"Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка"" | Воробьева Евгения Васильевна. Работа №364814. Номер работы: №364814
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется, в первую очередь, преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах.
Фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Родительское собрание с элементами тренинга
«Роль семьи в сохранении психологического благополучия детей»
Цели:
- акцентировать внимание на взаимосвязи родительских установок, оценок с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
- развивать у родителей рефлексию собственных воспитательных установок, оценок;
- организовать обмен опытом взаимодействия с детьми;
- способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребенком.
Участники: воспитатели, родители, педагог-психолог.
Ход собрания
«Все начинается с семьи…. Здесь пробуждается и начинает раскрываться личность ребенка; здесь ребёнок любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь закладываются основы его характера»
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется, в первую очередь, преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах.
Фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
-наличии чувства доверия к миру;
-способности проявлять гуманные чувства;
-способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
-наличии положительных эмоций и чувства юмора;
-способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
-способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом
Т.е.- родители, играют существенную роль в его жизни.
Признаки эмоционального неблагополучия, которые можно выявить из общения с детьми:
- неуравновешенность;
- возбудимость;
- истерики;
- негативизм, упрямство;
- конфликтность;
- эмоциональная холодность;
- отчуждение, уход от общения.
Упражнение «Презентация моего ребенка»
Присутствующим нужно охарактеризовать своего ребенка 2 словами. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы.
Упражнение «Живой дом»
Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.
Педагог-психолог предлагает совместно составить список признаков, по которым можно определить эмоциональное нарушения у детей.
Одним из важных инструментов родительского эмоционального воздействия на ребенка являются УСТАНОВКИ. Это система родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
- Давайте попробуем вспомнить наши высказывания, оценки, определить, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают на ребенка и как их изменить (перефразировать).
Упражнение «Родительские установки»
Негативные установки
Последствия
Позитивные установки
Горе ты мое!
Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждения, конфликты
Радость ты моя!
Нытик, плакса!
Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.
Поплачь, станет легче!
Ты копия своего папочки!
Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.
Папа у нас замечательный! Мама у нас умница!
Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!
Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.
Попробуй еще раз –и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.
Ты обидел маму! Ты плохой – вот уйду от тебя к другому мальчику.
Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.
Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно - постарайся не поступать так больше.
Займись чем-нибудь, отстань.
Отчуждение, озлобленность
Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся
Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!
Агрессия, капризы, истерики
Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.
Выводы:
Одним из основных компонентов полноценного развития ребенка является психологическая защищенность – осознание того, что его любят, в любых жизненных ситуациях.
Образцами поведения для детей служат прежде всего, сами взрослые: их поступки, взаимоотношения.
Уметь слушать ребенка – непростая задача для взрослого. Именно в диалоге рождаются доверие и взаимоотношение.
Рефлексия
Упражнение «Аплодисменты».
Цель: снятие эмоционального напряжения, улучшение настроения.
Мы с вами хорошо поработали. И на последок я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не убежали от нас, их необходимо крепко накрепко объединить аплодисментами.