Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль сенсорных игр в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ | Артюхова Светлана Викторовна. Работа №350754

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Сенсорные игры играют важнейшую роль в развитии детей дошкольного возраста, в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти игры помогают развивать не только сенсорное восприятие, но и мелкую моторику, что является важным аспектом общего развития ребенка. В статье рассматриваются основные принципы использования сенсорных игр для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ, а также даются практические рекомендации для воспитателей. Описание разнообразных сенсорных упражнений и игр с учетом особенностей детей с различными нарушениями здоровья помогает педагогам эффективно поддерживать развитие детей, создавая для них комфортную и стимулирующую образовательную среду.

Ключевые слова: сенсорные игры, мелкая моторика, дети с ОВЗ, дошкольное образование, развитие, педагогика, нарушения развития, коррекционная работа, стимуляция моторных навыков.

РОЛЬ СЕНСОРНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Артюхова Светлана Викторовна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 14 Берёзка г. Ханты-Мансийск
Аннотация: Сенсорные игры играют важнейшую роль в развитии детей дошкольного возраста, в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти игры помогают развивать не только сенсорное восприятие, но и мелкую моторику, что является важным аспектом общего развития ребенка. В статье рассматриваются основные принципы использования сенсорных игр для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ, а также даются практические рекомендации для воспитателей. Описание разнообразных сенсорных упражнений и игр с учетом особенностей детей с различными нарушениями здоровья помогает педагогам эффективно поддерживать развитие детей, создавая для них комфортную и стимулирующую образовательную среду.
Ключевые слова: сенсорные игры, мелкая моторика, дети с ОВЗ, дошкольное образование, развитие, педагогика, нарушения развития, коррекционная работа, стимуляция моторных навыков.
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неотъемлемой частью их общего физического и психического развития. Мелкая моторика отвечает за координацию движений, точность и гибкость пальцев, а также за развитие когнитивных функций, таких как внимание, память и восприятие. Одним из эффективных способов активизации этих процессов являются сенсорные игры, которые способствуют не только развитию моторики, но и обогащению сенсорных ощущений. Сенсорные игры и упражнения становятся важным инструментом для педагогов, работающих с детьми с особыми потребностями, так как они позволяют улучшить физическую и умственную адаптацию ребенка в образовательной среде.
Сенсорные игры представляют собой деятельность, направленную на восприятие различных сенсорных сигналов: визуальных, слуховых, тактильных и других. Эти игры помогают ребенку научиться воспринимать окружающий мир через различные каналы восприятия, а также стимулируют развитие мелкой моторики. Особенно важными такие игры становятся для детей с ОВЗ, так как они обеспечивают индивидуальный подход, учитывающий как особенности развития каждого ребенка, так и уровень его физической готовности. Таким образом, сенсорные игры не только улучшают восприятие, но и способствуют развитию навыков, необходимых для успешной социализации и дальнейшего обучения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорные игры оказывают влияние на несколько сфер развития. Прежде всего, они способствуют улучшению координации движений, развитию тактильных ощущений, а также способствуют созданию условий для активного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Для таких детей характерны задержки в развитии или определенные трудности, связанные с движением, восприятием или речью. Именно в этих условиях сенсорные игры становятся ключевым звеном в коррекционной работе, поскольку они активируют как физическую, так и эмоциональную сферу ребенка, стимулируя его активность и развитие.
Основные принципы использования сенсорных игр в работе с детьми с ОВЗ связаны с созданием благоприятной среды для сенсорных ощущений, поддержкой ребенка в процессе освоения новых движений и навыков. Педагогу важно помнить, что игры должны быть доступными, но в то же время достаточно стимулирующими, чтобы поддерживать интерес ребенка к дальнейшему обучению и развитию. В этом контексте стоит акцентировать внимание на постепенности. Игры должны быть выстроены таким образом, чтобы ребенок мог развиваться в своем темпе, постепенно осваивая новые задачи и преодолевая сложности.
Примером такой игры является игра с различными материалами, которые имеют текстуру, цвет или температуру. Например, использование песка, глины, риса, воды, ткани разной текстуры позволяет ребенку изучать и тренировать тактильные ощущения. Во время игры ребенок выполняет различные действия, такие как лепка, перекладывание предметов, что стимулирует развитие не только тактильной чувствительности, но и улучшает координацию движений. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которым порой бывает трудно выполнять точные движения. Такие занятия развивают пальцевую моторику, что способствует улучшению речи, навыков письма и самостоятельности.
Еще одним примером сенсорных игр является использование мелких предметов для сортировки по цвету, форме или размеру. Дети могут перебирать пуговицы, камешки, разноцветные мозаики. При этом каждый ребенок может работать в своем темпе, выбирая задания с учетом своих возможностей. Важно, чтобы задания были адаптированы к уровню развития ребенка, и педагог поощрял любые попытки самостоятельных действий, даже если они не приводят к идеальному результату. Например, для детей с задержкой моторного развития можно использовать более крупные предметы, постепенно усложняя задания, когда ребенок начинает осваивать элементарные навыки.
Игры с использованием строительных конструкторов также являются прекрасным примером развития мелкой моторики. Построение конструкций с использованием мелких деталей позволяет ребенку не только развивать пальцы, но и учиться координировать движения, организовывать свою деятельность. Для детей с нарушениями слуха или речевыми задержками такие игры могут стать связующим звеном в обучении, так как они требуют от ребенка внимания, умения следовать инструкциям и работать с окружающими. Это создает дополнительные возможности для развития социальных навыков, таких как взаимодействие с детьми и взрослыми.
Работа с различными видами бумаги и материалов для создания поделок и аппликаций также является прекрасной сенсорной игрой, способствующей развитию мелкой моторики. В этом процессе ребенок использует не только пальцы, но и кисти рук, что также важно для развития двигательных навыков. Кроме того, такие игры дают ребенку возможность проявить творческое начало и повысить уверенность в своих силах. Важно, чтобы педагог при этом следил за тем, чтобы игра была увлекательной, не перегружала ребенка и при этом способствовала его развитию.
Сенсорные игры могут быть использованы не только для развития мелкой моторики, но и для формирования навыков саморегуляции и социальной адаптации у детей с ОВЗ. Например, игры на развитие слуховой и визуальной концентрации, такие как игра с различными музыкальными инструментами или светоцветовые упражнения, помогают детям с нарушениями слуха или зрения адаптироваться к окружающей среде, развивать внимание и концентрацию. Важно, чтобы такие игры давали ребенку возможность не только учиться, но и чувствовать себя успешным, что играет большую роль в повышении самооценки и уверенности в своих силах.
Сенсорные игры являются неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Они играют важную роль в развитии мелкой моторики, формировании навыков саморегуляции и социального взаимодействия. Для воспитателей важно помнить о том, что игры должны быть индивидуализированы и адаптированы под каждого ребенка, что способствует не только физическому, но и психоэмоциональному развитию малыша. Воспитатели, использующие разнообразные сенсорные игры, помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и готовят их к успешной социализации, что является важной частью их подготовки к жизни в обществе.
Таким образом, сенсорные игры оказывают значительное влияние на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ, создавая условия для их успешного физического, умственного и эмоционального роста. Использование этих игр в коррекционной педагогике способствует улучшению восприятия и понимания окружающего мира, что крайне важно для детей, испытывающих трудности в адаптации.
Список литературы
Архипова Е.Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми // СДО. 2015. №9 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-korrektsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-rabote-s-osobymi-detmi
Архипова Е.Ф. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Адаптированные программы // СДО. 2015. №8 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-adaptirovannye-programmy
Кулькова А.А. Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира // Проблемы науки. 2016. №2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sensornogo-vospriyatiya-detey-v-usloviyah-realizatsii-fgos-posredstvom-formirovaniya-pervichnyh-predstavleniy-o-svoystvah-i
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×