Роль театрально-творческой деятельности в развитии ребенка. | Быченко Наталья Викторовна. Работа №336703
Роль театрально-творческой деятельности в развитии ребенка.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?
Во-первых, это связано с тем, что посещение театра - всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить нудно-тоскливую повседневность яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.
Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.
Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Разностороннее влияние театрально-творческой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость. Улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В литературе подчеркивается: основа эмпатии — в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б. М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
На страницах популярных журналов и газет ведется полемика: «Вреден ли театр дошкольнику?» — это название статьи А. П. Ершовой, опубликованной в журнале «Обруч». Автор знакомит читателей с новым понятием — «социоигровая технология» (которая также основана на приемах театральной педагогики) — и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы напоказ. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться педагоги, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада.
К сожалению, не все воспитатели готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. К ярким праздничным утренникам уже привыкли администрация и родители. Именно яркости и отточенности в исполнении они и ждут как результата работы с детьми и на это ориентируют музыкального руководителя и всех педагогов, которые готовят детей к празднику. Ну что ж, каков «заказ», таков и результат! Музыкальные руководители и воспитатели стараются, ищут, разрабатывают интересные сценарии, подбирают яркую современную музыку, вызывающую эмоциональный отклик у взрослых зрителей (как правило, это современные «хиты»), усердно репетируют с детьми — и, вроде бы, все довольны. Вот только проблема: дети не всегда «удобные», с большим трудом удается их «натаскать», и времени постоянно не хватает. Действительно, сама форма организации театрализованной игры, предполагающая обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех ее участников, является своего рода оптимальной моделью ролевого взаимодействия педагога с детьми разного возраста. При этом она позволяет включить в обыгрывание практически любое содержание (экологическое, математическое, музыкальное и др.). И, конечно, в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на ее основе взаимодействие с детьми разного возраста. Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
-в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
-развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
-активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи; - совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-развивается эмоционально-волевая сфера;
-происходит коррекция поведения;
-развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
-участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Роль театрально-творческой деятельности в развитии ребенка.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?
Во-первых, это связано с тем, что посещение театра - всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить нудно-тоскливую повседневность яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.
Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.
Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Разностороннее влияние театрально-творческой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость. Улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
В литературе подчеркивается: основа эмпатии — в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б. М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
На страницах популярных журналов и газет ведется полемика: «Вреден ли театр дошкольнику?» — это название статьи А. П. Ершовой, опубликованной в журнале «Обруч». Автор знакомит читателей с новым понятием — «социоигровая технология» (которая также основана на приемах театральной педагогики) — и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы напоказ. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться педагоги, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада.
К сожалению, не все воспитатели готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. К ярким праздничным утренникам уже привыкли администрация и родители. Именно яркости и отточенности в исполнении они и ждут как результата работы с детьми и на это ориентируют музыкального руководителя и всех педагогов, которые готовят детей к празднику. Ну что ж, каков «заказ», таков и результат!
Музыкальные руководители и воспитатели стараются, ищут, разрабатывают интересные сценарии, подбирают яркую современную музыку, вызывающую эмоциональный отклик у взрослых зрителей (как правило, это современные «хиты»), усердно репетируют с детьми — и, вроде бы, все довольны. Вот только проблема: дети не всегда «удобные», с большим трудом удается их «натаскать», и времени постоянно не хватает. Действительно, сама форма организации театрализованной игры, предполагающая обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех ее участников, является своего рода оптимальной моделью ролевого взаимодействия педагога с детьми разного возраста. При этом она позволяет включить в обыгрывание практически любое содержание (экологическое, математическое, музыкальное и др.). И, конечно, в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на ее основе взаимодействие с детьми разного возраста.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
-в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
-развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
-активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-развивается эмоционально-волевая сфера;
-происходит коррекция поведения;
-развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
-участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.