Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль семьи в воспитании ребенка | Рыжова Наталья Евгеньевна. Работа №330021. Номер работы: №330021

Дата публикации:
Автор:
Описание:

План:

Роль семьи в воспитании детей,

функции семьи.

Условия правильного воспитания в

семье. Макаренко А.С. «Об условиях

семейного воспитания».

Задачи ДОУ в работе с семьёй.

Условия успешной работы ДОУ с

семьёй.

Формы и содержание работы ДОУ с

семьёй. Родительский комитет. Его

функции, состав, содержание работы.

Педагогическая работа с населением.

Введение

Тема  на мой взгляд, очень важна и интересна.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А.Коменский назвал ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Я.А.. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

А вот специалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Между тем современная наука располагает многочисленным данным, свидетельствующим о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравним ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА И РАБОТА ДОУ С СЕМЬЁЙ.
План:
Роль семьи в воспитании детей,функции семьи.
Условия правильного воспитания всемье. Макаренко А.С. Об условияхсемейного воспитания.
Задачи ДОУ в работе с семьёй.
Условия успешной работы ДОУ ссемьёй.
Формы и содержание работы ДОУ ссемьёй. Родительский комитет. Егофункции, состав, содержание работы.
Педагогическая работа с населением.
Введение
Тема на мой взгляд, очень важна и интересна.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А.Коменский назвал ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Я.А.. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
А вот специалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Между тем современная наука располагает многочисленным данным, свидетельствующим о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравним ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
1. Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи.
Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным
характером. Проводником семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который самый, самый умный. Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства.
Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.
Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настораживается на ту деятельность, которая требуется для успокоения мамы (Попрошу прощения, поцелую, возьму и почищу куртку).
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая .< случаю, навсегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5 - 2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки спать, подать дедушке газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3 - 4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.
Выражение Дети - зеркало семьи при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедуют его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жесткости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-х летнего сына давать сдачу при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.
Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и отучить от таких, которые постоянно демонстрируют.
Представляя собой малую группу, своего рода микрокосмос, семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья -не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас
и профессиональные подсистемы (мама - учительница, папа - шофер, бабушка -медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности. (3, с.352-354).
Итак, семья - начальная структурная единица общества, закладывающая основы
личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов,
детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения:
папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет
семью: она появляется и укрепляется с рождением детей. В Воспроизводстве
человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.
- репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть, в
рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция выключает в
себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в
количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде
всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным
достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода
биологических аномалий (Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья
и ее проблемы. - М., - с. 43 - 35).
семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи,
в семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом опыта.
4
Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект -постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. (1, с. 10 - 14).
2. Условия правильного воспитания в семье. Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания:
осознание родителями ответственности за воспитание детей перед обществом: родители должны понять мысль А.С. Макаренко о том, что воспитание детей - самая важная область нашей жизни... Правильное воспитание - наша счастливая старость, плохое воспитание - наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Воспитание своего ребенка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность граждан, будущих отцов и матерей, в успехе заинтересованы не только они сами, но и общество в целом. педагогические знания: успешным воспитанием в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. Чтобы правильно воспитывать ребенка, над хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания. Они помогут родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе верных путей для его воспитания.
правильная организация семейной жизни: важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосферы патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т.п.), но и духовные потребности.
авторитет: родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием - все это относится в равной мере и к матери и к отцу.
- правильное отношение родителей к ребенку: в основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований Хочу, Дай, Купи, открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей - все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребенку называется слепой. Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка, особенности возраста. Правильно относиться к ребенку - это значит уважать в нем человека, пусть еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условиях разнообразной деятельности. (2, с. 372 - 374).
Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко считал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому отцу и каждой матери. Совсем другое -перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания -уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.
Можно решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи.
Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.
Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в совсем расхождении они больше думали о детях.
Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.
Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!
Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и организации жизни ребенка. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка - все это такие вещи, которые помогут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей... (4, с. 105 - 109).
Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стане, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.
На чем основан авторитет родителей? В понимании этой проблемывстречаются заблуждения среди родителей.,
Есть немного сортов ложного авторитета:
авторитет подавления (следствие - подавленность и жесткость детей); авторитет расстояния (следствие - отдаленность детей);
- авторитет чванства (следствие - чванятся и дети); авторитет педантизма (человек всегда и во всем прав);
авторитет резонерства (родители говорят красивые слова, но это только слова);
авторитет любви (родители говорят нежные слова, много ласки);
авторитет доброты (следствие - дети становятся капризными итребовательными);
авторитет дружбы (дети могут начать воспитывать родителей);
-авторитет подкупа (принцип: Будешь слушаться - куплю...).
Главным же основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. (4, с. 110 -114).
3. Задачи дошкольных учреждений в работе с семьей
Работа с семьей — важная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на установление единства семейного и общественного воспитания.
В работе с семьей решаются следующие задачи: педагогическое просвещение родителей;
изучение условий жизни и воспитания в каждой семье, выявление и пропаганда лучшего опыта; ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
установление единства в воспитании детей: единство в воспитании детейобеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процессусвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единстваявляются педагогические знания родителей, их осведомленность о работедошкольных учреждений.
Изучение и распространение опыта семейного воспитания: воспитатель,посещая семьи, беседуя с родителями, наблюдая за детьми, отмечаетположительный опыт организации жизни детей и вечерние часы и в выходныедни, умелое влияние на их интересы и поступки.
Накопление фактов, свидетельствующих о положительном опыте воспитания детей в лучших семьях, дает основание для обобщающих выводов
и рекомендаций для всех родителей. Зная, кто из них успешно решает те или иные задачи воспитания в семье, осуществляет тесное взаимодействие с дошкольным учреждением, воспитатель обеспечивает выступление этих родителей на собраниях, конференциях по обмену опытом семейного воспитания.
-ознакомление родителей с жизнью и работой ДОУ: для установленияединства в воспитании детей в ДОУ и семье необходимо, чтобы родители яснопредставляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей,какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какиетребования предъявляются к их поведению, какие правила существуют дляродителей, чем они обусловлены и т.д. По возможности родителям надонаглядно показать различные стороны жизни ДОУ.
4. Условия успешной работы ДОУ с семьей
Для того, чтобы работа ДОУ с семьей давала действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы эта работа велась:
-целенаправленно;планомерно;систематически;
важны конкретность и дифференцированный подход на основе каждой семьи
и ребенка;
правильные взаимоотношения между воспитателями, работниками ДОУ и
родителями.
Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие - беседа, доклад, оформление стенда для родителей - было направлено на достижение определенной цели. Например, на стенде вывешиваются советы на тему Как одевать ребенка весной. Цель - предупредить типичную для родителей ошибку,, заключающуюся в том, что они не всегда учитывают изменения погоды и одевают детей по-зимнему, в результате чего ребята перегреваются, движения их оказываются скованными.
Планомерность и систематичность работы с семьей предполагает ее непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный
10
подход к формированию личности ребенка как процессу всестороннего ее развития, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Педагогическое просвещение родителей наиболее действенно тогда, когда оно носит конкретный характер. Чтобы давать родителям советы и рекомендации, воспитатель должен хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, условия жизни и воспитания в семьях. Конкретизировать общие требования и рекомендации семье с учетом возможностей, условий, уровня педагогической культуры родителей, подходить к семьям воспитанников дифференцировано - таково одно из условий успешно работы детского сада с семьей.
Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников ДОУ с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Если родители видят в воспитателе человека, лично заинтересованного в судьбе их ребенка, они относятся к нему как к другу и близкому человеку, проникаются к нему доверием и уважением. В основе отношения воспитателя к родителям лежит уважение к ним, как к отцам и матерям его воспитанников. Высокая культура взаимоотношений педагога с родителями создает благоприятную почву для установления взаимопонимания и единства в сложном деле воспитания детей. (2, с. 374 - 377).
5. Формы и содержание работы дошкольного
учреждения с семьей
Родительский комитет: его функции, состав, содержание работы.
Индивидуальные:
беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
- консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп,
II
имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются освоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением, обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию).
посещение семей много дает для изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, тихий, смущенный) также помогут понять психологический климат семьи.
-день открытых дверей, являясь достаточно распространенной формойработы, дает возможность познакомить родителей с дошкольнымучреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещениемгруппы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показатьфрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборына прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методистбеседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшиевопросы.
Коллективные:
-родительские конференции преследуют цель обмена опытом семейноговоспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимостиоказывает помощь в выборе темы. На конференции может выступитьспециалист. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного
12
учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.
Важно определить актуальную тему конференции (Забота о здоровье детей, Приобщение детей к национальной культуре). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
- родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего
учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них
обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной
работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего
оздоровительного периода. На общее собрание можно пригласить врача,
юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз 2 -3 месяца. На обсуждение выносят 2-3
вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить
родителям или кому-нибудь из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно
посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема,
злободневная для данной группы, например, Почему наши дети не любят трудиться?,
Как воспитать у детей интерес к книге.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме Давайте знакомиться, Порадуем друг друга и др.
Во многих дошкольных учреждениях работает телефон доверия, проводятся День добрых дел, вечера вопросов и ответов.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. (3, с.358 - 361).
В каком детском саду имеется РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ, который избирается на общем собрании родителей. В него входят представители от родителей детей всех возрастных групп.
Родительский комитет организует свою работу в соответствии с Положением о родительском комитете в детском саду. Работа его планируется на год, содержание ее направлено на оказание помощи работникам ДОУ в воспитании детей, а также в работе с семьей. В каждой возрастной группе имеется родительский актив, который оказывает
13
возможную помощь воспитателям: помогает в подготовке родительских собраний, вечеров, привлекает родителей к выполнению отдельных поручений и заданий.
Родительский комитет и актив детского сада уделяют особое внимание неблагополучным семьям: посещают их, воздействуют на родителей, которые недостаточно ответственно относятся к воспитанию своих детей, не выполняют требований ДОУ. Вместе с воспитателями родительский актив изучает лучший опыт семейного воспитания и участвует в его распространении.
Родительский комитет организует дежурство родителей в дошкольном учреждении с целью осуществления общественного контроля и оказания помощи воспитателям.
б. Педагогическая работа с населением
Все взрослое население, прежде всего родители, должно быть подготовлено к воспитанию детей и молодежи. С этой целью организуется пропаганда педагогических знаний среди населения. Университеты педагогических знаний для родителей охватывают широкий круг вопросов, которые рассматриваются с использованием разнообразных форм.
Широко ведется пропаганда педагогических знаний через печать, радио, телевидение. Для родителей выпускается большое количество художественно-педагогической, научно-популярной литературы и методической литературы.
Эффективной и широко распространенной формой ^пропаганды педагогических знаний, а также санитарно-просветительной работы является организация наглядной агитации. При оформлении средств наглядной агитации нужно продумывать ее содержание, художественное оформление, что способствует более глубокому восприятию ее материалов.
Работники ДОУ, и прежде всего воспитатели, должны активно участвовать в педагогической пропаганде в роли ее организаторов, в качестве лекторов и консультантов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.(2, с.385).
1. Функции семьи
Репродуктивная (функция продолжения рода)
Хозяйственная (экономическая)
Рекреативная (функция организации домашнего досуга)
Коммуникативная
Бытовая
Воспитательная функция
2. Роль семьи в воспитании детей
Семья
ФВ: здоровье
НВ: позиция, поведение, качества, чувства
УВ: родной язык, интеллект, познавательные интересы
Ребенок
ХВ (ЭВ)
ТВ:
отношение, навыки и умения
ЭМВ: эмоции,
чувства,
отношение
3. Проблемы современной семьи
Алкоголизм и наркомания родителей;
Не уменьшается число детей, от которых при их рождении отказались матери;
Возрастает количество отцов и матерей, лишенных родительских прав; Много неполных семей (одиночек, разведенных, вдов с детьми); Распространение во многих семьях накопительства, пренебрежение к труду и т.д. пагубно влияет на развитие личности ребенка. Стиль отношений между членами семьи.
Типы семей
Однопоколенная семья
Многопоколенная семья
Неполная семья
Семья с одним ребенком
Семья с двумя и более детьми
Неблагополучная семья
Созависимая алкогольная семья
Основные особенности развития взаимоотношении в семьях благополучных и созависимых:
Здоровая семья: открытое общение, поддержка друг друга, доверие, совместные действия, разумные и обсуждаемые моральные ценности, умение сотрудничать, сохранение обрядов, общие духовные ценности, уважение честной жизни каждого, открытое выражение любви, ценность служения людям, открытость помощи из вне.
Созависимая алкогольная семья:
неопределенные отношения (не говори, не чувствуй, не верь), поиск недостатков, недоверие, изоляция (каждый решает сам), экстремальная система ценностей, праздники по обязанности, чужие по духу, посягательство на частную жизнь другого, нет выражения чувствам, отрицание услуги (пойди и сделай сам), неприятие чужой помощи (сор из избы не выносят).
4 ТИПА ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ
герой семьи - ответственный ребенок, примерный ученик, проблемный ребенок, козел отпущения, бунтовщик, потерянный, кроткий ребенок (хорошая учеба, читает, фантазирует), любимец семьи, ее талисман (чаще младший ребенок).
4. Условия правильного воспитания в семье.
Осознание родителями ответственности за воспитание детей перед обществом.
Правильная организация семейной жизни
Педагогические знания.
Правильное отношение к ребенку: любовь в сочетании с
требовательностью.
Формы работы
Непосредственные
Опосредованные
Общие для родителей всего р/с
Групповые.
Индивидуальные
Выставки
Обще групповые
Подгрупповые
14
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×