Роль семьи в воспитании дошкольников | Галина Иванована Цыкина. Работа №338217. Номер работы: №338217
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растёт либо доброжелательным,открытым, общительным, либо тревожным,грубым, лицемерным, лживым. Для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидить, радоваться, сочувствовать.
Роль семьи в воспитании дошкольников
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. В современном обществе семья рассматривается, как институт первичной социализации ребенка и важность ее обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни.
Проблеме семьи, как важному институту, уделяли и уделяют внимание многие авторы: А. В. Мудрик, П. И. Пидкасистый, Б. Т. Лихачев, А. В. Дронь, Л. В. Данилюк, Т. А. Куликова, Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева, О. В. Солодянникова, Е. Ф. Акулова, Т. М. Царева, С. В. Елесеева, А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина, Т. Н. Доронова, С. В. Глебова, А. В. Козлова, О. И. Давыдова и др.
Именно семья, по мнению Н. В. Евдокимовой, Н. В. Додокиной, Е. А. Кудрявцевой помогает ребенку превратиться в зрелую личность, так как психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка с взрослыми, семейный микроклимат — все это формирует личность ребенка. И как бы ни спорили психологи и педагоги по поводу особенностей формирования личности ребенка, никто из них не отрицает огромного влияния, которое оказывают родители на этот процесс [4,106]. Семья является важнейшим источником для формирования личностной и социальной стабильности ребенка. Помимо сознательного целенаправленного воспитания, которое дают родители своему ребенку, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия (которое ребенок испытывает раньше всего, в тот период, когда он наиболее восприимчив) накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка.
В дошкольном детстве семья играет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ребенка. А ее уникальный характер как воспитательной среды выражается в следующем:
- в семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и
другими взрослыми членами семейной группы. Для нормального развития
ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми
людьми. Дети, изолированные от мира взрослых, самое главное – от
родителей, отстают в своем развитии;
- создаются условия, крайне необходимые детям в первые годы их жизни.
Современная наука доказывает: успешность обучения ребенка в школе, его целостное развитие в большой мере зависят от заботы, внимания к нему в первые три года жизни. Иными словами, они зависят от того периода, когда социальный круг ребенка ограничен пределами семьи, где царит неповторимая эмоциональная атмосфера, удовлетворяющая его эмоциональные потребности в любви, тепле, сочувствии, защищенности. Без эмоционального развития невозможно нормальное взаимодействие ребенка с другими людьми вне семьи, с обществом, с природой. Если в семье у малыша превалируют отрицательные эмоции (страх, недоверие, мстительность, злоба) его вхождение в окружающий мир может стать социально опасным;
- осуществляется подготовка к будущей семейной жизни;
- формируется культура поведения и внешнего вида, развиваются интересы и потребности.
Семья выполняет различные функции.
Репродуктивная – рождение детей: заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их.
Хозяйственно-экономическая – ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение.
Воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей); систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей.
Нравственно-психологическая – создание благоприятного нравственно - психологического климата в семье, выработка характер и стиля внутрисистемных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества.
Коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействие семьи с другими людьми, семьями, социальными группами.
Рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
Особую роль семьи в формировании ребенка определяет ряд факторов:
1) интимный, доверительный характер нравственно-психологического климата семьи, основанный на взаимных родственных связях и привязанностях, которые выражаются в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям;
2) многоролевая структура семейного коллектива, обуславливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния;
3) наличие естественных условий для включения детей в самые разные внутрисемейные отношения и деятельность.
Качество семьи и семейного воспитания во многом зависит от структуры семьи, которая определяется:
а) количеством поколений;
б) количеством и полом детей;
в) наличием обоих родителей.
Характер семейного воспитания во многом зависит от типа семьи.
I тип – благополучные семьи. Для этого типа семьи характерны высокие духовные интересы и потребности, ответственное отношение к семейным обязанностям, трудолюбие. Отношения между родителями и детьми в таких семьях строятся на любви и уважении друг к другу. Родители верят в силы и возможности ребенка, умеют найти к нему правильный подход, предъявляют разумные требования.
II тип – формально-благополучные семьи. Данному типу семьи свойственно внешнее благополучие, но отсутствуют уважение между членами семьи, духовная близость. У родителей складываются неровные отношения с детьми, предъявляемые требования носят стихийный характер, в них не учитываются возможности ребенка.
III тип – неблагополучные семьи. Для этого типа семьи характерно отсутствие духовных интересов, семейных традиций, безразличное отношение к бытовым обязанностям, пренебрежение к домашнему труду, беспорядок в ведении хозяйства. В таких семьях нет уважения между семьями семьи. Родители проявляют безответственное отношение к воспитанию детей. Наиболее частыми причинами неблагополучия являются пьянство, открытые и скрытые конфликты между членами семьи.
Так же, роль семьи играет большую значимость в формировании мировоззрения дошкольника, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главной особенностью семейного воспитания является то, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Любовь родителей – это источник благополучия ребенка в семье, условие его правильного воспитания и счастливого детства. Дети очень эмоционально реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом дошкольник активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Теплота домашней атмосферы, комфортность состояния в доме стимулируют ребенка к воспитанию существующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.
Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: •демократический,
• диктаторский,
• попустительский.
Демократический стиль считается наиболее благоприятным: родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.
Диктаторский стиль для данного стиля характерно: родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко. Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно. Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.
Попустительский стиль – этот стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам. Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут не дисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоист.
Мы можем сделать вывод , что огромная роль семьи в развитии личности ребенка очевидна. Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья — первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Именно в семье индивид становится личностью. Однако существуют проблемы, с которыми сталкивается современная семья, в первую очередь — это высокий уровень занятости родителей, который не позволяет достаточно времени уделять своему ребенку. Существенной проблемой семьи считается развод, он перестает быть исключительным и становится обычным, ординарным явлением, что негативно сказывается на развитии ребенка в такой семье. Также авторами отмечаются нарастающие явления кризиса современной семьи, которые выражаются в снижении социальной установки на воспитание, потребительском отношении супругов друг к другу, что, естественно, сказывается на личностном развитии ребенка.