Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания школьников | Невмержицкая Наталья Михайловна. Работа №349054

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы, к ним относятся: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины.

В нашей школе работает музей «Крестьянского быта».

Задачи нашего музея:

-развитие интереса к истории села Знаменское через краеведческую деятельность;

-организация досуга школьников;

-организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

-выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

-организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися;

-развитие сетевого взаимодействия.

Основными экспозициями музея являются:

-«Красный угол избы»,

-«Традиционные орудия труда»,

-«Народная игрушка»,

-«Женское рукоделие».

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания школьников.

 

Одним из средств духовно-нравственного воспитания учащихся является музейная педагогика. Данная педагогическая отрасль образовалась на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривает музей как образовательную систему, выполняющую функции познания, воспитания, творчества и социализации.

Предметом исследования музейной педагогики является культурно-образовательная деятельность в условиях музея. Музей в настоящее время выступает богатейшим источником «живой» культуры, которая представлена различными предметами старины, коллекциями, историческими документами.

Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и социального опыта.

Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы, к ним относятся: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины.

В нашей школе работает музей «Крестьянского быта».

Задачи нашего музея:

-развитие интереса к истории села Знаменское через краеведческую деятельность;

-организация досуга школьников;

-организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

-выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

-организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися;

-развитие сетевого взаимодействия.

Основными экспозициями музея являются:

-«Красный угол избы»,

-«Традиционные орудия труда»,

-«Народная игрушка»,

-«Женское рукоделие».

В нашем исследовании при реализации духовно-нравственного воспитания мы также использовали разнообразные формы и средства музейной педагогики. В первую очередь значительная роль отводилась экскурсиям и занятиям непосредственно в музее. Данная форма работы заключалась в осмотре музея под руководством юных экскурсоводов.

В музейной экспозиции дети рассматривали внутреннее убранство крестьянского дома, рабочее место хозяйки и хозяина, красный угол, обеденный стол, лавки для сидения и сна, домашнюю утварь, орудия труда. Проведение экскурсии сопровождалось также и беседой, направленной на активизацию воображения, памяти, чувств детей. Ученики размышляли над следующими вопросами: почему угол называют красным, какую роль играла печь, почему ее называли кормилицей, вспоминали сказки, где печь является действующим персонажем, даже попробовали переставить чугунок с помощью ухвата. Далее ученики более подробно ознакомились с крестьянским трудом, рассмотрели орудия труда. Из беседы они узнали, что крестьянский труд был очень тяжелым, нужно было много работать в поле, вспоминали пословицы о труде, хлебе.

Так же мы побывали на экскурсиях в других музеях. Это краеведческий музей поселка Оленино, в котором узнали много познавательного об истории нашего Оленинского района. Интересной была экскурсия в музеи города Ржева и мемориалу Советскому Солдату. Летом совершили поездку в село Холмец, посетили музеи боевой славы Холмецкой школы и экспозицию «Ржевский выступ», познакомились с предметами из блиндажей, личными вещами советских солдат, рассмотрели диарему «Боевое крещение 158-й стрелковой дивизии», интерактивную зону «Блиндаж». Осенью организовали экскурсию в Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник, прошли по экотропе, посетили музей, экскурсовод которого рассказала интересные факты из жизни животных нашего края. В марте этого года нам посчастливилось побывать в Императорском путевом дворце, нас познакомили с историей Путевого дворца, его архитектурой и уникальными коллекциями.

 

Деятельность в условиях музея дала возможность школьникам стать на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, уважения к труду и творчеству своих предков и современников. У учащихся значительно расширились знания, повысился уровень духовной культуры, закрепились такие личностные качества как трудолюбие, бережливость, ответственность, товарищество, взаимопомощь, отзывчивость, добросовестность.

 

Руководитель школьного музея Невмержицкая Н.М.

31 марта 2023 года.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×