Роль социального педагога в профилактике деструктивного поведения у несовершеннолетних | Эберляин Марина Владимировна. Работа №350616
Аннотация. Статья посвящена важной роли социального педагога в профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних в лицее-интернате. Рассматриваются ключевые аспекты работы социального педагога, примеры успешных практик и значимость взаимодействия с учащимися, родителями и другими специалистами. Автор подчеркивает, что деятельность социального педагога способствует не только снижению уровня правонарушений, но и созданию комфортной и безопасной образовательной среды.
Ключевые слова: социальный педагог, деструктивное поведение, профилактика, несовершеннолетние, лицей-интернат, образовательная среда.
Роль социального педагога в профилактике деструктивного поведения у несовершеннолетних
Эберляин Марина Владимировна, социальный педагог
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей" с. Лесниково
Аннотация. Статья посвящена важной роли социального педагога в профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних в лицее-интернате. Рассматриваются ключевые аспекты работы социального педагога, примеры успешных практик и значимость взаимодействия с учащимися, родителями и другими специалистами. Автор подчеркивает, что деятельность социального педагога способствует не только снижению уровня правонарушений, но и созданию комфортной и безопасной образовательной среды.
Ключевые слова: социальный педагог, деструктивное поведение, профилактика, несовершеннолетние, лицей-интернат, образовательная среда.
В современных условиях образовательного процесса роль социального педагога становится все более значимой, особенно в лицее-интернате, где обучаются подростки, сталкивающиеся с множеством социальных и психологических проблем. Деструктивное поведение, проявляющееся в агрессии, нарушении дисциплины или употреблении психоактивных веществ, представляет собой серьезную угрозу как для самих подростков, так и для окружающих. Профилактика таких явлений требует системного подхода, который включает в себя работу социального педагога.
Одним из первых и наиболее важных направлений работы социального педагога является создание атмосферы доверия и поддержки среди учащихся. Педагог должен быть доступен для общения, а учащиеся — уверены в том, что их проблемы будут услышаны и поняты. В нашем лицее была запущена инициатива «Открытые двери», где каждый ученик может прийти на индивидуальную беседу. Это дает возможность подросткам делиться своими переживаниями и получать помощь в решении проблем. К примеру, одна из учениц, столкнувшись с трудностями в общении со сверстниками, смогла благодаря этому формату открыться и обсудить свои переживания, что помогло ей изменить свое отношение к конфликтной ситуации.
Социальный педагог также активно участвует в организации различных мероприятий, направленных на развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта у подростков. Программы, такие как «Эмоциональный интеллект для подростков», включают в себя занятия по управлению эмоциями и конфликтами. На одном из таких занятий учащиеся, разбившись на группы, разыгрывали сценарии конфликтов и находили способы их разрешения. Это позволило им не только лучше понять свои эмоции, но и развить умение сопереживать другим. Такие практики снижают уровень агрессии и способствуют формированию более гармоничной атмосферы в коллективе.
Важной составляющей работы социального педагога является взаимодействие с родителями. Организация родительских собраний и семинаров помогает родителям лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются их дети, и дает им инструменты для эффективного общения. В нашем лицее мы провели цикл лекций на тему «Поддержка подростка в трудный период», где обсуждались особенности подросткового возраста и методы, позволяющие родителям создать благоприятную атмосферу в семье. На одной из встреч родитель смог поделиться своей историей, что помогло другим увидеть, что они не одни в своих трудностях.
Также социальный педагог проводит работу по формированию правовой грамотности среди учащихся. Понимание прав и обязанностей, а также последствий деструктивного поведения является важным аспектом профилактики. На уроках правознания мы обсуждаем не только законодательство, но и реальные кейсы, которые произошли в обществе. Например, на одном из таких уроков мы рассмотрели ситуацию, когда подросток стал жертвой буллинга и как это повлияло на его жизнь. Обсуждение таких вопросов помогает учащимся осознать серьезность своих действий и принимать более ответственные решения.
Кроме того, социальный педагог активно вовлекает подростков в волонтерскую деятельность. Участие в благотворительных акциях формирует у молодежи чувство ответственности и эмпатии. В лицее была организована волонтерская группа, которая посещает местные приюты и помогает организовывать мероприятия для детей. Эти активности не только способствуют развитию социальных навыков, но и помогают подросткам осознать свою ценность и значимость в обществе.
Работа социального педагога в лицее-интернате также включает в себя мониторинг состояния психологического климата в коллективе. Понимание динамики отношений между учащимися позволяет своевременно выявлять проблемы и предотвращать их. Социальный педагог проводит регулярные анкетирования, на основе которых можно получить информацию о настроениях в группе и выявить возможные источники конфликтов. Например, после проведения анкетирования стало очевидно, что у нескольких учащихся возникли проблемы в отношениях из-за недопонимания. Социальный педагог организовал встречу для обсуждения ситуации, что помогло наладить коммуникацию и уменьшить напряженность.
В заключение, роль социального педагога в профилактике деструктивного поведения у несовершеннолетних в лицее-интернате невозможно переоценить. Это специалист, который не только помогает подросткам справляться с проблемами, но и активно участвует в создании безопасной и поддерживающей образовательной среды. Комплексный подход к работе, включающий взаимодействие с учащимися, родителями и другими специалистами, позволяет значительно снизить уровень правонарушений и способствует формированию здорового климата в коллективе. Каждое действие социального педагога направлено на то, чтобы помочь подросткам раскрыть свой потенциал и стать полноценными членами общества.
Список литературы
1. Вахремеева, О.А. Меры по профилактике девиантного поведения детей / О.А. Вахремеева; Научная статья, 2018.
2. Рылеева А. С. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления: учебное пособие. — Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2016.
3. Паршева, Е.А. Особенности профилактики отклоняющегося поведения современных подростков: научная статья № 3 / Е.А. Паршева. - Саратов, 2018. с. 479 – 485.