Роль социального педагога в предотвращении девиантного поведения подростков | Ощепкова Виктория Андреевна. Работа №349829
Аннотация. Статья посвящена роли социального педагога в предотвращении девиантного поведения среди подростков. Рассматриваются причины возникновения девиантного поведения и возможные стратегии его профилактики. Описаны основные задачи социального педагога в работе с подростками, испытывающими трудности в поведении, а также методы взаимодействия с родителями и педагогическим коллективом. Приведены примеры эффективных подходов к работе с подростками, направленных на профилактику нарушений поведения и развитие навыков социального взаимодействия.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, подростки, социальный педагог, семья, воспитание, школа, психология, поддержка, мотивация.
Роль социального педагога в предотвращении девиантного поведения подростков
Ощепкова Виктория Андреевна, социальный педагог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный физико-математический лицей № 5 , г. Долгопрудный
Аннотация. Статья посвящена роли социального педагога в предотвращении девиантного поведения среди подростков. Рассматриваются причины возникновения девиантного поведения и возможные стратегии его профилактики. Описаны основные задачи социального педагога в работе с подростками, испытывающими трудности в поведении, а также методы взаимодействия с родителями и педагогическим коллективом. Приведены примеры эффективных подходов к работе с подростками, направленных на профилактику нарушений поведения и развитие навыков социального взаимодействия.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, подростки, социальный педагог, семья, воспитание, школа, психология, поддержка, мотивация.
Девиантное поведение подростков — сложное и многофакторное явление, часто проявляющееся в форме агрессии, неуважительного отношения к правилам, нарушений дисциплины, а также в участии в рискованной деятельности. Причины этого могут быть разнообразными: от психологических и семейных проблем до влияния неблагоприятной среды или компании сверстников. Социальный педагог играет важную роль в своевременном выявлении подростков, склонных к девиантному поведению, и в проведении профилактической работы с ними. Задача социального педагога — создать условия, при которых подростки смогут безопасно и конструктивно развивать свои социальные навыки, получать эмоциональную поддержку и учиться справляться с жизненными трудностями.
Одним из первых и наиболее важных шагов является выявление и анализ причин девиантного поведения. Социальному педагогу важно наладить контакт с подростком и установить доверительные отношения, чтобы понять, что именно вызывает отклонения в поведении. Например, ребенок может проявлять агрессию или замкнутость в ответ на конфликты в семье или отвержение в школьном коллективе. Важно проводить индивидуальные беседы с подростками, где они могут открыто говорить о своих переживаниях, без страха осуждения. Также полезным методом является наблюдение за поведением подростка в школе и анализ его взаимодействия с окружающими.
Для успешной профилактики девиантного поведения важно также работать с родителями подростков. Социальный педагог может организовывать родительские встречи, на которых обсуждаются вопросы воспитания, возрастные особенности подростков и важность поддержки в этот сложный период. Родители часто не осознают, что их поведение и стиль воспитания могут провоцировать агрессию или замкнутость у детей. На встречах можно обсудить такие вопросы, как необходимость выстраивания уважительных отношений, поддержка подростка в трудные моменты и методы мирного урегулирования конфликтов в семье. Например, подростки, которым уделяют внимание и показывают поддержку, реже проявляют девиантное поведение, так как чувствуют свою значимость и ценность.
Важным элементом профилактики девиантного поведения является создание в школе здоровой и поддерживающей атмосферы. Это требует взаимодействия не только с самим подростком, но и с его одноклассниками и педагогами. Социальный педагог может проводить тренинги на тему толерантности, уважения и понимания чужих границ, чтобы создать обстановку, в которой каждый подросток будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Например, тренинг «Учимся слушать и понимать» помогает подросткам развивать навыки активного слушания и конструктивного общения, что снижает количество конфликтов и способствует формированию позитивных отношений в классе.
Важную роль в профилактике девиантного поведения играет организация занятий и кружков по интересам, которые помогают подросткам найти способы самовыражения, не нарушающие нормы поведения. Часто подростки начинают нарушать правила, когда не могут реализовать свои интересы и потребности социально приемлемым образом. Социальный педагог может сотрудничать с учителями и организовывать творческие мастерские, спортивные кружки, волонтерские проекты, где подростки смогут проявить себя, развить свои способности и завести новых друзей. Например, подростки, занимающиеся спортом или участвующие в общественных проектах, реже склонны к девиантному поведению, так как ощущают свою значимость и ответственность за результаты.
Работа социального педагога также включает коррекцию мотивации и развитие ответственности у подростков. Важно показывать, что каждое их действие имеет последствия и что только от них зависит, какими эти последствия будут. Например, можно обсуждать с подростками случаи из реальной жизни, когда нарушение норм приводило к негативным последствиям для личности, и предложить им самим подумать, как они могут избежать таких ситуаций. Важно, чтобы подростки осознавали: у них есть выбор, и что правильный выбор принесет им долгосрочные преимущества. Методика «Обсуждение альтернатив» помогает подросткам понять последствия своих решений, проанализировать возможные варианты действий и их результаты.
Система поддержки подростков, испытывающих трудности в поведении, также должна включать психологическую помощь. Социальный педагог может сотрудничать с психологом школы, направлять подростков на консультации, если у них проявляются признаки агрессии, тревожности или депрессии. Для подростков крайне важна эмоциональная поддержка, возможность поговорить с профессионалом, который не будет их осуждать, а поможет разобраться в собственных чувствах и мотивации. Например, психологические тренинги на тему управления эмоциями учат подростков справляться со своими чувствами, не переходя границы и не причиняя вреда себе и окружающим.
Таким образом, работа социального педагога в школе предполагает комплексный подход к предотвращению девиантного поведения. Она требует внимательного анализа, эмпатии и готовности помочь каждому подростку, оказавшемуся в трудной ситуации. Применяя подходы, основанные на индивидуальном подходе к каждому подростку, сотрудничестве с его окружением и создании поддерживающей школьной среды, социальный педагог может значительно повлиять на поведенческие установки подростков и помочь им справиться с кризисными ситуациями. Внимание, забота и терпение со стороны социального педагога создают основу для формирования позитивного поведения подростков и помогают им встать на путь самореализации, развития и позитивного социального взаимодействия.
Список литературы
Белоглазова Е. Н. Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. — 2019. — № 7. — С. 4–22.
Вахремеева
О.А. Меры по профилактике девиантного поведения детей / О.А.
Вахремеева
; Научная статья, 2018.
Михайлова
Ю. С.
Проблема девиантного поведения подростков // Проблемы педагогики. 2018. №3 (35). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-deviantnogo-povedeniya-podrostkov
Якунина Е. В.,
Тремаскина
Е. В.
П
рофилактика девиантного поведения подростко
в
// Вестник магистратуры.
2016. №6-2 (57).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-1