Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль семьи в развитии слабослышащего ребенка | Федорова Татьяна. Работа №315116

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Семья для слабослышащего ребенка - это проводник в мир слышащих людей, в мир звуков. Но впервую очередь, родитеям необходимо принять диагноз своего ребенка, чтобы дать ему возможность "слышать" этот мир. На родителях слабослышащих детей лежит отвественностьза их будущее. За то как ребенок будет социализирован в обществе, как он сможет принять себя таким,какой он есть. В этот период времени родителям приходит на помощь сурдопедагог. Он показывает как заниматься с ребенком, как разгогаривать и как играть.

 

Роль семьи в развитии слабослышащего ребенка

 

При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе

детей с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с

родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой.

Н.Г.Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной

работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются

нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от

первичного дефекта [1].

Для формирования гармоничного развития слабослышащего ребенка очень важно чтобы его окружали понимающие и любящие люди. Но в семьях, где рождается слабослышащий ребенок, отношения не являются постоянными. В литературе имеются различные описания так называемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением, в том числе с нарушением слуха (Г.Г.Гузеев, Д.Льютеман, Е.Шухард):

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха.

Вторая фаза — отрицание поставленного диагноза и негативизм. Родители не верят поставленному диагнозу, перепроверяют или надеются на чудо, что ребенок их слышит.

Третья фаза – защитное отрицание. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду: «Почему именно мой ребенок глухой?»

Четвертая фаза — самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам.

Когда родители находятся на четвертой фазе, в этот период наступает социально – психологическая адаптация, когда родитель способен оценивать правильно ситуацию и начинать помогать своему ребенку в коррекции, обучении и социализации в общество.

Первым окружением ребенка является семья. Наибольшее количество времени ребенок проводит в семье, именно поэтому родители несут ответственность за процесс обучения и воспитания своего ребенка. Семья является основополагающим фактором в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха. Для детей с нарушением слуха, так же, как и для детей с нормой слуха, очень важна любовь и поддержка родителей, благодаря которой дети делают уверенные шаги во взрослую жизнь. Очень важно, чтобы родители в любую минуту могли помочь своему ребенку, направить в нужную сторону, помочь и подсказать. На родителях лежит большая ответственность не только за жизнь и здоровье своего «особенного» ребенка, но и за его воспитание и обучение.

И первый этап в помощи слабослышащему ребенку - это слухопротезирование, без которого не будет полноценно проходить коррекция развития и социализация в обществе. Это первый шаг родителей к важной цели – воспитать слабослышащего ребенка так, чтобы он вырос личностью и стать счастливым человеком.

Второй и третий этап начинается с посещения ребенка дошкольного образовательного учреждения.

Родители уже настроены для помощи и поддержки ребенка, но не знают, как правильно его развивать. Поэтому опытным педагогам необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь родителям, имеющих детей с нарушением слуха. Первое, с чего стоит начать, это научить родителей принимать детей с их «особенностями», преодолевать страх и отчаяние. Нужно научиться любить ребенка такого, какой он есть. Только даря ребенку любовь, подавая ему хороший пример, он может ответить тем же.

Сурдопедагогу важно грамотно выстроить отношения между родителем и ребенком, чтобы обучение проходило плавно, с одними требованиями и преподнесением материала.

Сурдопедагог показывает родителям, как правильно разговаривать со слабослышащим ребенком, как привлекать внимание на неречевые и речевые звуки. Когда ребенок находится какое – то время в «тишине», а потом ему надевают слуховые аппараты, на малыша обрушивается большой поток звуков, которые он слышит впервые. В это время необходимо показать ребенку, как здорово носить эти аппараты, слышать голос мамы и свой собственный, слышать, как стучит барабан и погремушка, как гудят машины, и льется вода. Развитие слухового восприятия начинается с того момента, когда ребенок одевает слуховые аппараты, но понимание этих звуков наступает тогда, когда ребенку дома, на улице или на занятиях с сурдопедагогом показывают сам источник звука, дают услышать звук.

 

Конечно, родителям хочется быстрых результатов в развитии слабослышащего ребенка, ведь он носит слуховой аппарат и начал заниматься с сурдопедагогом, почему он не говорит?

Не редко родители допускают ошибки в сравнении своего ребенка с другим слабослышащим ребенком. Здесь необходима беседа педагога с родителем, о том, что необходимо научиться радоваться маленьким победам и начинаниям ребенка, хвалить его. В любой работе можно найти что-то достойное похвалы. Ведь каждый ребенок развивается по-своему, в своем темпе. Часто слышно от родителей, что ребенок не хочет заниматься с родителями дома, убегает или не реагирует.

Здесь важно рассказать родителям, что процесс коррекции не быстрый и важна совместная помощь родителей и педагога, показать родителям, как правильно общаться с ребенком, привлекать его внимание.

При общении со слабослышащим ребенком, взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, чтобы он видел лицо взрослого, его артикуляцию. Начинается обучение на слухо – зрительной основе, ребенок должен видеть, что мы и о чем говорим. Речь должна быть четкой, не быстрой и лаконичной. От большого потока слов ребенок теряет концентрацию и начинает заниматься игрушками или уходить. И очень важно понимать, что с ребенком мы играем, обучаясь. Не нужно принуждать к занятию за столом, как ученика. Взрослый включается в игру ребенка, обговаривая те действия, которые выполняет ребенок. Если слабослышащий ребенок катает машину, по родитель во время катания, говорит: «машина, би- би». А ведь машина бывает большой и маленькой, красной и зеленой.

Не стоит забывать о том, что ребенку необходим тактильный контакт: ласковые прикосновения помогут ему обрести чувство уверенности и доверие к окружающим. Одобрение педагога и родителей, побуждают ребенка выполнять действия правильно, тем самым закрепляя навык.

Следуя советам и рекомендациям педагога родители могут завоевать доверие, внимание и любовь своих детей, имеющих нарушение слуха, стать для них примером и объектом для уважения и подражания.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×