Развить умение чувствовать и понимать другого.
• Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
Ожидаемые результаты работы по формированию навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста:
- умеют употреблять разнообразные формулы речевого этикета;
- могут разворачивать формулы речевого этикета за счет обращений и мотивировок;
- могут проявлять доброжелательность к окружающим, используя интонацию, мимику, жесты;
- имеют первичные представления о нормах поведения;
- знают правила речевого этикета.
Основными методическими приемами организации экспериментального формирования навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста могут моделирование речевых ситуаций через ролевые игры, а также работа с родителями (родительские собрания и т.д.).
Использование моделирования речевых ситуаций через ролевые игры позволит активизировать и совершенствовать все фазы речевой деятельности, формировать и закреплять все определенные содержанием обучения знания и речевые умения, создавать условия для усвоения норм поведения в типовых ситуациях этикетного общения. Кроме того, использование данных приемов позволит приблизить речевую деятельность детей на занятиях к условиям реального общения и, тем самым, создать предпосылки для переноса приобретаемых знаний, умений и навыков в условия реальной повседневной коммуникативной деятельности.
Привлечение родителей к формированию навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста через различные формы работы (родительские собрания, консультации и т.д.) позволят повысить уровень педагогической компетентности по данному вопросу.
Усвоенные детьми знания о культуре поведения и, соответствующие им умения и навыки, позволяют поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Это навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду); с культурой игры, познавательной деятельностью, выполнением трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
К концу дошкольного возраста у ребёнка должны быть сформированы довольно устойчивые формы социально приемлемого поведения.
Список использованной литературы:
1.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 72 с.
2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В.). – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.
3. Семеновских Т.В. Механизмы формирования мотивов этического поведения у дошкольников // Программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы.