Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе: как помочь детям с нарушениями восприятия | Процкая Ольга Юрьевна. Работа №348851
Аннотация. В статье раскрывается роль сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с нарушениями восприятия. Рассматриваются ключевые принципы сенсорной интеграции, примеры упражнений и техник, направленных на улучшение сенсорной адаптации и когнитивного развития детей с особыми образовательными потребностями. Приводятся примеры практических подходов, применяемых учителем-дефектологом, и обсуждаются их эффективность в коррекционном процессе.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, нарушения восприятия, дети с ООП, коррекционная работа, сенсорная адаптация, когнитивное развитие, учитель-дефектолог.
Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе: как помочь детям с нарушениями восприятия
Процкая Ольга Юрьевна, учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. Известковый
Амурского муниципального района Хабаровского края
Аннотация. В статье раскрывается роль сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с нарушениями восприятия. Рассматриваются ключевые принципы сенсорной интеграции, примеры упражнений и техник, направленных на улучшение сенсорной адаптации и когнитивного развития детей с особыми образовательными потребностями. Приводятся примеры практических подходов, применяемых учителем-дефектологом, и обсуждаются их эффективность в коррекционном процессе.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, нарушения восприятия, дети с ООП, коррекционная работа, сенсорная адаптация, когнитивное развитие, учитель-дефектолог.
Сенсорная интеграция является важным аспектом коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения восприятия. Многие дети с особыми образовательными потребностями (ООП) сталкиваются с трудностями в обработке сенсорной информации, что проявляется в их неспособности правильно воспринимать и интегрировать сигналы, поступающие от органов чувств. Это может привести к проблемам с концентрацией внимания, поведением, обучением и социальной адаптацией. Для таких детей сенсорная интеграция становится основным элементом коррекционного процесса, так как помогает улучшить их способность взаимодействовать с окружающим миром.
Сенсорная интеграция, как метод, основан на том, чтобы помочь ребенку научиться правильно обрабатывать сенсорные сигналы, поступающие через зрение, слух, осязание, вкус, запах и вестибулярные ощущения. Задача учителя-дефектолога заключается в том, чтобы создать условия, при которых ребенок сможет лучше воспринимать сенсорные стимулы и реагировать на них адекватно. Это, в свою очередь, способствует улучшению поведения, повышению внимания и общей когнитивной активности.
Одним из эффективных методов сенсорной интеграции является использование игр и упражнений, направленных на развитие разных сенсорных систем. Например, для детей с нарушениями восприятия тактильных ощущений могут быть полезны игры с различными текстурами. Педагог предлагает ребенку на ощупь распознавать предметы с разной поверхностью, такие как мягкие ткани, жесткие пластиковые игрушки или колючие предметы. Такие занятия помогают детям адаптироваться к разнообразным тактильным ощущениям и развивают их способность различать и интегрировать сенсорные сигналы.
Другим примером является использование вестибулярных упражнений для детей, испытывающих трудности с координацией движений и равновесием. Дефектолог может организовать занятия с использованием гимнастических мячей, качелей или балансировочных платформ. Эти упражнения развивают у ребенка способность управлять своим телом в пространстве, а также улучшают вестибулярную систему, что способствует развитию координации и пространственного восприятия. Постепенное увеличение сложности заданий помогает ребенку адаптироваться к изменениям окружающей среды и учиться реагировать на них быстрее и точнее.
Важную роль в сенсорной интеграции играет развитие слухового восприятия. Дети с нарушениями слухового восприятия могут испытывать трудности с распознаванием и пониманием звуков, что негативно сказывается на их учебной деятельности и взаимодействии с окружающими. Для коррекции таких нарушений дефектолог может использовать упражнения на распознавание звуков окружающей среды (например, звуки природы, звуки транспорта) или занятия, связанные с ритмическими звуками и музыкой. Например, использование простых музыкальных инструментов помогает ребенку различать высоту, громкость и длительность звука, что улучшает слуховое восприятие и внимание к звуковым сигналам.
Также важно развивать у детей с нарушениями восприятия зрительную систему. Дефектолог может предлагать детям упражнения на различение форм, цветов и расстояний. Например, игра «Найди предмет» позволяет ребенку концентрироваться на поиске предметов определенного цвета или формы в группе других предметов. Это помогает развить способность к зрительной концентрации, улучшить восприятие и интеграцию зрительных стимулов.
Сенсорная интеграция также может включать использование комплексных упражнений, направленных на одновременное развитие нескольких сенсорных систем. Например, игры, которые требуют участия как тактильных, так и зрительных и слуховых каналов восприятия, помогут ребенку научиться координировать информацию из разных источников. Игра «Повтори движение» требует, чтобы ребенок одновременно слушал инструкцию, смотрел на движение педагога и повторял его с помощью собственных тактильных ощущений. Такие комплексные задания способствуют развитию целостного восприятия и улучшению межсенсорной интеграции.
Эффективность сенсорной интеграции зависит от индивидуального подхода к каждому ребенку. Педагог-дефектолог должен учитывать особенности развития каждого ученика, адаптируя методики под конкретные потребности и уровень сенсорного нарушения. Важно, чтобы занятия проводились в безопасной и поддерживающей среде, где ребенок может постепенно адаптироваться к новым ощущениям и развивать свои способности без страха неудачи.
Практический опыт показывает, что регулярные занятия по сенсорной интеграции способствуют не только улучшению сенсорного восприятия, но и повышению общего уровня когнитивного развития детей с ООП. Дети становятся более уверенными в себе, начинают лучше взаимодействовать с окружающими, улучшаются их навыки внимания, памяти и самостоятельности. Сенсорная интеграция помогает детям справляться с повседневными задачами, а также способствует их успешной адаптации в школе и социуме.
Таким образом, сенсорная интеграция играет ключевую роль в коррекционной работе с детьми с нарушениями восприятия. Использование различных сенсорных стимулов, игр и упражнений помогает детям развивать способность к адекватной обработке сенсорной информации, что положительно сказывается на их учебной и социальной адаптации. Учитель-дефектолог, применяя методы сенсорной интеграции, создает условия для всестороннего развития ребенка, помогая ему чувствовать себя успешным и уверенным в окружающем мире.
Список литературы
Будаева
Сэсэг
Дагбадоржиевна
О
пыт развития сенсорных процессов обучающихся в условиях коррекционной школы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-razvitiya-sensornyh-protsessov-obuchayuschihsya-v-usloviyah-korrektsionnoy-shkoly
Золоткова
Евгения Вячеславовна, Попова Олеся Вячеславовна Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми младшими
школьниками в сенсорной комнате // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschaya-rabota-s-umstvenno-otstalymi-mladshimi-shkolnikami-v-sensornoy-komnate
Сакаева
А. Н., Боброва В. В.,
Сагадиева
Т. К. Использование приемов сенсорной инте
грации в коррекционной работе с детьми с РАС // Педагогическая наука и практика. 2022. №2 (36).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-sensornoy-integratsii-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-ras
Теречева
М. Н., Павлова Л. Н. Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sensornoy-integratsii-v-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya