Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль социального педагога в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья | Артёменко Галина Владимировна. Работа №352392

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль социального педагога в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделяется задачам, функциям и методам работы социального педагога в образовательных учреждениях. Обосновывается значимость создания комфортной образовательной среды, взаимодействия с семьёй и адаптации ребёнка в школьном коллективе. Представлены практические рекомендации, направленные на успешную социализацию детей с ОВЗ.

Ключевые слова: социальный педагог, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, инклюзивное образование, адаптация, образовательная среда.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Артёменко Галина Владимировна, социальный педагог

МКОУ Новоуспенская СОШ, Красноярский край с. Новоуспенка

 

Аннотация. В статье рассматривается роль социального педагога в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделяется задачам, функциям и методам работы социального педагога в образовательных учреждениях. Обосновывается значимость создания комфортной образовательной среды, взаимодействия с семьёй и адаптации ребёнка в школьном коллективе. Представлены практические рекомендации, направленные на успешную социализацию детей с ОВЗ.

Ключевые слова: социальный педагог, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, инклюзивное образование, адаптация, образовательная среда.

 

В современных условиях развития инклюзивного образования роль социального педагога становится всё более значимой. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особой поддержке для успешной интеграции в общество. Социализация таких детей предполагает их активное участие в социальной, учебной и культурной жизни. Однако в этом процессе они сталкиваются с рядом барьеров: физическими, психологическими и социальными. Социальный педагог выступает посредником, обеспечивающим эффективное взаимодействие между ребёнком, его семьёй, образовательной организацией и обществом.

Основная часть

Функции социального педагога

Основные функции социального педагога в работе с детьми с ОВЗ включают:

Диагностическая функция. Социальный педагог проводит комплексную диагностику социальной среды ребёнка, его возможностей, потребностей и проблем. Это позволяет составить индивидуальный план работы.

Адаптационная функция. Помощь в адаптации к новым условиям (школьной среде, взаимодействию с коллективом).

Консультативная функция. Поддержка семьи ребёнка, проведение разъяснительных бесед с педагогами и одноклассниками.

Организационная функция. Координация взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса: учителями, психологами, родителями.

Коррекционно-развивающая функция. Проведение мероприятий, направленных на развитие социальных навыков и эмоциональной устойчивости ребёнка.

Задачи социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья включает:

формирование положительного отношения к окружающему миру и себе;

развитие навыков общения и сотрудничества;

преодоление изоляции и снижение уровня тревожности;

подготовку к самостоятельной жизни в обществе.

Методы работы социального педагога

Эффективная социализация детей с ОВЗ требует применения различных методов:

Индивидуальная работа. Педагог уделяет внимание личностным особенностям ребёнка, разрабатывает индивидуальные стратегии поддержки.

Групповые занятия. Социальный педагог проводит тренинги и игры, направленные на развитие коммуникации, эмпатии и навыков совместной деятельности.

Межведомственное взаимодействие. Сотрудничество с медицинскими учреждениями, психологическими службами и общественными организациями позволяет комплексно решать проблемы ребёнка.

Информационно-просветительская деятельность. Проведение семинаров для родителей и педагогов, направленных на повышение их осведомлённости о специфике работы с детьми с ОВЗ.

Взаимодействие с семьёй

Семья является ключевым звеном в социализации ребёнка. Социальный педагог помогает родителям:

принять особенности ребёнка;

создать комфортные условия для его развития;

выстроить конструктивное общение с педагогами и другими членами школьного коллектива.

Создание инклюзивной среды

Инклюзивная образовательная среда предполагает равные возможности для всех детей. Социальный педагог способствует:

устранению стереотипов и предвзятости в отношении детей с ОВЗ;

повышению толерантности в школьном коллективе;

формированию у детей и педагогов понимания важности взаимопомощи и поддержки.

Роль социального педагога в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно переоценить. Он является связующим звеном между ребёнком, семьёй и образовательной средой, помогая преодолевать трудности, связанные с физическими и психологическими ограничениями. В условиях инклюзивного образования социальный педагог играет ключевую роль в создании условий для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

 

Список литературы

Рощина Галина Овсеповна, Русанова Лилия Сергеевна, Артемьева Татьяна Дмитриевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОКОЛЕНИЯ «АЛЬФА» КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Педагогическое образование в Рос

сии.

2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-ovz-pokoleniya-alfa-kak-osnova-pedagogicheskogo-prognozirovaniya-i-sotsialnogo

Ситаров Вячеслав Алексеевич Социально-педагогические подходы и практики орг

анизации доступной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Знание. Понимание. Умение. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-podhody-i-praktiki-organizatsii-dostupnoy-sredy-obucheniya-detey-s-ogran

ichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Тихонова Инна Викторовна, Шипова Наталья Сергеевна, Иванова Екатерина Александровна Проблемы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования школьников // Ярославский педагогический вестник.

2018. №6. UR

L: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-shkolnikov

Целевич Татьяна Ивановна, Морозова Оксана Вагизовна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮ

ЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Гуманизация образования.

2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-sotsialnogo-pedagoga-obscheobrazovatelnoy-shkoly-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×