Роль советского кинематографа в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения | Тимофеева Надежда Владимировна. Работа №363855
Статья «По следам советского кинематографа» посвящена вопросу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках общеобразовательного учреждения.
Главное внимание в статье обращается на необходимость возрождения духовно-нравственного здоровья российского общества в целом и современных подростков в частности.
Целью статьи является представить советский кинематограф в качестве носителя духовно-нравственного содержания (норм, представлений и моделей поведения) и использовать его для формирования духовно-нравственных установок, руководствуясь которыми представители молодого поколения смогут соотносить свои поступки с традиционными человеческими представлениями о жизни.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное здоровье, духовно-нравственные ценности, советский кинематограф, советское кино.
Роль советского кинематографа в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
"Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей..."
Эльдар Рязанов, советский кинорежиссер
На стыке двадцатого и двадцать первого века в нашем государстве при смене одного режима правления другим произошли необратимые и носящие деструктивный характер социально-политические изменения. Они обернулись обесцениванием существовавших норм и устоев, моральных и духовных установок, характерных для образа жизни советского человека. Это оказало и продолжает оказывать отрицательное влияние на жизненные ориентиры современной молодежи и уровень их духовного здоровья. В современном российском обществе на уровне средств массовой информации продолжает культивироваться образ глубоко индивидуалистической культуры, эгоцентризма и удовлетворения не самых высоконравственных потребностей человека. Они идут вразрез с традиционными представлениями о жизни русской по самосознанию личности и обесценивают жизнь человека, а с ней и такие понятия как любовь, дружба, верность, честность, справедливость, мужество и героизм.
После развала СССР при вступлении России в демократический строй развития представители молодого поколения спешно копировали западные формы жизни, которые наполнили внешнюю жизнь человека привлекательными новшествами: красивой и модной брендовой одеждой; вкусной едой в ресторанах быстрого питания; свободными отношениями между мужчиной и женщиной; свободой выражения собственного мнения и многими другими вещами, которые не способствовали развитию внутреннего, духовного мира человека, а наоборот нацеливали на комфортную, беззаботную жизнь и получение материальных благ как основу жизни человека.
В обществе на уровне средств массовой информации стали культивировать образ глубоко индивидуалистической культуры, эгоцентризма и удовлетворения естественных потребностей человека. Они шли вразрез с традиционными представлениями внутренней жизни русской по самосознанию личности: «Отца с матерью почитать – горя не знать», «Дерево держится корнями, а человек – семьей», «Сам погибай, а товарища выручай», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Жизнь дана на добрые дела», «Добро помни, а зло забывай», «Учись доброму, так худое на ум не пойдет», «Не хлебом единым жив человек», «Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом».
В итоге исконно присущие русским людям ценностные смыслы были заменены на неизвестные и ложные, которые направили развитие общества в такое русло, когда жизнь человека обесценилась, а с ней и такие понятия как любовь, дружба, верность, честность, справедливость, мужество и героизм. Люди перестали общаться, «дружить семьями», разговаривать о важных истинах. Каждый стал заботиться о себе, скрываться за высоким забором: «Своя рубашка ближе к телу», « Моя хата с краю, ничего не знаю». И самое главное – материальное стало преобладать над духовным: «Хорошо иметь свой уголок, свой кусок да свой кошелек». Большинство пословиц и поговорок, хранящих народную мудрость и память, были преданы забвению, пригодились только те, которые вписывались в новый образ жизни, где в приоритете деньги, власть, известность и слава.
С тех пор пролетели три десятилетия. Выросли новые поколения людей. Современное российское общество столкнулось с действительностью: люди привыкли жить в комфорте, они не стремятся полететь в космос, не желают стать великими художниками, поэтами, композиторами... Им удобно и так. Их все устраивает. Современные офисные квартиры в новостройках, перекусы на фуд-кортах в торговых центрах, кафе, бары, рестораны, фирменные магазины, модная одежда как из глянцевых журналов, отдых за границей... Ссоры, скандалы, интриги, слухи - ими пестрят статьи интернет-новостей... Это состояние общества и его современные взгляды на жизнь можно описать ярким и точным французским словосочетанием cruauté mental, которое мы встречаем в фильме Марлена Хуциева "Послесловие", 1983 г.
Кинокартина "Послесловие" известного советского режиссера - это психологическая драма с утонченной игрой двух мастеров актерского искусства, Андрея Мягкова и Ростислава Плятта. Это фильм об одиночестве человека, пропасти непонимания между поколениями, смене времен и, как итог, о духовной черствости и душевной пустоте. Возможно, это послесловие уходящей эпохе, великим, но былым победам и достижениям народа. А может быть, это даже реквием по искренности, милосердию, пониманию и вниманию, доброте, духовной близости и общению между людьми. В конце концов, по голосу совести внутри человека. Однако режиссер оставляет нам надежду. Совесть может и должна проснуться от глубокого сна, а душа возродиться как птица Феникс из пепла суеты и ненужных вещей. Фильм, снятый сорок с лишним лет назад, - непревзойденный шедевр о нашей современности.
Современное кино можно охарактеризовать как коммерческое в большей своей части. Просматривая статьи, блоги, интернет страницы и отзывы по фильмам встретилось такое мнение, что в современных реалиях другое кино, глубокое по своему замыслу, раскрывающее извечно высокие нравственные и философские проблемы, понятия и идеалы, не нужно. Оно не отвечает требованиям современного зрителя. Люди сегодня в массе своей желают "хлеба и зрелищ".
Сложившееся положение вещей не может не беспокоить ту часть общества, которая еще в советское время с детства и юношеских лет имела другой опыт утоления душевного голода, который заключался в необходимости проживания эмоций с использованием таких мощных средств развития воображения и образного творческого мышления, как книги и кинофильмы.
Детей и подростков в то время привлекали образы добрых, отважных, преданных высшей идее героев. Дети верили в их честность, порядочность, смелость, готовность прийти на выручку товарищам в трудную минуту, готовность пожертвовать собой в случае необходимости и в обязательную победу Добра над Злом.
Очень многое исчезло, что было в нашем детстве. Наши киногерои для современных детей малоизвестны точно так же, как и герои литературных произведений. Однажды столкнулась с тем, что тринадцатилетние подростки не знают, кто такая Царевна-лебедь. Печально осознавать, что дети перестали читать книги и смотреть фильмы нашего детства. Мы потеряли времен связующую нить.
Поэт Николай Заболоцкий писал: "Душа обязана трудиться". И мы трудились: мы читали, мечтали, воодушевлялись, стремились... Мы понимали, что труд облагораживает человека и, что трудолюбие имеет свои положительные плоды и всегда воздается сторицей. Мы осознавали, что душа должна быть живой, уметь откликаться на то, что видит и слышит, не оставаться равнодушной. Даже больше того, мы понимали, что душа должна просто быть у человека. Нельзя жить пусто, бессмысленно. Кувшин должен быть наполнен содержанием, чтобы быть нужным и служить для того, кто хочет из него напиться чистой, освежающей, дающей силы воды.
К сожалению, современный образ жизни человека далек от идеала. Люди тратят свои силы и время на получение материальных благ. Тем самым они опустошают себя. Дети остаются в стороне. Они предоставлены сами себе.
Запросы людей к искусству снизились до развлекательных. Главное, чтобы их в нем ничего не утомляло, не заставляло напряженно мыслить, а наоборот: веселило, увлекало, расслабляло...
В результате, кинематограф, который возник в начале XX века и изначально был немым, но на протяжении всего столетия он развивался, становился глубоким и способным выражать тончайшие мысли и чувства человека и по своей выразительности приблизился к произведениям классической литературы, вдруг стал не нужен. В результате мы имеем то, что имеем. Кино как вид искусства превратилось в развлечение низкого сорта.
Причины происходящего более глубокие, чем они кажутся на первый взгляд. Известно, что после окончания Второй Мировой войны согласно теории заговора возник план Аллена Далласа (глава ЦРУ 1953-1961 гг.) по разрушению СССР, под которым понимается план действий США против нашей страны, составленный во время холодной войны и имевший своей целью скрытое моральное разложение советского народа методами пропаганды. Деятели, активно работающие в этом направлении, делали ставку на разобщение народов и социальных групп, потерю национальной идеи и национального самосознания путем отрицания национальных традиций, национальной культуры и языка, как всей страны, так и народов, ее населяющих. Однако оригинал этого документа никому доподлинно неизвестен, его не печатали и ни в каком виде не представляли общественности.
Позже в 1961 году по инициативе Джона Кеннеди было основано Агентство США по международному развитию (USAID). Официально их миссия заключается в экономической, социальной и гуманитарной помощи, помощи в предотвращении конфликтов и продвижении демократии на территории развивающих стран мира. Эта организация действовала на территории Российской Федерации с 1992 по 2012 год; она сотрудничала с органами государственной власти и с некоторыми негосударственными организациями. Сумма всех проектов агентства за два десятилетия деятельности в России составляет примерно 2,6 миллиардов долларов. В 2012 МИД РФ предъявил требование USAID прекратить свою деятельность на территории нашего государства, обосновывая его тем, что деятельность данной организации выходила за рамки международного сотрудничества.
С момента начала Специальной военной операции в 2022 году, в государственных и образовательных кругах много говорят и пишут о возрождении в России базовых национальных ценностей. Данный термин используется в основных официальных источниках, относящихся к теме определения стратегии государственной и образовательной политики в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи и детей.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, под которыми понимаются основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.
На наш взгляд, одним из мощных средств духовно-нравственного воспитания является советское кино, которое можно назвать национальным и является носителем ценностей духовного и нравственного смысла. Оно объединяет народы нашей большой страны и сохраняет традиции и культуру русского мировосприятия.
Советский кинематограф - уникальное явление в развитии мирового кино. В нем есть все для воспитания в представителях подрастающего поколения основополагающих качеств человеческой личности: таких как доброта, уважение, сострадание и любовь к окружающим людям; смелость, храбрость, отвага и мужество; терпение, трудолюбие и стремление к творчеству и развитию своих способностей для решения глобальных задач во благо своего Отечества.
Содержание не всех, но многих советских фильмов носит духовно-нравственный характер. Предложенные в них образы и смыслы хоть и не напрямую, а прикровенно являются носителями сокровенных тайн жизни человека, воспитанного в русской культуре, а именно православных ценностей, которые исконно определяли наши убеждения и выстраивали модели поведения, основанные на нравственном выборе.
Основные направления духовно-нравственного воспитания молодежи определены Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:
воспитание патриотических и гражданских качеств личности, а также нравственных свойств личности и этического сознания;
воспитание трудолюбия и уважительного и творческо-созидательного отношения к труду;
воспитание ценностного отношения к семье и ее роли в жизни каждого человека;
воспитание ценностного отношения к
прекрасному
, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
воспитание здорового образа жизни и любви и бережном отношении к природе.
Тематика советских фильмов позволяет нам реализовывать эти направления воспитания детей не по отдельности, а в единстве, что обусловлено тем, что любой советский фильм затрагивает и анализирует не одну проблему, а несколько, и они все тесно взаимосвязаны. Так, например, в фильме «Большая семья» (1954 г.) режиссера Иосифа Хейфица мы имеем возможность рассмотреть вопросы, связанные с пониманием отношения человека к семье и ее ценностям, к труду, личности и роли мужчины и женщины в семье; и все это сливается в одно понимание: человек есть гражданин своего Отечества, который проявляет себя равноценно как добросовестный семьянин, профессионал своего дела и стремящаяся к постоянному совершенствованию личность.
Согласно основным направлениям духовно-нравственного воспитания кинокартины можно разделить по модулям, в ходе реализации которых формируются те или иные качества и свойства личности:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения достоинства личности (
Модуль
1 «Я-гражданин»);
Воспитание нравственных чувств и этического сознания (
Модуль
2
«Я-человек»);
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни (
Модуль
3 «Я и труд»);
Воспитание ценностного отношения к семье (
Модуль
4 «Я и семья»);
Воспитание ценностного отношения к
прекрасному
, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (
Модуль
5 «Я и культура»).
В процессе просмотра и обсуждения советских кинофильмов мы имеем возможность решить ряд важных задач:
Образовательные:
Формирование у представителей молодежи посредством просмотра художественных фильмов основополагающих нравственных идеалов, ценностей и норм, которыми руководствуется человек, осуществляя нравственный выбор;
Развитие чувства любви к
прекрасному
, умения видеть прекрасное в том, что тебя окружает в повседневности;
Знакомство с советскими фильмами, актерами и режиссерами и развитие умения видеть их работу в фильме и развитие осознания, что такое мастерство в творческой профессии.
Развивающие:
Развитие умения мыслить в ходе просмотра фильма, анализировать ситуации и поступки людей, делать выводы, строить предположения, обобщать, различать частное и общее;
Развитие понимания значимости нравственных идеалов и моральных норм в жизни человека и его взаимодействии со своей семьей и другими представителями общества;
Развитие представления о кинематографе как виде искусства, развитие эстетического восприятия, чувств, оценок и отношения к происходящему на экране и соотнесение увиденного с настоящей жизнью;
Развитие умения сравнивать и стремиться перенести нравственный идеал с экрана в жизнь.
Воспитательные:
Знакомство с таким явлением как советский кинематограф, который представляет собой кладезь духовных основ и формирует картину мира с осмыслением
исторического
прошлого
страны
;
Воспитание чувства гражданственности и осознания своего места в современном обществе;
Воспитание чувства любви, долга и ответственности перед своей семьей, малой родиной и Отечеством;
Воспитание интереса к достижениям отечественной науки и стремления к труду и осознанию, что человек реализует себя как личность в труде и постоянном совершенствовании;
Воспитание уважительного отношения к своей семье, друзьям, знакомым, людям, которые тебя окружают, которым нужна помощь и поддержка;
Формирование устойчивого интереса к историческому наследию в о
бласти советского кинематографа.
Выбор фильма для просмотра должен осуществляться, в первую очередь, с учетом его нравственного потенциала, который позволит реализовать направления воспитания. Как же из огромного разнообразия фильмов выбрать нужный? На наш взгляд, самый главный критерий - фильм должен понравиться нам самим. Он должен находить отклик в нашей душе. Если фильм затронул нас за живое, заставил задуматься о нашей жизни, наших поступках, дал нам возможность испытать палитру глубоких и серьезных чувств, то его без тени сомнения можно и нужно смотреть вместе с детьми.
Еще один не менее важный критерий - фильм должен соответствовать заявленной тематике направления воспитания. Конечно, при этом важно иметь опыт просмотра кинокартин, иметь представление о режиссере и актерах, которые сыграли главные роли в фильмах. Скорее всего, при подготовке фильма к совместному с детьми просмотру возникнет необходимость изучить и биографии актеров и режиссера, а также и обратить внимание на использованную в фильме музыку, оценить работу оператора и даже мастера по гриму и костюмам.
Форма работы с учащимися во время и после просмотра фильма может быть разнообразной:
- стоп-кадры на важных, проблемных, переломных моментах и их обсуждение;
- ответы на вопросы по нравственному содержанию фильма;
- обсуждение действий и поступков героев, анализ мотивов и причинно-следственных связей;
- написание учащимися мини-эссе, которое может представить их взгляд на проблематику фильма;
- письменное описание своих мыслей, эмоций и чувств;
- круглый стол, где каждый пытается рассуждать в лице героя просмотренного фильма;
- дискуссионный клуб, где учащиеся, выступающие как эксперты, дают оценку фильму и пути решения проблемы, представленной в фильме
В качестве итога отметим, что советское кино – это духовный мост между разными поколениями, потому что кто его смотрел, говорят на одном языке, мыслят одинаковыми образами и проживают свою жизнь, руководствуясь общими для них нравственными смыслами и ценностями. Поэтому так важно детям и подросткам показывать эти фильмы и укреплять в них русское восприятие жизни.
Информационное обеспечение
Данилюк А. Я.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А
.
Тишков
.
Рос
.а
кад
. образования:
[
Электронный
ресурс
]
URL
:
https
://
schsv
76 0.
mskobr
.
ru
/
attach
_
files
/
upload
_
users
_
files
/5
dc
90
b
2
cd
145
a
.
Дата обращения: 17
.02.2024 г.
Кондратьева Н.В. Духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе. [Электронный ресурс]
URL
:
https://urok.1sept.ru/articles/600234
Дата обращения: 24.02.2024 г.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №)
[Электронный ресурс]
:
URL
:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Дата обращения: 17
.02.2024 г.
Скороделова
А.Р. Роль советского кино в патриотическом воспитании молодежи.
//
Гуманитарные научные исследования, 2016. № 11.
[Электронный ресурс]
URL
:
https
://
human
.
snauka
.
ru
/2016/11/17562
Дата обращения: 24.02.2024 г.
Соколова М.Е. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: осмысление пути системного развития.
//
Учебно-
методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского
[Электронный ресурс]
URL
:
https://koiro.edu.ru/centers/uchebno-metodicheskiy-tsentr-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-obrazovaniya/metodicheskaya-kopilka/dukhovnonravstvennue_discipliny/Metodicheskoe%20posobie%20Sokolovoy.pdf
Дата обращения: 24.02.2024 г.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 996-р от 29.05.2015 г
:
[Электронный ресурс]
URL
:
http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
Дата обращения: 17
.02.2024 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
:
[Электронный ресурс]
URL
:
https://school4-26.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Federal_nyy_zakon_ot_29.12.2012_N_273_FZ_red._ot_19.12.2023.pdf
Дата обращения: 17
.02.2024 г.
Феномен популярности советского кино как искусства в современной России
:
[Электронный ресурс]
http://elibrary.sgu.ru/VKR/2021/50-03-03_009.pdf
Дата обращения: 24.02.2024 г.
Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809
О
б утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей:
[Электронный ресурс]
URL
:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/
Дата обращения: 24.02.2024 г
.