Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания школьников | Невмержицкая Наталья Михайловна. Работа №349054
Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы, к ним относятся: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины.
В нашей школе работает музей «Крестьянского быта».
Задачи нашего музея:
-развитие интереса к истории села Знаменское через краеведческую деятельность;
-организация досуга школьников;
-организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;
-выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;
-организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися;
-развитие сетевого взаимодействия.
Основными экспозициями музея являются:
-«Красный угол избы»,
-«Традиционные орудия труда»,
-«Народная игрушка»,
-«Женское рукоделие».
Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания школьников.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания учащихся является музейная педагогика. Данная педагогическая отрасль образовалась на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривает музей как образовательную систему, выполняющую функции познания, воспитания, творчества и социализации.
Предметом исследования музейной педагогики является культурно-образовательная деятельность в условиях музея. Музей в настоящее время выступает богатейшим источником «живой» культуры, которая представлена различными предметами старины, коллекциями, историческими документами.
Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и социального опыта.
Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы, к ним относятся: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины.
В нашей школе работает музей «Крестьянского быта».
Задачи нашего музея:
-развитие интереса к истории села Знаменское через краеведческую деятельность;
-организация досуга школьников;
-организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;
-выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;
-организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися;
-развитие сетевого взаимодействия.
Основными экспозициями музея являются:
-«Красный угол избы»,
-«Традиционные орудия труда»,
-«Народная игрушка»,
-«Женское рукоделие».
В нашем исследовании при реализации духовно-нравственного воспитания мы также использовали разнообразные формы и средства музейной педагогики. В первую очередь значительная роль отводилась экскурсиям и занятиям непосредственно в музее. Данная форма работы заключалась в осмотре музея под руководством юных экскурсоводов.
В музейной экспозиции дети рассматривали внутреннее убранство крестьянского дома, рабочее место хозяйки и хозяина, красный угол, обеденный стол, лавки для сидения и сна, домашнюю утварь, орудия труда. Проведение экскурсии сопровождалось также и беседой, направленной на активизацию воображения, памяти, чувств детей. Ученики размышляли над следующими вопросами: почему угол называют красным, какую роль играла печь, почему ее называли кормилицей, вспоминали сказки, где печь является действующим персонажем, даже попробовали переставить чугунок с помощью ухвата. Далее ученики более подробно ознакомились с крестьянским трудом, рассмотрели орудия труда. Из беседы они узнали, что крестьянский труд был очень тяжелым, нужно было много работать в поле, вспоминали пословицы о труде, хлебе.
Так же мы побывали на экскурсиях в других музеях. Это краеведческий музей поселка Оленино, в котором узнали много познавательного об истории нашего Оленинского района. Интересной была экскурсия в музеи города Ржева и мемориалу Советскому Солдату. Летом совершили поездку в село Холмец, посетили музеи боевой славы Холмецкой школы и экспозицию «Ржевский выступ», познакомились с предметами из блиндажей, личными вещами советских солдат, рассмотрели диарему «Боевое крещение 158-й стрелковой дивизии», интерактивную зону «Блиндаж». Осенью организовали экскурсию в Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник, прошли по экотропе, посетили музей, экскурсовод которого рассказала интересные факты из жизни животных нашего края. В марте этого года нам посчастливилось побывать в Императорском путевом дворце, нас познакомили с историей Путевого дворца, его архитектурой и уникальными коллекциями.
Деятельность в условиях музея дала возможность школьникам стать на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, уважения к труду и творчеству своих предков и современников. У учащихся значительно расширились знания, повысился уровень духовной культуры, закрепились такие личностные качества как трудолюбие, бережливость, ответственность, товарищество, взаимопомощь, отзывчивость, добросовестность.
Руководитель школьного музея Невмержицкая Н.М.
31 марта 2023 года.