Роль современной школы в духовно-нравственном воспитании школьников | Мой кабинет. Работа №348624
В статье представлен опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи. Обозначены формы работы, главные из которых – коллективные. Раскрываются пути создания социально-гуманитарного пространства для развития компетентной духовно-нравственной личности. Показано, на какие традиции прошлых лет можно опираться в современной школе.
Галёва Елена Владимировна,
учитель музыки,
руководитель театральной студии
Роль современной школы в духовно-нравственном
воспитании школьников
Сегодня в воспитании школьников всё больше уделяется внимания духовно-нравственному аспекту. Воспитание определяется как деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определённого мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры. Каждый педагог, воспитатель на своём месте должен ясно представлять, какие воспитательные цели он преследует, на основе какого содержания, на каком правовом основании. Что он должен или может потребовать от школьника, а чего не может и не должен требовать.
Школа – тот самый социальный институт, где ребёнок, подросток получает опыт общения, опыт выбора, опыт нравственных поступков. И потому роль школы в современном мире можно рассматривать основной: весь образовательный процесс, все мероприятия, проводимые в школе, призваны внести свой вклад в духовное развитие школьников, помочь им решить проблему сохранения и упрочения своего «правильного жизненного ориентира». Задача современной школы - научить делать правильный морально-нравственный выбор в любой жизненной ситуации.
Наш педагогический коллектив работает над созданием социально-гуманитарного пространства для развития компетентной духовно-нравственной личности. Одна из первоочередных задач нашей школы на современном этапе – реализация воспитательной системы, обеспечивающей разностороннее развитие всех основных видов и направлений воспитательной работы школьного коллектива. Эти направления определены в единой Программе воспитания, которая реализуется в соответствии с модулями. Нами используются коллективные и индивидуальные формы работы для саморазвития и самореализации обучающегося. Мы разработали свою воспитательную систему, которая была представлена на Сибирской учебной выставке в г. Новосибирске и получила высокую оценку,
Уверены, что предметная деятельность в коллективе влияет положительно на формирование у детей потребности нравственных поступков. Индивидуальный опыт обучающегося должен взаимодействовать с коллективным и только в этом случае является фактором формирования его индивидуального сознания. В ходе предметной деятельности в коллективе происходит формирование негативного отношения ко всем ассоциальным явлениям.
Наш коллектив старается использовать все лучшее из традиций прошлых лет школы. На наш взгляд, полноценное воспитание происходит только тогда, когда ребёнок погружается в специально организованную духовно-интеллектуальную среду. Но главное - в школе как социальном институте - должны царить радушие, забота, терпение, мудрость и любовь. И этому способствуют культивируемые ценности и идеалы, к которым в ходе сотрудничества приобщаются дети и педагоги. В ходе развития ценностно-смысловой сферы и духовно-нравственного воспитания мы используем различные формы работы, для чего задействуем и уроки, и внеурочные мероприятия. Это и проведение традиционных коллективных творческих дел, и организация спортивно-массовой работы, и работа клубов по интересам, в том числе клуба «Юнармеец». Участие в таких мероприятиях позволяет развивать у ребят такие качества, как творческая инициатива; умение ставить цели и достигать их; самостоятельность в решении личных и общественных проблем; ответственность за себя и других. Мы сохранили с прошлых лет проведение школьных этапов эстафеты искусств. Все они имеют творческую эстетическую направленность и вместе с тем соответствуют тем целям и задачам, которые педагогический коллектив ставит в условиях социально-гуманитарного пространства. Это и конкурс чтецов, и вокальный конкурс, и конкурс рисунков и плакатов, выпуск газет в рамках работы предметных недель и декад. И проект нашей школы «Провинциальный Парнас», который стал традиционным, – на протяжении последних 15 лет в школе работает литературная гостиная. Ежегодно тематика меняется. Наши литературно-музыкальные гостиные имеют нравственную и патриотическую тематику. Кроме этого, этот проект нацелен и на развитие любви к чтению. Именно книга помогает овладевать информацией, накопленной многими поколениями, учит давать оценку собственным и чужим поступкам, в процессе чтения приходит понимание истинности тех или иных нравственных решений. На подобных мероприятиях мы словно открываем для себя наших учеников. После школьных этапов эстафеты искусств ребята выходят на районный уровень, а затем и на областной уровень. Мы – победители и призёры зональных, областных, всероссийских этапов. Благодаря школьному проекту «Провинциальный Парнас», сегодня в школе создана театральная студия. Функционируют «Музыкальный театр» и объединение «Театральные подмостки». Наши воспитанники с удовольствием включаются в эту сферу деятельности. Театральные постановки представлены на разных уровнях, где отмечены в числе победителей. Это достаточно хорошие результаты, ведь стержнем нашей концепции воспитания является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: обучающихся и педагогов, педагогов и родителей, детей и родителей.
Воспитание - деятельность, призванная помочь ребенку стать таким, каким его хочет видеть общество. Важно добиться, чтобы он сам хотел стать таким. Главная задача, которую мы сегодня решаем, - обеспечить формирование коллективистских традиций, гарантирующих непрерывность воспроизведения педагогически формирующих отношений.
На духовно-нравственное развитие детей огромное влияние оказывают уроки русского языка, литературы, истории. И очень важно, по каким учебным комплексам осуществляется преподавание этих предметов. К сожалению, в погоне за инновациями и новшествами учителя литературы долгое время использовали учебники, в которых присутствовали в основном зарубежные произведения с непонятным для нашего российского менталитета содержанием и карикатурным изображением родителей и взрослых. Такие учебники сегодня, к счастью, вытеснены из общеобразовательных школ. Для детей главным мерилом выбора произведений должна быть та польза, которую данное произведение способно принести нравственному и духовному развитию ребёнка. Поэтому школа должна очень обоснованно и взвешенно подходить к выбору учебников.
На уроках и во внеурочной деятельности в нашей школе осуществляется культурно-историческое и нравственное осмысление фундаментальных знаний через призму их важности как для личности школьника, так и для общества в целом. В школе реализованы проекты, совместно проводимые с Узловым Советом ветеранов станции Татарская, с местным отделением Движение Первых, ученики включаются в волонтёрскую деятельность. Среди наших воспитанников – полуфиналисты и финалисты всероссийского конкурса «Большая перемена», где ребята получают бесценный опыт общения, учатся работать в команде.
Избранная нами система воспитательной работы требует творческого подхода к ней. И всё же воспитание осуществляется не мероприятиями, а образом жизни. Именно педагог должен выступать в роли организатора процесса общения детей, в котором они живут и развивают личностные качества. Все эти качества могут развиваться в структуре ученического самоуправления. Важно, чтобы каждый обучающийся был формально включен в организаторское дело, имея поручение коллектива. Воспитательный успех в этой работе определяется по уровню самостоятельных действий и взаимодействий обучающихся, их умению воздействовать друг на друга, убеждать и заражать полезным делом. В процессе общения обучающиеся начинают сопереживать, а затем уже и регулировать свое поведение с учетом реакции окружающих людей. Воздействие на обучающегося происходит в ходе активного включения в жизнь коллектива и преобразования окружающей действительности. Изменяя эту действительность, обучающийся изменяет себя, совершенствует общественное сознание и свое поведение.
В школе функционируют клубы по интересам: клуб книголюбов, клуб «Эврика», клуб Любители поэзии». Ребята участвуют в школьных конференциях, районных и областных краеведческих чтениях, где занимают призовые места.
Нельзя не сказать и о школьном военно-патриотическом клубе «Юнармеец». Основное направление нашей школы – героико-патриотическое. И клуб реализует воспитание детей именно в этом направлении. За последние годы наши юноши показывают высокие результаты во время проведения полевых сборов для 10 классов. Ребята - неоднократные призёры областных соревнований по военно-прикладным видам спорта. Кроме этого, на сегодняшний день в школе открыто пять кадетских классов разной направленности: кадетский класс войск национальной гвардии, кадетские классы пограничного управления ФСБ, кадетский класс пожарно-спасательной направленности, кадетский класс общевойскового подразделения сухопутных войск.
Главным признаком духовно-нравственного развития детского коллектива является развитие его гуманистического микроклимата, где каждый чувствует себя защищённым, может проявлять активность и жить в сплочённом коллективе. Научившись этому, любой ученик вольётся в сферу новой взрослой жизни.
Сегодня в нашей образовательной организации обучаются дети выпускников именно нашей школы. Многие ребята возвращаются после окончания учебных заведений в свой родной город. Среди них есть те, кто является руководителем предприятий и различных организаций. Хочется верить, что из стен нашей школы выходят достойные граждане, высоконравственные личности, способные передать самые лучшие качества новому поколению.