Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста | Пермякова Наталья Анатольевна . Работа №338760
Аннотация. Статья посвящена роли семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Автор рассматривает влияние семейной атмосферы на творческое развитие ребенка, отмечая как позитивные, так и негативные аспекты. Статья также описывает важность примера родителей, поддержки и поощрения творческих стремлений, создания творческой среды в доме и организации творческих занятий.
Ключевые слова: творческие способности, дети дошкольного возраста, семейная атмосфера, пример родителей, поддержка и поощрение.
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пермякова Наталья Анатольевна, воспитатель
МАОУ «Юговская средняя школа» структурное подразделение детский сад «Кояшкай»
Аннотация. Статья посвящена роли семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Автор рассматривает влияние семейной атмосферы на творческое развитие ребенка, отмечая как позитивные, так и негативные аспекты. Статья также описывает важность примера родителей, поддержки и поощрения творческих стремлений, создания творческой среды в доме и организации творческих занятий.
Ключевые слова: творческие способности, дети дошкольного возраста, семейная атмосфера, пример родителей, поддержка и поощрение.
Семья играет важную роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Влияние семейной атмосферы на развитие творчества может иметь как позитивное, так и негативное направление.
Первое, что влияет на творческое развитие ребенка, — это пример, который демонстрируют его родители. Если родители проявляют интерес к искусству, литературе, музыке и иному творчеству, это вдохновляет детей на занятия творческой деятельностью. Когда дети видят, что их родители творчески выражают себя и получают удовлетворение, они сами захотят повторить подобные действия.
Другой важный аспект влияния семьи на развитие творчества — это возможность для ребенка получать поддержку и похвалу со стороны близких. Когда родители восхваляют детей за их творческие достижения, они стимулируют их к дальнейшим творческим занятиям. Родители могут также помогать детям в организации времени и пространства для творческой работы, предоставляя им необходимые материалы и инструменты.
Семейная атмосфера также может быть источником мотивации для творческого развития. Когда в семье ценится творчество, ребенок чувствует себя поддержанным и важным. Он становится более уверенным в своих творческих способностях и готов броситься в новые эксперименты.
Однако семейная атмосфера может также оказывать отрицательное влияние на творчество. Если родители критикуют детей за их творческие проявления или ограничивают их свободу самовыражения, это может подавить интерес ребенка к творчеству и ограничить его творческие способности. Кроме того, если родители сами не проявляют интерес к творчеству, это может ослабить мотивацию ребенка.
Организация творческой среды дома играет важную роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. В домашней обстановке ребенок имеет возможность свободно выражать свои идеи, экспериментировать и развивать свое творческое мышление. Семья может создать подходящую атмосферу, предоставить необходимые материалы и поддерживать интерес ребенка к творческому процессу.
Проведение игр, основанных на воображении и творчестве, является одним из способов стимулирования развития творческих способностей у детей. Семья может организовывать игры-путешествия в мир фантазии, где ребенок может создавать свои собственные истории, персонажей и миры. Он может использовать различные материалы, игрушки и костюмы для воплощения своих идей. Это поможет развить его воображение, способность к конструированию и проблемному мышлению.
Занятия и привычки, связанные с творческим процессом, также играют важную роль в развитии творческих способностей у детей. Регулярные занятия рисованием, лепкой, вырезанием и другими видами рукоделия позволяют детям экспериментировать с различными материалами и техниками, развивать мелкую моторику и внимание к деталям. Семейная традиция таких занятий может стать мощным стимулом для развития творческих навыков у ребенка.
Способности детей к творчеству также могут быть развиты через создание творческой атмосферы в доме. Важно обеспечить доступность различных творческих материалов и инструментов, таких как краски, кисти, карандаши, клей и т. д. Расставьте их таким образом, чтобы ребенок мог легко найти нужные предметы и использовать их по своему усмотрению. Это поможет ребенку чувствовать себя свободным и независимым в своих творческих экспериментах.
Кроме того, семья может привить ребенку привычку наблюдать и изучать мир вокруг себя. Предлагайте ребенку рассматривать различные предметы, искать необычные формы и цвета, задавать вопросы и искать ответы самостоятельно. Посещение музеев, галерей, театров и других культурных мероприятий также способствует расширению кругозора ребенка и развитию его творческих способностей.
Еще одним из способов активизировать творческий потенциал ребенка— это проведение семейных проектов и совместных занятий.
Семейные проекты – это коллективное творчество, которое объединяет всех членов семьи. Например, создание совместного рисунка, изготовление игрушек или декорации для детской комнаты. Проекты не только способствуют развитию творческого мышления и воображения, но и укрепляют семейные связи, развивают коммуникативные навыки и взаимопонимание между членами семьи. Такие проекты могут быть созданы с учетом интересов и возрастных особенностей детей, что позволяет им раскрыть свой творческий потенциал вместе с родителями.
Семейные проекты и совместные занятия помогают развивать у детей воображение, креативное мышление, способность искать нетривиальные решения, а также учат работать в команде и развивают творческую самооценку. В результате дети приобретают навыки, которые могут оказаться полезными и в будущем – умение мыслить творчески, находить новые решения и выражать себя через различные виды искусства.
Таким образом, семья играет важную роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Предоставление игрового пространства, организация творческих занятий и создание творческой атмосферы в доме позволяют ребенку развивать свое творческое мышление, воображение и навыки рукоделия. Эти навыки и умения будут полезны для его развития как личности и будут способствовать его успеху в будущем.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. 2005. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва.
2. Ильина М.В. 2005. Развитие вербального воображения. Москва.
3. Ильина М.В. 2004. Развитие невербального воображения. Москва.
4. Королёва С.Г. 2010. Развитие творческих способностей детей 5 – 7 лет. Волгоград.