Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль сказки в формировании моральных и нравственных ценностей дошкольников | Бальдина Кристина Геннадьевна. Работа №346107. Номер работы: №346107

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрена роль сказки в формировании моральных и нравственных ценностей дошкольников. Раскрыты педагогические возможности сказок в воспитании детей, их влияние на эмоциональное и нравственное развитие. Представлены примеры использования сказок как инструмента для осмысления детьми важнейших жизненных принципов, таких как добро, справедливость, дружба и ответственность. Описаны методы и приемы, помогающие воспитателю эффективно использовать сказки в образовательной и воспитательной работе с дошкольниками.

Ключевые слова: сказка, моральные ценности, нравственное воспитание, дошкольное образование, формирование ценностей, воспитание.

Роль сказки в формировании моральных и нравственных ценностей дошкольников

 

Бальдина Кристина Геннадьевна, воспитатель

Филиал Туруханского МКДОУ детский сад «Северок» -

детский сад «Светлячок», с. Верхнеимбатск

 

Аннотация. В статье рассмотрена роль сказки в формировании моральных и нравственных ценностей дошкольников. Раскрыты педагогические возможности сказок в воспитании детей, их влияние на эмоциональное и нравственное развитие. Представлены примеры использования сказок как инструмента для осмысления детьми важнейших жизненных принципов, таких как добро, справедливость, дружба и ответственность. Описаны методы и приемы, помогающие воспитателю эффективно использовать сказки в образовательной и воспитательной работе с дошкольниками.

Ключевые слова: сказка, моральные ценности, нравственное воспитание, дошкольное образование, формирование ценностей, воспитание.

 

Сказка на протяжении веков остается мощным инструментом воспитания детей. Она не только развлекает, но и обучает, прививает ребенку важнейшие моральные и нравственные ценности, формируя его мировоззрение. В дошкольном возрасте дети восприимчивы к образам и метафорам, и именно через сказки они впервые сталкиваются с основными жизненными понятиями: добром, злом, честностью, дружбой, справедливостью и самопожертвованием. Воспитатели могут эффективно использовать сказки для развития у детей нравственных качеств, организовывая их осмысление через игру, обсуждения и творческую деятельность.

Одним из важнейших аспектов сказок является их способность передавать моральные уроки в доступной для детей форме. Через яркие образы и увлекательные сюжеты дети начинают понимать, что такое добро и зло, учатся различать положительных и отрицательных персонажей, а также осознавать, какие поступки приводят к хорошим или плохим последствиям. Например, в сказке «Колобок» ребенку легко понять, что доверчивость и безрассудство могут привести к неприятностям, а сказка «Три поросенка» учит трудолюбию и ответственности за свои поступки. Эти простые и понятные сюжеты становятся для дошкольников первыми уроками жизни, закладывая основы их нравственного мышления.

Важным методом работы со сказкой является активное обсуждение сюжетов. После прочтения сказки воспитатель может задавать детям вопросы, побуждая их размышлять о поступках героев. Например, после сказки «Красная Шапочка» можно задать вопросы: «Почему волк поступил плохо? Как бы ты поступил на месте Красной Шапочки?» Такое обсуждение помогает детям развивать эмпатию, критическое мышление и способность различать правильные и неправильные действия. Благодаря сказкам дети учатся анализировать ситуации, видеть в них моральный подтекст и делать собственные выводы о том, как следует поступать в жизни.

Сказка также служит источником формирования эмоциональной отзывчивости и эмпатии. Переживая за героев, дети развивают способность сопереживать, что крайне важно для их морального развития. Когда ребенок сопереживает беде Золушки или радуется успехам Ивана-дурака, он учится быть отзывчивым к другим людям, чувствовать их боль и радость. Эти качества являются основой нравственного поведения в будущем, так как эмпатия помогает детям лучше понимать окружающих и вести себя с ними более чутко и доброжелательно.

Кроме того, сказка позволяет формировать у детей такие ценности, как справедливость и ответственность. Например, сказка «Маша и медведь» учит, что даже маленький человек может найти выход из сложной ситуации, если проявит ум и хитрость. В сказке «Морозко» демонстрируется, что трудолюбие и доброта вознаграждаются, а лень и высокомерие наказываются. Эти уроки, преподнесенные в сказочной форме, помогают ребенку осознать, что за каждым поступком следуют последствия, и что быть добрым и справедливым — это не только правильно, но и выгодно в долгосрочной перспективе.

Сказки способствуют также развитию чувства коллективизма и дружбы. В сюжетах часто показывается, как герои объединяются, чтобы достичь общей цели, например, в сказке «Репка» или «Три богатыря». Это учит детей тому, что вместе можно преодолеть любые трудности, а дружба и поддержка друг друга — важные жизненные ценности. Воспитатель может предложить детям инсценировать такие сказки, что поможет не только закрепить уроки, полученные из текста, но и развить навыки коллективного взаимодействия и коммуникативные способности.

Не менее важной является и возможность творческого выражения через сказки. Дети могут не только слушать и обсуждать сказки, но и сочинять свои собственные истории, в которых будут отражены их собственные представления о добре и зле. Воспитатель может предложить детям придумать новый финал к известной сказке или сочинить историю на основе уже знакомых героев. Это развивает их фантазию, помогает осознать важность собственных решений и действий, а также укрепляет нравственные и моральные установки, так как ребенок сознательно выбирает путь для своих героев.

Также сказки играют важную роль в формировании культурных и традиционных ценностей. Многие сказки несут в себе элементы народной культуры, передавая знания о традициях, обычаях и особенностях жизни народа. Например, русские народные сказки, такие как «Иван Царевич и Серый Волк», знакомят детей с образами героев, характерными для русской культуры, их моральными идеалами и нормами поведения. Это позволяет детям не только развивать нравственное мышление, но и укреплять свою культурную идентичность, осознавая себя частью большого культурного сообщества.

Воспитателям важно грамотно подбирать сказки для чтения, учитывая возраст и уровень развития детей. Например, для младших дошкольников подойдут короткие, простые сказки с четким разделением на «добро» и «зло», такие как «Теремок» или «Колобок». Для детей постарше можно выбирать более сложные сказки, где присутствуют моральные дилеммы и герои совершают не всегда однозначные поступки, такие как «Снежная королева» или «Аленький цветочек». Это поможет детям на каждом этапе своего развития получать полезные уроки, соответствующие их возрасту и уровню мышления.

Таким образом, сказка играет ключевую роль в формировании моральных и нравственных ценностей дошкольников. Через яркие образы, сюжеты и персонажей дети учатся понимать, что такое добро и зло, как поступать правильно и почему важно быть справедливым, дружелюбным и ответственным. Воспитателю важно не просто читать сказки, но и активно вовлекать детей в процесс обсуждения и осмысления услышанного, создавая условия для развития их нравственных качеств и способностей к самостоятельному анализу жизненных ситуаций. Сказка, как универсальный инструмент воспитания, помогает детям с раннего возраста осваивать основы морали и нравственности, которые станут фундаментом их дальнейшего жизненного пути.

 

 

Список литературы

Захарова

М.М.

, Никитина

А.А.

Д

уховно-нравственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с народной сказкой // Наука и образование. 2022. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-starshih-

doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-s-narodnoy-skazkoy

(дата обращения: 04.10.2024).

Зверева Т.С. Использование

сказкотерапии

в социально-педагогической деятельности // Форум молодых ученых. 2021. №1 (53). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovaniya-skazkoterapii-v-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti

(дата обращения:

04

.

10

.2024).

Иванушкина

Н.В.

, Павлова

А.И.

Н

ародная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Поволжский педагогический вестник. 2020. №4 (29). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov

(дата обращения: 04.10.2024).

Киракосян

К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К. Э.

Киракосян

, Т. М. Савенко. — Текст

:

непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург

:

Заневская

площадь, 2014. — С. 115-118. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/

(дата обращения:

04

.

10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×