Роль семьи в речевом развитии ребенка ☼ | Лариса Алексеевна Гукова. Работа №273184
Автор: Лариса Алексеевна Гукова
Одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе-полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.
Роль семьи в речевом развитии ребенка
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе - полноценное и своевременное формирование речи в дошкольном возрасте. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми и его поведение.
Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Перед современными родителями стоит задача - создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук. Основным методом развития связной речи в общении является разговор родителей с детьми. Это наиболее распространенная и общедоступная форма речевого общения родителей с детьми в повседневной жизни. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи.
Способности к речи, как известно, проявляются и в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для ребёнка делами. А так как ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, ознакомление с окружающим миром и обогащение детского словаря необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Читая книги и рассматривая картинки, рассматривая и обследуя предметы, игрушки, играя в дидактические игры, загадывая загадки необходимо больше внимания уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказывать об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение противопоставлять, сравнивать, подбирать обобщающие слова, называть однородные предметы.
Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они вызывали интерес, были непродолжительными, формировали навыки контроля за своей и чужой речью, развивали реакцию на речевую ситуацию. Важно развивать грамматические навыки, синтаксические навыки (построение простых и сложных предложений), важно научить детей механизму словообразования (образование одного слова от другого) и умению им пользоваться.
В жизни человека очень короток период (приблизительно до 8 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Используя уникальную возможность этого периода, родители имеют возможность стать своему ребенку родными по духу людьми. При совместном времяпрепровождении ребенок получает радость от общения и дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможно пробуждение и закрепление речевых умений, постижение новых знаний, впечатлений, формирование правильных речевых образцов.
Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями. Важно находить время на общение с детьми и регулярно проводить занятия с ними. И тогда успех не заставит себя ждать.
Создание полноценной речевой среды в семье важно, ведь правильная речь близких - как образец для ребенка. Эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия способствуют полноценному развитию речи ребенка, развитию коммуникативных способностей, успешному обучению в школе, а значит, и полноценному развитию личности.