РОЛЬ СУРДОПЕДАГОГА В РЕАБИЛИТАЦИИ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ | Петрова Анна Викторовна. Работа №308249
Если же снижение слуха, даже незначительное, наступает в раннем возрасте, то обычно это приводит к полному недоразвитию речи. Дети, имеющие значительное снижение слуха, испытывают особые затруднения в овладении речью. Некоторые слабослышащие дети к 6-7-летнему возрасту располагают лишь 2-3 лепетными словами, используемыми ими для общения в сочетании с жестами. Речь других слабослышащих имеет совсем незначительные отклонения от нормы.При тщательном изучении этих отклонений обнаружено, что тяжесть их бывает различна, изменения речи носят многообразный характер, касаются многих сторон и компонентов речи.
В РЕАБИЛИТАЦИИ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ
У ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Та или иная степеньснижения слухаоказывает отрицательное влияние на речь слабослышащих. Иногда даже небольшая недостаточность функции слухового анализатора, ограниченные возможности восприятия шепотной речи препятствуют нормальному развитию речи.
Если же снижение слуха, даже незначительное, наступает в раннем возрасте, то обычно это приводит к полному недоразвитию речи. Дети, имеющие значительное снижение слуха, испытывают особые затруднения в овладении речью. Некоторые слабослышащие дети к 6-7-летнему возрасту располагают лишь 2-3 лепетными словами, используемыми ими для общения в сочетании с жестами. Речь других слабослышащих имеет совсем незначительные отклонения от нормы. При тщательном изучении этих отклонений обнаружено, что тяжесть их бывает различна, изменения речи носят многообразный характер, касаются многих сторон и компонентов речи.
Одним из наиболее заметных симптомов неполноценности речи слабослышащего ребенка являетсязатруднение понимания устной речи, следовательно, нарушается прежде всего импрессивная ее сторона. На ограничение понимания обиходной речи влияет незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, и нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов.
Слабослышащий ребенок понимает речь лишь в тех пределах, в каких сам ею активно пользуется. Собственная речь слабослышащего ребенка (ее экспрессивная сторона) характеризуется рядом недостатков.
Резкое ограничение словарного запаса.Слова, которыми пользуются слабослышащие, отличаются недостаточной точностью и некоторой расширенностью их значений. Они часто обозначают одним словом предмет и связанное с ним действие (например, слово топор употребляется в значении рубить, дрова; вместо исцарапать - когти, кровь и т. д.). Преобладают слова, имеющие конкретное значение, а обобщающие слова - понятия типа животное, растение, мебель, одежда и другие - отсутствуют. Нерасчлененность слов в грамматическом отношении и конкретность употребления их говорят о низком уровне обобщения в речи слабослышащих.
Нарушение грамматического строя.Слабослышащими обычно допускаются ошибки в падеж в числовых, родовых и временных согласованиях, в употреблении предлогов.
Нарушение звукопроизношения.Нарушается звукопроизношение как отдельных звуков, так и целых слов. Из-за нарушения восприятия высоких тонов, чаще всего, у слабослышащих искажается произношение свистящих и шипящих звуков, возникают смешение их, сигматизмы (чаще призубный и боковой), смешение звонких и глухи согласных, неправильное произношение сопоров, недостатки смягчения, выпадение одной из согласных при их стечении. В произношении слов наблюдается искажение в слоговой структуре слов; количество слогов и место ударения сохраняется, порядок слогов и произношение их искажается. Наблюдаются пропуски и искажения начала и конца слова. Иногда сохраняется только один ударный слог.
На речевое развитие детей с пониженным слухом оказывают влияние следующие факторы: степень снижения слуха, возраст ребенка, в котором произошло снижение слуха, своевременно начатая специальная педагогическая работа с ребенком.
Как правило, существует прямая зависимость между этими факторами и состоянием речи ребенка. Чем больше степень потери слуха и чем раньше она наступила, тем хуже состояние речи. Но могут быть такие исключения, при которых эта закономерность нарушается. Например, если ребенок с тяжелой степеньютугоухостинаходится в благоприятных условиях речевого развития, если с ребенком рано начатые специальные занятия по развитию речи сурдопедагогами или логопедами, то речь такого ребенка может быть лучше, чем у ребенка со средней, а иногда легкой степенью тугоухости, но находящегося в неблагоприятных условиях речевого развития.
У многих больных, находящихся на лечении и диспансерном учете в сурдологопедическом кабинете, наблюдается нарушение речи, обусловленное снижением слуха. Особенно часто речевые нарушения встречаются у детей, слуховая функция которых значительно снижена, а также у взрослых, у которых слух снижен с детства.
Прежде всего, проводится комплексное обследование слуховой функции ребенка и его умственного развития, сохранности интеллекта. В этом обследовании принимают участие сурдопедагог, сурдолог и психоневролог, принимается совместное решение о направлении детей в те или иные детские специальные школьные или дошкольные учреждения.
Прежде чем приступить к работе по развитию или коррекции речи, родителям глухих и слабослышащих детей даются консультации непосредственно в сурдологопедическом кабинете. Сурдопедагог знакомится со слуховыми возможностями каждого больного и тщательно обследует как импрессивную, так и экспрессивную стороны имеющейся у ребенка речи.
Сначала обследуется импрессивная сторона речи, проверяется, понимает ли ребенок названия обиходных предметов, обобщающие слова (например, одежда, посуда, фрукты, транспорт), фразу обиходного характера, прочитанный ему небольшой текст. При этом ребенок часто сам не говорит, а лишь показывает на ту или иную картинку или игрушку. При наличии у ребенка самостоятельной речи исследуется также экспрессивная ее сторона в отношении словаря, грамматического строя, звукопроизношения, голоса. Исследуются и анатомические особенности артикуляционного аппарата ребенка и его артикуляционная моторика.
После тщательного исследования всех компонентов речи намечается план работы с каждым ребенком. Определяется форма работы, устанавливаются основные ее разделы и последовательность. В работу над звукопроизношением включают подготовительные артикуляционные упражнения, постановку звуков, их автоматизацию в начале, середине и конце слова, а также дифференциацию. Сначала звук включается в слоги, затем в слова и фразу.
Мощным вспомогательным средством в развитии речи слабослышащих детей является раннее обучение их чтению и письму - с 4-5-летнего возраста.
Если занятия по развитию речи проводятся с детьми III-IV группы глухоты или имеющими тяжелую степень тугоухости, то привлекается и дактильная (пальцевая) азбука как вспомогательное средство на первом этапе обучения грамоте.
Занятия по коррекции и развитию речи проводятся как индивидуальные, так и групповые. В группы включаются дети с примерно равными слуховыми возможностями, речевыми дефектами и уровнем развития речи. Слуховые возможности каждого слабослышащего выявляются обязательно на первом же этапе работы, для решения вопроса о том, как лучше компенсировать потерю слуховой функции.
У слабослышащих повышается разборчивость речи при слухозрительном восприятии ее. Значительно улучшается восприятие фонетической структуры речи при взаимном подкреплении и взаимной компенсации анализаторов, образующих сложную систему, существенное место в которой занимает их взаимодействие. У глухих и слабослышащих компенсация слухового контроля совершается за счет увеличения роли зрительных, тактильно-вибрационных, кожных и кинестетических восприятий.
Выяснив слуховые возможности больного и состояние его речи, выбираются пути и методы работы с ним. Иногда бывает достаточно на занятиях по развитию или коррекции речи лишь повысить голос, посадить больного ближе, чтобы компенсировать его ослабленный слух, в других случаях приходится привлекать звукоусиливающую аппаратуру и чтение с губ. При постановке, автоматизации и дифференциации звуков необходимо использовать, кроме звукоусиливающей аппаратуры, тактильно-вибрационную и кожную чувствительность, а также кинестетический контроль за произношением.
Все эти методы, как вспомогательные, используют и логопеды на занятиях с логопатами, но в работе со слабослышащими привлечение всех сохранных анализаторов является обязательным.
В работе по коррекции речи используется прием выработки слуховых и артикуляционных дифференцировок смешиваемых в произношении звуков.
На первом вырабатываются слуховые дифференцировки смешиваемых звуков с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Перед слабослышащими на столе кладутся таблички со слогами, которые он не дифференцирует (ма-ба, на-ня, са-за, са-ца), ему объясняется задача усвоить разницу в звучании этих слогов, затем эти слоги произносятся и воспринимаются только на слух. Слабослышащий сначала их не произносит, а показывает на тот слог, который произносится сурдопедагогом с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Как только слабослышащий их начинает различать на слух, можно переходить ко второму этапу работы: теперь он не только показывает слоги, но и произносит их, подражая сурдопедагогу. Воспринимаются они слухозрительно.
Впоследствии осуществляется слуховой самоконтроль слабослышащего с помощью микрофона, а также зрительный с помощью зеркала. В случае необходимости включается и тактильно-вибрационная чувствительность и кинестетический контроль. Материалом для упражнений служат не только слоги, но и слова. Сначала привлекаются двусложные, а затем трех- и четырехсложные слова и, наконец, фразы.
Кинестетический контроль сам совершенствуется в процессе упражнений, проделываемых с помощью слухового контроля. Следовательно, работа над произношением сама по себе укрепляет кинестетический контроль, с чем связан процесс автоматизации произносительных навыков. Время от времени выключается слуховой контроль и включается только кинестетический.
Очень важно начать занятия со слабослышащими детьми по коррекции и развитию их речи как можно раньше и проводить эти занятия систематически.
На результаты работы большое влияние оказывает как продолжительность занятий, так и помощь со стороны семьи. Со многими больными, имеющими нарушение или недоразвитие речи, занятия проводятся непосредственно в сурдологопедическом кабинете в течение месяца каждый день, после чего им даются консультации 1-2 раза в неделю, в остальные дни они получают задания и выполняют их дома.
Многие дети с общим недоразвитием речи, слух у которых снижен значительно, направляются в специальные дошкольные и школьные учреждения для слабослышащих и глухих детей, где продолжается начатая в сурдологическом кабинете работа по развитию и коррекции речи.