Роль сенсорных комнат в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ | Баум Анна Евгеньевна. Работа №347310
Аннотация. В статье рассматривается роль сенсорных комнат в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные принципы использования сенсорных комнат, а также примеры коррекционных занятий. Статья подчёркивает важность участия тьютора в организации индивидуальной работы с детьми в таких пространствах.
Ключевые слова: сенсорная комната, дети с ОВЗ, коррекционная работа, дошкольники, сенсорная интеграция, эмоциональное развитие, тьютор, адаптация.
Роль сенсорных комнат в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
Баум Анна Евгеньевна, тьютор
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 12
Аннотация. В статье рассматривается роль сенсорных комнат в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные принципы использования сенсорных комнат, а также примеры коррекционных занятий. Статья подчёркивает важность участия тьютора в организации индивидуальной работы с детьми в таких пространствах.
Ключевые слова: сенсорная комната, дети с ОВЗ, коррекционная работа, дошкольники, сенсорная интеграция, эмоциональное развитие, тьютор, адаптация.
Сенсорные комнаты представляют собой специально оборудованные пространства, предназначенные для стимуляции органов чувств и развития моторики у детей с различными нарушениями здоровья. Их использование стало одним из ключевых методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие комнаты создают безопасную и комфортную среду, где ребёнок может изучать окружающий мир через взаимодействие с разнообразными сенсорными элементами, такими как свет, звук, текстуры, ароматы и физические стимулы.
Дети с ОВЗ часто испытывают трудности с восприятием окружающей среды, что затрудняет их социализацию и развитие. Сенсорная комната позволяет уменьшить эти барьеры, предлагая ребёнку удобное пространство для исследования и расслабления. Например, дети с аутизмом могут иметь повышенную чувствительность к внешним стимулам, и сенсорная комната помогает им адаптироваться к тактильным и звуковым воздействиям. В такой комнате ребёнок может самостоятельно регулировать интенсивность стимулов, что способствует снижению тревожности и улучшению эмоционального состояния.
Тьютор играет важную роль в организации работы с детьми в сенсорной комнате. Его задача — не просто предоставить ребёнку доступ к сенсорным материалам, но и направить процесс таким образом, чтобы каждый элемент способствовал достижению коррекционных целей. Например, для ребёнка с нарушениями моторики можно предложить упражнения с мягкими мячами или другими предметами, стимулирующими развитие координации движений. Важно, чтобы тьютор тщательно подбирал материалы и оборудования в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
Одним из ключевых направлений работы в сенсорных комнатах является развитие сенсорной интеграции. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с нарушениями в восприятии и обработке сенсорной информации — им сложно скоординировать зрение, слух, осязание и движения тела. Сенсорная комната предоставляет разнообразные сенсорные стимулы, которые помогают улучшить способность детей реагировать на внешние раздражители. Например, мягкие световые эффекты могут использоваться для развития зрительного восприятия, а музыкальные инструменты и звуковые панели — для слуховой стимуляции.
Примером эффективного использования сенсорной комнаты может быть занятие для детей с нарушениями речи. Тьютор может предложить задания, направленные на развитие тактильных и слуховых ощущений, таких как игра с песком, водой или различными материалами, которые стимулируют сенсорные зоны мозга, отвечающие за восприятие и артикуляцию. Эти занятия помогают детям лучше осознавать свои действия и улучшать способность к выражению через жесты и слова. Подобные подходы можно адаптировать под потребности каждого ребёнка, учитывая уровень его развития и специфику нарушений.
Эмоциональная поддержка также является важным аспектом коррекционной работы в сенсорных комнатах. Дети с ОВЗ часто испытывают эмоциональные перегрузки, не справляясь с многочисленными раздражителями повседневной жизни. Сенсорная комната, с её успокаивающей атмосферой и контролируемыми стимулами, может стать убежищем для ребёнка, где он может снять напряжение и восстановить эмоциональное равновесие. Например, мягкое освещение, звуки природы или покачивание в гамаке помогают детям с гиперактивностью или тревожностью расслабиться и снизить уровень стресса.
Тьютор должен внимательно следить за эмоциональным состоянием ребёнка, регулируя интенсивность стимулов и поддерживая доверительные отношения. Важно дать ребёнку возможность самостоятельно выбирать активности в комнате, что повышает его уверенность в себе и способствует развитию самостоятельности. Такой подход позволяет детям постепенно переходить от пассивного восприятия к активному участию в занятиях, что является важным этапом в их социализации.
Сенсорные комнаты также используются для коррекции поведения у детей с нарушениями внимания и гиперактивностью. Здесь тьютор может предложить детям занятия, направленные на развитие концентрации и способности управлять своим телом. Например, балансировочные дорожки или мягкие модули помогают ребёнку развивать чувство равновесия и координацию, что способствует улучшению внимания и снижению гиперактивности.
Для детей с нарушениями зрения или слуха сенсорная комната может стать местом, где они через тактильные и вибрационные стимулы развивают навыки восприятия окружающего мира. Тьютор может предложить детям задания, направленные на исследование текстур, форм и поверхностей, что помогает им компенсировать дефицит в одном из сенсорных каналов за счёт развития других.
Таким образом, сенсорные комнаты играют важную роль в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ. Они не только способствуют развитию сенсорной интеграции, моторики и эмоциональной стабильности, но и помогают детям адаптироваться к окружающему миру, налаживать контакт с другими людьми и развивать самостоятельность. Тьютор, работая с детьми в сенсорных комнатах, должен учитывать индивидуальные потребности каждого ребёнка, создавая условия для их гармоничного развития и социализации. Сенсорные комнаты — это не просто инструмент коррекции, а пространство, где дети могут открывать для себя мир через ощущения, формируя уверенность в своих силах и готовность к взаимодействию с окружающей средой.
Список литературы
Власова
А.Н.
, Мельникова
Т.А.
С
енсорная комната как инновационная модель для предоставления качественных услуг родителям, осуществляющим образование детей с
ОВЗ
в условиях семьи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018.
№7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sensornaya-komnata-kak-innovatsionnaya-model-dlya-predostavleniya-kachestvennyh-uslug-roditelyam-osuschestvlyayuschim-obrazovanie
Котова О.А.
С
енсорная комната – шаг на пути развития ребенка с
ОВЗ
в условиях детского сада // Символ науки. 2023. №11-2-2.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sensornaya-komnata-shag-na-puti-razvitiya-rebenka-s-ovz-v-usloviyah-detskogo-sada
Панченко
А.В.
, Мамедова
Л.В.
О
собенности сенсорного развития детей с
ОВЗ
// Современное педагогическое образование. 2023.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sensornogo-razvitiya-detey-s-ovz
Шпилевая
И.Е. Формирование и развитие сенсорного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях темной сенсорной комнаты // Символ науки. 2017.
№7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-sensornogo-vospriyatiya-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-temnoy-sensornoy-komnaty