Роль школы в процессе формирования гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста | Бондаренко Дарья Сергеевна. Работа №355172
Статья анализирует значение воспитания гражданской идентичности, патриотизма и гражданской активности у младших школьников, а также предлагает модель, включающую целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический блоки. Рассматриваются методы формирования уважения к своей стране, любви к Родине, патриотизма, а также роль родителей и учителей в воспитательном процессе. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности как средству развития гражданской позиции у школьников, а также необходимости комплексного подхода в воспитании.
УДК 37.032
Бондаренко Д.С.
студентка
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
Москвитина Н.Ю.
канд. психол. наук, доцент кафедры начального образования
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Статья анализирует значение воспитания гражданской идентичности, патриотизма и гражданской активности у младших школьников, а также предлагает модель, включающую целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический блоки. Рассматриваются методы формирования уважения к своей стране, любви к Родине, патриотизма, а также роль родителей и учителей в воспитательном процессе. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности как средству развития гражданской позиции у школьников, а также необходимости комплексного подхода в воспитании.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, гражданская идентичность, педагогика, младшие школьники, внеурочная деятельность, гражданская позиция.
Школа всегда играла важную роль в воспитании молодежи, являясь ключевым ресурсом формирования личности. На всех этапах своего развития образование служит основой для формирования ценностей у детей, определяя их отношение к миру, поступки и поведение. Вопрос воспитания становился актуальным во все исторические эпохи, и сегодня педагогика продолжает искать новые подходы к этому процессу.
С каждым годом вопросы воспитания становятся все более значимыми, что подтверждается новыми нормативными документами. Одним из них является Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года, который уточняет понятие воспитания, выделяя его патриотический аспект. В этом законе воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, социализацию обучающихся, а также формирование у них чувства патриотизма, гражданственности и уважения к истории, традициям и природе своей страны.
Патриотизм рассматривается как устойчивое качество личности, которое выражается в отношении к народу, культуре, государству и его ценностям. Это чувство начинается с любви к родным и месту рождения, постепенно превращаясь в осознанную привязанность к своей стране. Любовь к Родине побуждает человека к действиям, направленным на благо государства, что делает ее основой жизнеспособности всей нации. Однако как привить это чувство детям, чьи родители выросли в условиях кризиса ценностей? Ответ можно найти в практике воспитания [2, с. 63].
Формирование патриотизма у детей не происходит через навязывание взглядов, а через создание условий, где дети сами учат уважать старших, любить природу и ценить культурное наследие. Это возможно лишь при тесном взаимодействии между учителями, учениками и родителями. Современные исследователи, такие как Л. В. Байбородова и М. И. Рожков, подчеркивают, что воспитание — это процесс педагогического сопровождения, направленный на развитие личности на основе гуманистических и нравственных ценностей. По мнению В. И. Слободчикова, именно такие ценности позволяют человеку сознательно и ответственно делать жизненные выборы, формируя систему устойчивых отношений к миру, другим людям и самому себе.
Эти подходы являются актуальными и для патриотического воспитания младших школьников. Учителя, применяя технологии педагогического сопровождения, создают условия для формирования у детей системы ценностей, которые станут основой их поступков и отношения к Родине. Важно, что цель патриотического воспитания напрямую связана с личностными результатами, как это указано в Федеральных государственных образовательных стандартах. К числу этих целей относятся развитие российской идентичности, уважение к своей стране и формирование гражданской позиции [2, с. 64].
А. Н. Иоффе выделяет несколько ключевых компонентов гражданской идентичности: когнитивный (гражданская информированность), ценностно-эмоциональный (патриотизм и гражданская позиция) и деятельностный (участие в гражданских делах). Эти компоненты формируются с учетом возрастных особенностей младших школьников: их эмоциональности, открытости и стремления к действиям. Процесс патриотического воспитания можно представить как модель, включающую четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический.
Целевой блок включает задачи участников образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей. Учитель должен передавать знания о природе, истории и культуре России, эмоционально вовлекать детей в процессы патриотического воспитания, организовывать акции, конкурсы и встречи. Учащиеся, в свою очередь, должны осваивать эти знания, проявлять инициативу и участвовать в акциях доброй воли. Родители играют важную роль, поддерживая инициативы детей и помогая организовывать мероприятия, направленные на развитие гражданской активности.
Содержательный блок включает три компонента: когнитивный (знания о природе, истории и культуре России), эмоционально-ценностный (любовь к близким, уважение к защитникам Отечества) и деятельностный (участие в проектах и помощь нуждающимся). Внеурочная деятельность имеет значительный потенциал для реализации этих компонентов. Важно, чтобы школьники не только получали знания на уроках, но и могли расширить их через участие в проектах и активное взаимодействие с родителями.
Кроме того, важно отметить роль работы с родителями. Принцип открытости учебно-воспитательного процесса является основой этого взаимодействия. Ежедневные отчеты, участие родителей в патриотических конкурсах и акциях, обсуждения воспитательных вопросов на онлайн-конференциях способствуют созданию благоприятных условий для формирования патриотизма и гражданской позиции у детей.
Диагностический блок позволяет оценить эффективность работы по патриотическому воспитанию. Разработанные диагностические комплексы помогают выявить уровень сформированности гражданской идентичности у учащихся младших классов. Диагностика основывается на оценке трех компонентов: когнитивного (знание информации о России), эмоционально-ценностного (отношение к этой информации) и деятельностного (готовность к действиям). Эти данные дают возможность корректировать воспитательную работу и достигать лучших результатов.
Недавние исследования показали, что в системе образования недостаточно внимания уделяется формированию гражданской идентичности учащихся средней школы. Этот аспект играет важную роль в привитии школьникам идейных ценностей и формировании патриотизма. Недостаток работы в этом направлении привел к отсутствию у подростков четкой гражданской позиции и стремления к развитию общественных процессов. Этот факт ослабил консолидацию общества и позволил чуждым западным ценностям проникать в сознание молодежи.
Однако следует отметить, что воспитание на основе послевоенных ценностей сохранило потенциал для развития патриотизма. В многонациональной России крайне важно формировать общество, в котором каждый гражданин ценит свою идентичность и принадлежность к стране. Особое внимание необходимо уделить учащимся средней школы, так как именно в этом возрасте закладываются основы гражданской позиции и мировоззрения [1, с. 84].
Внеурочная деятельность представляет собой особую форму образовательного процесса, позволяющую учащимся развивать свои интересы и потребности. Вопросы гражданской идентичности включены в список личностных результатов, которых должны достичь выпускники школ. Обществознание, история, литература, география, искусство и основы безопасности жизнедеятельности имеют большой потенциал для формирования гражданской идентичности и являются важными дисциплинами, которые могут помочь педагогам в воспитательной работе.
Таким образом, внеурочная деятельность имеет большое значение для формирования гражданской идентичности школьников. Важно, чтобы она расширяла культурную и информационную среду учеников и помогала развивать социальные и коммуникативные навыки. Внеурочные мероприятия учат работать в группе, отстаивать мнения, решать конфликты и делегировать обязанности. Это способствует более активному и эффективному обучению и помогает в воспитательном процессе [3, с. 251].
В заключение следует подчеркнуть, что воспитание гражданской идентичности у школьников требует комплексного подхода, включающего как теоретические, так и практические методы. Важно использовать разнообразные инструменты, которые помогают развивать патриотические качества и воспитывать граждан, гордящихся своей страной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванова Г.П., Марченко А.А., Ширкова Н.Н. Гражданская идентичность младших школьников: особенности ее формирования во внеурочной деятельности // Педагогика и психология образования. 2024. №1. С. 73-86.
2. Кочкина Т.В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2021. №2. С. 62-71.
3. Ровинский В. К. Направления формирования гражданской идентичности у школьников // Молодой ученый. 2023. № 18 (465). С. 250-253.
Bondarenko D.S.
student
Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia)
Moskvitina N.Y.
PhD. Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education
Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia)
THE ROLE OF SCHOOL IN THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Abstract: The article analyzes the importance of fostering civic identity, patriotism and civic engagement in younger schoolchildren, and also suggests a model that includes targeted, meaningful, organizational, activity and diagnostic blocks. The methods of forming respect for one's country, love for the Motherland, patriotism, as well as the role of parents and teachers in the educational process are considered. Special attention is paid to extracurricular activities as a means of developing a civic position among schoolchildren, as well as the need for an integrated approach to education.
Keywords: patriotism, education, civic identity, pedagogy, primary school students, extracurricular activities, civic position.