Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников | Амосова Людмила Ивановна. Работа №352858

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Сказка как жанр художественного произведения играет значительную роль в нравственно-духовном воспитании дошкольников. Через образы сказочных персонажей, их поступки и отношения между ними дети учат моральным и этическим принципам, формируют у себя понятия добра и зла, справедливости и честности. В статье рассматривается роль сказки в воспитательном процессе, особенности восприятия сказок детьми дошкольного возраста, а также практические рекомендации для воспитателей по использованию сказок для формирования нравственных ценностей.

Ключевые слова: сказка, нравственно-духовное воспитание, дошкольники, моральные ценности, воспитатель, нравственное развитие.

РОЛЬ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Амосова Людмила Ивановна, воспитатель

МДОБУ ДСКВ №10, г. Всеволожск

 

Аннотация. Сказка как жанр художественного произведения играет значительную роль в нравственно-духовном воспитании дошкольников. Через образы сказочных персонажей, их поступки и отношения между ними дети учат моральным и этическим принципам, формируют у себя понятия добра и зла, справедливости и честности. В статье рассматривается роль сказки в воспитательном процессе, особенности восприятия сказок детьми дошкольного возраста, а также практические рекомендации для воспитателей по использованию сказок для формирования нравственных ценностей.

Ключевые слова: сказка, нравственно-духовное воспитание, дошкольники, моральные ценности, воспитатель, нравственное развитие.

 

Сказка – это не просто развлекательное произведение для детей. Она является мощным инструментом в процессе воспитания, формирования мировоззрения и нравственных ориентиров у младших школьников и дошкольников. Сказка как жанр позволяет детям в доступной и увлекательной форме знакомиться с основами морали, справедливости и человеческих ценностей. Воспитатели, используя сказки, могут прививать детям любовь к культуре, учить их различать добро и зло, показывать важность честности, дружбы и помощи другим.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно развивает свои моральные ориентиры, и сказка становится незаменимым элементом в этом процессе. В статье рассматриваются основные аспекты роли сказки в нравственно-духовном воспитании детей, ее влияние на эмоциональное восприятие и личностное развитие.

Сказка, как часть фольклора, имеет важное значение в воспитании детей. Уже с раннего возраста дети воспринимают сказочные произведения не только как источник развлечения, но и как способ освоения социальных норм. Сказки часто представляют собой моделированные жизненные ситуации, в которых герои сталкиваются с различными моральными дилеммами. Это позволяет детям через эмпатию и идентификацию с персонажами понять, как следует поступать в той или иной ситуации.

Сказка позволяет детям понять, что такое добро и зло, какие поступки считаются правильными, а какие — неправильными. Через образы положительных и отрицательных персонажей дети начинают осознавать последствия своих действий. Например, в сказке о "Курочке Рябе" дети могут увидеть, как важны честность и добрые намерения, а в сказке о "Лисе и журавле" — как несправедливость может привести к неприятным последствиям.

Сказки часто воспроизводят социальные отношения — дружбу, верность, уважение к старшим, помощь слабым. Это дает возможность детям моделировать эти отношения в реальной жизни. Воспитатель, рассказывая сказку, может подчеркнуть важность тех или иных действий, приводя примеры, которые ребенок может применить в своей повседневной жизни.

Взаимодействие с героями сказок помогает развивать у детей способность к эмпатии — умению чувствовать и понимать эмоции других людей. Задача воспитателя в этом контексте — обратить внимание детей на переживания персонажей, предложить детям высказать свою точку зрения на их поступки, размышлять о причинах и последствиях действий героев.

Для эффективного нравственно-духовного воспитания дошкольников важно не только читать сказки, но и грамотно их использовать. Воспитатели могут применять различные методы работы со сказками, которые позволят детям не только наслаждаться историей, но и осмысленно воспринимать ее мораль.

Важно не просто прочитать сказку, но и обсудить ее с детьми. Воспитатель может задавать вопросы, направляя внимание детей на важные моменты, например: "Почему герои поступили так или иначе?", "Что бы ты сделал на месте этого персонажа?", "Какие последствия могут быть от таких поступков?". Такие вопросы помогают ребенку осмысливать действия героев и делать выводы о правильных и неправильных поступках.

Одним из эффективных методов работы со сказками является театрализованная игра. Развлечение, где дети становятся участниками сказки, помогает им глубже понять и усвоить моральный урок. Они могут примерить на себя роли героев, прожить их переживания, а затем обсудить, какие поступки были правильными, а какие — нет.

Воспитатель может использовать сказки для создания модели поведения, которую ребенок может перенести в реальную жизнь. Например, в сказке "Маша и медведь" дети могут увидеть важность смелости, вежливости, а также осознание ответственности за свои действия. Воспитатель должен помочь ребенку проанализировать поведение героев и показать, как оно может быть применено в жизни.

Народные сказки, такие как русские, украинские или белорусские, полны нравственных уроков. Они часто содержат архетипы и символы, которые понятны детям и могут быть использованы для формирования представлений о добре и зле. Например, сказки о животных (например, "Лиса и журавель", "Волк и козлята") позволяют детям увидеть борьбу между хорошими и плохими поступками, наглядно представляя последствия этих поступков.

Современные авторы, такие как Корней Чуковский, Агния Барто, Валентин Постников, также создают произведения, которые дают детям важные моральные уроки. Современные сказки могут быть более близкими к реальной жизни, что делает их более понятными для дошкольников. Например, сказки о дружбе, о взаимоотношениях в семье, о помощи близким.

Важно, чтобы воспитатель подбирал сказки с учетом возраста и интересов детей. Для младших дошкольников подойдут простые и яркие сюжеты, а для старших — более сложные, с глубокими моральными подтекстами.

В заключение можно отметить, что сказка является важнейшим инструментом нравственно-духовного воспитания дошкольников. Через образы сказочных героев дети учат основные принципы морали и этики, такие как добро и зло, справедливость, честность и дружба. Важно, чтобы воспитатели не только читали детям сказки, но и активно использовали их в воспитательном процессе, создавая условия для анализа поступков персонажей, обсуждения нравственных дилемм и переноса уроков сказки в реальную жизнь. Включение сказок в воспитательную работу способствует не только развитию моральных качеств, но и обогащению внутреннего мира детей, расширяя их представления о ценностях, которые важны для общества и для каждого человека.

 

Список литературы

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7лет. —

М.:Мозаика

— Синтез, 201

9

. — 80 с.

Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2020. 264 с.

Гербова

В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд.,

испр

. и доп. —

М.:Мозаика

-Синтез

, 2019. — 80 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×