Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль школьного психолога в профилактике аддиктивного поведения у подростков | Григорьева Вероника Сергеевна. Работа №345602

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль школьного психолога в профилактике аддиктивного поведения у подростков. Описаны основные задачи и методы, используемые психологом для предотвращения формирования зависимости, а также работы с группами риска. Приведены примеры программ профилактики, направленных на развитие эмоциональной устойчивости, повышение самооценки и обучение навыкам осознанного поведения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, профилактика, школьный психолог, подростки, эмоциональная устойчивость, группы риска, осознанное поведение.

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

Григорьева Вероника Сергеевна, педагог-психолог

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия города Малоярославца

 

Аннотация. В статье рассматривается роль школьного психолога в профилактике аддиктивного поведения у подростков. Описаны основные задачи и методы, используемые психологом для предотвращения формирования зависимости, а также работы с группами риска. Приведены примеры программ профилактики, направленных на развитие эмоциональной устойчивости, повышение самооценки и обучение навыкам осознанного поведения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, профилактика, школьный психолог, подростки, эмоциональная устойчивость, группы риска, осознанное поведение.

 

Аддиктивное поведение среди подростков — одна из актуальных проблем современного общества, которая может привести к серьёзным последствиям для здоровья, социализации и будущего молодого человека. Важную роль в профилактике аддиктивного поведения играет школьный психолог, который работает не только с учащимися, но и с родителями и педагогами для создания системы мер, направленных на предотвращение формирования зависимостей.

Задачи школьного психолога в профилактике аддиктивного поведения включают выявление подростков, склонных к рискованному поведению, проведение профилактических мероприятий, направленных на развитие у подростков эмоциональной устойчивости, формирование позитивной самооценки, обучение навыкам осознанного выбора и ответственности за свои действия. Психолог также организует работу с педагогами и родителями для создания единой профилактической среды, способствующей снижению факторов риска.

Ранняя диагностика и работа с группами риска. Одной из ключевых задач школьного психолога является выявление подростков, которые находятся в группе риска по развитию аддиктивного поведения. Психолог может использовать методы психологического тестирования, анкетирования и индивидуальных бесед для оценки эмоционального состояния и уровня тревожности учащихся. Например, использование опросников, направленных на выявление склонности к зависимости или агрессивному поведению, позволяет заранее определить тех, кто нуждается в дополнительной поддержке.

Развитие эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости — важный аспект профилактической работы. Подростки, которые не умеют справляться с негативными эмоциями или стрессовыми ситуациями, чаще прибегают к деструктивным способам выхода из сложных ситуаций, таким как употребление психоактивных веществ или зависимость от цифровых технологий. Школьный психолог может проводить тренинги и занятия, направленные на обучение подростков стратегиям управления эмоциями и стрессом. Например, можно предложить учащимся методы дыхательных техник, техники релаксации и обсуждение способов выхода из конфликтных ситуаций.

Формирование позитивной самооценки и развитие уверенности в себе также являются ключевыми элементами профилактической работы. Подростки с низкой самооценкой и ощущением собственной неполноценности часто прибегают к аддиктивному поведению как к способу избежать реальных проблем или получить временное удовлетворение. Школьный психолог может использовать индивидуальные и групповые консультации, где подростки учатся признавать свои достижения, видеть свои сильные стороны и ставить перед собой реальные цели. Например, можно использовать методики позитивного подкрепления, где подростки оценивают свои успехи и работают над формированием позитивного образа себя.

Развитие навыков осознанного поведения и ответственности за свои действия помогает подросткам принимать более взвешенные решения и избегать рискованного поведения. Школьный психолог может проводить занятия и тренинги, направленные на обучение подростков навыкам самоанализа, планирования и критического мышления. Например, обсуждение реальных ситуаций из жизни, где подростки учатся оценивать последствия своих решений, помогает формировать у них осознанное отношение к своим поступкам. Это особенно важно для подростков, склонных к импульсивным и рискованным поступкам.

Профилактическая работа с родителями играет важную роль в предотвращении аддиктивного поведения у подростков. Психолог может проводить лекции, тренинги и индивидуальные консультации для родителей, чтобы помочь им лучше понять особенности подросткового возраста и научиться эффективно взаимодействовать с детьми. Например, психолог может обучать родителей навыкам активного слушания, поддержания доверительных отношений и осознанной дисциплины. Это помогает создать в семье здоровую атмосферу, где подросток чувствует себя поддержанным и защищённым.

Сотрудничество с педагогами является важным элементом профилактической работы. Учителя часто первыми замечают изменения в поведении учащихся, и их вовлеченность в процесс профилактики может значительно повысить эффективность работы школьного психолога. Психолог может организовывать семинары и консультации для педагогов, где обсуждаются вопросы работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, и разрабатываются стратегии поддержки таких учеников в классе. Это позволяет учителям своевременно реагировать на поведенческие изменения и поддерживать профилактическую работу.

Разработка и внедрение профилактических программ является одной из ключевых задач школьного психолога. Психолог может создавать программы, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, обучение подростков социальным и эмоциональным навыкам. Например, программа, направленная на формирование у подростков навыков коммуникации, управления эмоциями и решения конфликтов, может значительно снизить риск формирования зависимостей. Такие программы могут включать тренинги, интерактивные занятия и обсуждение реальных жизненных ситуаций, что помогает подросткам лучше понимать себя и учиться принимать осознанные решения.

Работа с подростковыми субкультурами и группами также может быть важным аспектом работы психолога. Школьный психолог может организовывать тематические клубы или кружки, где подростки могут обсуждать важные для них темы, получать поддержку и развивать интересы, которые помогут им избежать деструктивного поведения. Например, создание клубов по интересам, таких как спорт, музыка или творчество, позволяет подросткам находить здоровые формы самовыражения и удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, роль школьного психолога в профилактике аддиктивного поведения у подростков заключается в создании комплексной системы мер, направленных на выявление групп риска, развитие эмоциональной устойчивости, повышение самооценки и обучение осознанному поведению. Важно, чтобы психолог работал в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями, создавая единую профилактическую среду, способствующую снижению риска формирования зависимости у подростков и их успешной социализации.

 

Список литературы

Корнилова А. В.

Психологическое консультирование педагогов по организации профилактики

аддиктивного

поведения подростков в условиях

СОШ // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тез. II

Междунар

. студен. науч.-

практ

.

конф

, 21 февр. 2019 г. М., 2019. С. 295-299

. Профилактика

аддиктивного

поведения: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками: учебно-методическое пособие / Жукова М.В., Фролова Е.В., Шишкина К.И. — Челябинск: Цицеро, 2017. — 220 с.

Якунина Ю.Е.

О

рганизация профилактической работы в образовательной организации на основе результатов социально-психологического тестирования

.

Методическое пособие

//

Магадан, 2022

. – 72 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×