Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста | Галкина Татьяна Вячеславовна. Работа №347262. Номер работы: №347262

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли школьной библиотеки в развитии культуры чтения у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются основные принципы организации работы школьной библиотеки, направленные на формирование читательских интересов у младших школьников. В статье предложены эффективные методы и подходы для создания привлекательной и стимулирующей среды, которая способствует развитию у детей устойчивого интереса к книгам и чтению.

 Ключевые слова: культура чтения, младший школьный возраст, школьная библиотека, читательские интересы, работа с книгами, библиотекарь.

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Галкина Татьяна Вячеславовна,

библиотекарь-педагог МОУ "ЛАГОЛОВСКАЯ ШКОЛА" Ленинградская область

 

Аннотация. Статья посвящена роли школьной библиотеки в развитии культуры чтения у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются основные принципы организации работы школьной библиотеки, направленные на формирование читательских интересов у младших школьников. В статье предложены эффективные методы и подходы для создания привлекательной и стимулирующей среды, которая способствует развитию у детей устойчивого интереса к книгам и чтению.

Ключевые слова: культура чтения, младший школьный возраст, школьная библиотека, читательские интересы, работа с книгами, библиотекарь.

 

Развитие культуры чтения у детей младшего школьного возраста является одной из ключевых задач современной школьной библиотеки. В этом возрасте дети только начинают знакомиться с миром литературы, учатся понимать и осмысливать прочитанное, развивают собственные предпочтения в книгах. Библиотека выступает не только как хранилище знаний, но и как центр, в котором зарождается интерес к чтению и формируется основа для дальнейшего развития читательской культуры.

Важную роль в этом процессе играет школьный библиотекарь, который помогает младшим школьникам выбирать книги, организует мероприятия, связанные с чтением, и способствует созданию мотивационной среды для самостоятельного чтения. Работа школьной библиотеки направлена на то, чтобы чтение стало для детей радостным и увлекательным занятием, а книги — верными друзьями на пути их интеллектуального и духовного развития.

Одним из основных факторов, влияющих на интерес к чтению у младших школьников, является атмосфера, в которой они знакомятся с книгами. Школьная библиотека должна быть не только местом, где дети могут взять книги, но и пространством, которое вызывает у них желание возвращаться туда вновь и вновь.

Для этого важно создать комфортную и красочную среду: оборудовать уютные уголки для чтения, использовать красочные иллюстрации и оформление полок, выставлять книги с обложками, обращёнными к читателям. Эстетика и комфортность библиотечного пространства играют важную роль в формировании положительного отношения к чтению у младших школьников.

Для младших школьников важно предлагать литературу, которая соответствует их возрасту и интересам. Книги должны быть не слишком сложными для восприятия, но при этом увлекательными и развивающими. Для детей младшего школьного возраста особенно важны книги с красочными иллюстрациями, короткими и захватывающими сюжетами, способные увлечь их и пробудить интерес к дальнейшему чтению.

Библиотекарь должен постоянно обновлять фонд детской литературы, включая в него как классические произведения, так и современные книги, которые актуальны для младших школьников. Важно учитывать, что предпочтения детей могут меняться, поэтому библиотекарь должен быть готов предложить разнообразие жанров — от сказок и приключений до познавательной литературы.

Одним из эффективных методов вовлечения младших школьников в чтение являются различные мероприятия, связанные с книгами. Проведение интерактивных чтений, театрализованных постановок по мотивам литературных произведений, конкурсов на лучшее знание сказок или участие в литературных викторинах может значительно усилить интерес детей к чтению.

Так, организованные в библиотеке встречи с авторами детских книг, конкурсы рисунков по мотивам прочитанного или совместные обсуждения книг создают позитивную атмосферу и способствуют формированию читательских привычек. Библиотекарь может также организовать мероприятия, направленные на стимулирование творческого подхода к книгам, например, предложить младшим школьникам самим создать небольшие истории или иллюстрированные книжки.

В современном мире дети сталкиваются с разнообразными формами медиа, и важно, чтобы школьная библиотека могла использовать современные технологии для привлечения младших школьников к чтению. Интерактивные презентации книг, электронные книги, виртуальные экскурсии по литературным музеям — всё это может стать дополнительным источником мотивации для детей.

Библиотекарь может предложить детям младшего возраста аудиокниги или использование интерактивных приложений для чтения, которые сочетают текст с яркими визуальными и звуковыми эффектами. Эти ресурсы особенно полезны для тех детей, у кого ещё только формируется навык самостоятельного чтения.

Работа по формированию культуры чтения у младших школьников не может быть успешной без активного участия родителей. Школьный библиотекарь играет важную роль в консультировании родителей по вопросам выбора литературы для их детей, а также в организации совместных мероприятий, которые способствуют развитию семейного чтения.

Совместные родительско-детские проекты, такие как «Семейная книга», чтения вслух дома или участие в «Читающих субботах» в школьной библиотеке, могут стать мощным инструментом для формирования у детей интереса к книгам. Библиотекарь должен регулярно информировать родителей о том, как поддерживать и развивать у детей любовь к чтению, рекомендуя подходящую литературу и предлагая советы по организации домашнего чтения.

Школьная библиотека — это не просто место, где можно взять книгу, но и важный центр формирования читательской культуры у детей. Библиотекарь, создавая привлекательную среду, предлагая актуальные и интересные книги, организуя литературные мероприятия и поддерживая связь с родителями, формирует у младших школьников устойчивую привычку к чтению.

Чтение развивает у детей не только словарный запас и грамотность, но и помогает формировать эмоциональный интеллект, развивать воображение, аналитическое мышление и умение осознавать прочитанное. Регулярное чтение с ранних лет способствует формированию у детей уверенности в себе, улучшению концентрации внимания и развитию творческих способностей.

В заключение отметим, что Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста трудно переоценить. Создание комфортной и привлекательной книжной среды, подбор литературы с учётом интересов и возможностей детей, проведение разнообразных мероприятий и вовлечение родителей в процесс чтения — все эти элементы способствуют тому, что у младших школьников формируется интерес к чтению, который сохраняется на протяжении всей жизни.

Школьный библиотекарь играет центральную роль в этом процессе, выступая как наставник и проводник в мир книг, который помогает детям открыть для себя радость и пользу чтения.

 

Список литературы

 

Богатырева, Н. И. (2020). Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры школьников.

/

Вестник библиотековедения, 4, 45-52.

Кузьмина, Е. В. (2018). Взаимодействие школьной библиотеки и педагогов в образовательном процессе.

/

Библиотека и школа, 5, 12-18.

Соловьева, А. А. (2021). Развитие информационной грамотности школьников: роль библиотекаря.

/

Информационные технологии в образовании, 2, 28-34.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×