Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль технологии развития критического мышленияв овладении ключевыми образовательными компетенциями при изучении иностранного языка | Мой кабинет. Работа №351666

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной методической разработке описывается применение элементов технологии развития критического мышления на занятиях иностранного языка. Универсальность данной технологи и заключается в том, что её элементы возможно использовать на каждом занятии иностранного языка, независимо от темы занятия и уровня подготовки студентов. Данная тема имеет место на 1-м курсе и входит в программу общеобразовательной подготовки студента. Представленный материал охватывает изучение лексики по теме Мой дом. Моя квартира, работу с текстом по данной теме и повторение грамматического материала. Занятие направлено на   развитие мыслительных способностей студентов, умение работать с информацией, анализировать, сопоставлять её. Методическая разработка предназначена для студентов 1-х курсов всех специальностей

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГАПОУ «Перевозский строительный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль технологии развития критического мышления через чтение и письмо в овладении ключевыми образовательными компетенциями при изучении иностранного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевоз 2022

 

Гречина В.Н. Иностранный язык. Роль технологии развития критического мышления через чтение и письмо в овладении ключевыми образовательными компетенциями при изучении иностранного языка– Перевоз: ГАПОУ «Перевозский строительный колледж», 2022.

 

 

 

 

 

 

В данной методической разработке описывается применение элементов технологии развития критического мышления на занятиях иностранного языка. Универсальность данной технологи и заключается в том, что её элементы возможно использовать на каждом занятии иностранного языка, независимо от темы занятия и уровня подготовки студентов. Данная тема имеет место на 1-м курсе и входит в программу общеобразовательной подготовки студента. Представленный материал охватывает изучение лексики по теме Мой дом. Моя квартира, работу с текстом по данной теме и повторение грамматического материала. Занятие направлено на развитие мыслительных способностей студентов, умение работать с информацией, анализировать, сопоставлять её. Методическая разработка предназначена для студентов 1-х курсов всех специальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1Введение…………………………………………………………………….5

2. Развитие критического мышления на занятиях иностранного языка ...7

2.1Сущность понятия «критическое мышление»…….………………….. 7

2.2 Этапы и методические приёмы технологии РКМЧП………………….8

2.3 Формы (стратегии) применения технологии ………………………11

2.4 Иностранный язык как средство формирования критического мышления …………………………………………………………………..19

2.5 Роль технологии РКМЧП в овладении ключевыми образовательными компетенциями …………………..………………………………………….20

3. Заключение……………………………………………………………….23

Приложение……………...………………………………………………….29

Литература…………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Повышение качества обучения является важной проблемой современной образовательной системы. Последние десятилетия идут поиски эффективности образовательного процесса, направленного на развитие творчески активной личности. Активность является личностным образованием, выражающим особое состояние студента и его отношение к деятельности (внимательность, вдумчивость, расположенность, живое участие в учебном процессе, умение критически мыслить и быстро реагировать на изменение деятельности).

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Стремительная компьютеризация обучения значительно повышает интерес к обучению. Принцип наглядности как необходимый и значимый компонент обучения, реализуемый посредством мультимедийных технологий, способствует повышению уровня активности студентов. Внедрение и применение современных технологий, в частности, развитие критического мышления у студентов, положительно сказывается на качестве обучения.

Новизна современной педагогической практики преподавания характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие личности и её утверждение. Разумное сочетание информационных и педагогических технологий приводит к желаемому результату. Активность студента, находящаяся на высшем уровне, благодаря его умению находить необходимое в информационном потоке, анализировать, сопоставлять и применять полученную информацию, является главным показателем ценности занятия. Поэтому формирование критического мышления студентов является одной из актуальных задач современного образования.

 

 

2. Развитие критического мышления на занятиях иностранного языка

2.1 Сущность понятия «критическое мышление»

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих формирование "мышления оценочного, рефлексивного”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированного и логического мышления, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе технологии формирования критического мышления лежат идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. 
Критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, формированием собственных позиций. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; это умение ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. 

Д.Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление».

«Когда мы мыслим критически, — поясняет Д.Халперн, — мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, или автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определённой цели».

Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения
Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию критика.

Д. Клустер выделяет пять аспектов критического мышления:

Критическое мышление – есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем

,

которые нужно решить.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление – есть мышление социальное.

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на занятиях иностранного языка наиболее эффективно, так как практически на каждом занятии идёт работа с текстом.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной, наиболее приемлема на занятиях иностранного языка.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Акценты целей технологии РКМЧП

     Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

     Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Особенности организации

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у студентов активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа студента с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями студента (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе студент формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

2.2 Этапы и методические приёмы технологии РКМЧП

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

стадия (фаза)

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realizationofmeaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

 

Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на одном занятии, это может быть серия занятий. Но очень важно, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания- рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».

 

2.3 Формы (стратегии) применения технологии

«

Инсерт

»

- ч

тение текста с пометками

Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

«Зигзаг»

«Продвинутая лекция», прием «Бортовой журнал»

Кластеры

Стратегия «Чтение текста с пометками» - инсерт

В ходе занятия на стадии вызова с целью актуализировать знания студентов преподаватель может давать разнообразные задания или задавать вопросы о познавательном объекте, фиксируя ответы студентов на доске без оценивания и комментария, или же может предложить студентам записать ответы в своих рабочих тетрадях. Например, «Нарисуйте в тетради…(познавательный объект) таким, как вы его представляете. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о … (познавательном объекте)», «Что вы знаете (или думаете, что знаете) о …» и т. д.

На стадии осмысления преподаватель предлагает всем студентам тексты по теме. Это могут быть текст параграфа учебника, статья из научно – популярного журнала или что – либо другое. Но лучше, чтобы эти тексты были бы составлены самим преподавателем. Тексты могут быть абсолютно одинаковыми или разными (по глубине содержания). Если преподаватель предлагает всем студентам одинаковый текст, желательно, чтобы он был разно-уровневым, так как это позволит реализовать индивидуальный подход к каждому студенту, учесть его образовательные потребности. Работа с учебными текстами в рамках технологии критического мышления позволяет реализовывать профильное обучение. В данном случае каждый студент получает такой материал, глубина которого удовлетворяет его образовательным запросам.

На работу с текстом отводится 10-15 минут. В течение этого времени студентам предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста):

«v» - «это я знаю»;

«+» - «эта информация для меня новая»;

«-» - «»эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе;

«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;

«!» - «это интересно».

Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, студентам предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии с предложенными знаками).

v

+

-

?

!

 

 

 

 

 

Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит студентов переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, студентам предлагается в группах обсудить заполненные таблицы. Далее под руководством преподавателя студенты сравнивают результаты своей работы с текстом со своими предположениями, сделанными на этапе вызова. Здесь особенно важно обратить внимание студентов на информацию, требующую пояснения («?»), так как именно она может инициировать стадию вызова на следующем занятии или домашнее задание.

Данный прием требует от студента не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от преподавателя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для обучащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно студенты без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы студенты прямо зачитывали текст, ссылались на него.

С целью обобщения полученной из текста информации на стадии размышления и рефлексии преподаватель предлагает, работая индивидуально или в группе, составить графический организатор – кластер по данной теме.

Стратегия «Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

То, что степень усвоения образовательной информации напрямую связана с личностной актуальностью этой информации – общеизвестная дидактическая закономерность. Как сделать актуальной новую учебную информацию? Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает нам стратегия «Заполнение таблицы «ЗХУ» - он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова).

На стадии вызова учитель предлагает каждому из студентов начертить в тетради таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Преподаватель организует фронтальную беседу, предлагая разнообразные задания или задавая вопросы о познавательном объекте, итогом этой фронтальной работы по актуализации знаний должно явиться заполнение каждым студентом колонки «Знаю» в маркированной таблице, куда записывается все, что знают о познавательном объекте. Далее возможна организация парной или групповой работы по обмену своими знаниями – таким образом, каждый студент может пополнить колонку «Знаю» в своей таблице. На завершающем этапе стадии вызова возможны организация коллективного обсуждения «известного» и окончательная коррекция содержания первой колонки таблицы. В ходе фронтальной работы обозначаются те вопросы, для ответов на которые имеющихся знаний явно недостаточно. Эти вопросы каждый записывает в колонку «Хочу узнать».

На стадии осмысления предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый студент индивидуально заполняет колонку «Узнал». Очевидно, что, как и в ранее описанной стратегии «Чтение текста с пометками», формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым студентом. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.

Приемы, используемые на стадии вызова

Прием «Кластер».

Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме;

- обеспечение включения каждого студента в образовательный процесс.

Время выполнения: 7-8 минут.

Кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет студентам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях занятия: на стадии вызовадля стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что студенты изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы.

Преподаватель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы студенты выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Студенты выполняю работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Выделяются совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

З этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Преподаватель фиксирует реплики на доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер (гроздь винограда)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном

порядке в виде грозди, отражающий имеющиеся знания по данной конкретной теме, что позволяет преподавателю диагностировать уровень подготовки коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Прием «Корзина» идей, понятий, именЭто прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все студенты вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Студенты делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, которые имеют отношение к теме урока. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Верные и неверные суждения »

Цель: - стимуляция творческой мыслительной активности, пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Преподаватель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает определить верно, оно или неверно.

Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмыслении

Цель: развитие навыков работы с учебными текстами; достижение оптимального уровня усвоения нового материала.

Прием «Анализ текста по предложенной схеме»

Цель: развитие навыков анализа текста

Описание приема:

- студенты получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания.

- преподаватель предлагает провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.

- студенты производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов.

- выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов (на все поставленные вопросы давать ответы не обязательно)

- Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с преподавателем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.

 

Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии)

Цель: формирование независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;

развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

Объясняются правила написания

синквейна

.

В качестве примера приводятся несколько

синквейнов

.

Задается тема

синквейна

.

Фиксируется время на данный вид работы.

Заслушиваются варианты

синквейнов

по желанию

студентов

.

2.4 Иностранный язык как средство формирования критического мышления 

Одним из наиболее эффективных инструментов формирования критического мышления учащихся является изучение иностранного языка. Языковое образование по своей сути есть процесс движения от цели к результату, тот «мостик», который позволяет перейти от этапа накопления знаний к этапу свободного применения их в разнообразной деятельности. Современные тенденции обучения языкам предполагают развитие навыков и выработку умений пользования языком, а не приобретение и накопление определенной суммы грамматических правил и лексики. Основу владения языком составляют готовность и умение человека анализировать и оценивать ситуации общения, все детерминирующие их факторы и принимать адекватное им решение относительно речевого поведения. 

Применение технологии «Развитие критического мышления» на уроке иностранного языка позволяет формировать умения мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение связно и чётко; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; уметь отстаивать свою позицию. 
Технология «Развитие критического мышления» ориентирует преподавателя и студента не только на деятельностное участие каждого в процессе обучения, но и на сотрудничество учителя и учащихся, на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая с технологией «Развитие критического мышления» учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя данную технологию на уроках преподаватель развивает личность ученика в процессе обучения иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. 

2.5 Роль технологии РКМЧП в овладении ключевыми образовательными компетенциями

Данная технология существенно меняет роль преподавателя. Он занимает позицию педагогической поддержки студента, где важно поддержать стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке, выращивать в нём способность находить опору в самом себе. Преподаватель становится в большей степени координатором или наставником, чем непосредственным источником знаний и информации. Акцент делается на организацию индивидуальной познавательной деятельности. Таким образом, реализуется компетентностный подход в обучении, предполагающий компетентность как преподавателя, так и студента.

Обобщение отечественных и зарубежных исследований сущности компетентности привело к следующему пониманию этого термина: компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей.

Выделяют некоторые общие виды компетентности, необходимые для человека независимо от его профессии (ядерные профессионально важные качества и типы профессионального поведения), так называемые общие межпрофессиональные компетентности.

Перечень компетенций (компетентностей) различен у разных авторов. Но все они говорят о так называемой «Карте компетентностей», то есть определенном наборе ключевых компетенций (компетентностей). Например, Европейское сообщество называет пять ключевых компетенций (понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда), которым придается особое значение в профессиональном образовании:

социальная компетенция

— способность взять на себя ответственность, совместно разрабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;

коммуникативная компетенция

, определяющая технологии устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;

информационная компетенция

, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

когнитивная компетенция

— готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

специальная компетенция

— подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда.

Являясь компонентом личностно-ориентированного подхода к обучению, выделяют следующие образовательные компетенции.

 

Наиболее значимыми для нас являются:

Ценностно-смысловая компетенция, которая характеризуется как совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем;

Компетенция личностного самосовершенствования. Она обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире; при помощи реальных объектов (ТВ, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и ИТ (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение технологии развития критического мышления или её элементов на занятиях иностранного языка помогает сформировать набор ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник колледжа.

 

 

Заключение

Применение технологии развития критического мышления в целом и её элементов, в частности на занятиях иностранного языка позволяет сделать вывод о ее эффективности в развитии интеллектуальных способностей студентов и формировании навыка мыслительных операций, позволяющих студенту повысить эффективность восприятия информации и интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; осознать особенности критического мышления; ответственно относиться к собственному образованию.

 

 

 

Приложение

План занятия

 

По дисциплине Иностранный язык (английский)

.

Тема My Home. My Flat (Мой дом. Моя квартира).

Норма времени 90 минут

Цели:

Образовательная

- расширение кругозора студентов, знаний о стране изучаемого языка;

- совершенствование навыков произношения, чтения и перевода;

- пополнение активного словарного запаса студентов

Развивающая

- развитие навыков устной и письменной речи студентов на английском языке;

- развитие интеллектуальных способностей, памяти, логического мышления, способностей к сравнению, сопоставлению, анализу;

- развитие навыков критического мышления;

Воспитательная

- воспитание интереса к культуре страны изучаемого языка, повышение мотивации к изучению английского языка;

- формирование и развитие коллективного взаимодействия студентов;

- формирование навыков и умений самостоятельной работы, способности к самоанализу

 

Тип: комбинированный урок (повторение изученного материала, объяснение нового, закрепление полученных знаний) с использованием мультимедиа и элементов технологии развития критического мышления

Оборудование урока мультимедиа проектор, экран, доска, компьютер, раздаточный материал, слайды

 

Ход занятия

Организационный момент (7 мин.)

Приветствие студентов на английском языке (Good morning, students. Take your seats. How are you? – Здравствуйте, садитесь), запись на доске числа, месяца, дня недели (What is the date today? What is the day of the week? What`s the time?). Перекличка и заполнение журнала на занятии не проводится в целях экономии времени. Отсутствующие отмечаются во время перемены.

Фонетическая разминка. Работа над различением английских звуков [v], [w] Victor whistles very well [v] [w] ( слайд 1).

Цель – совершенствование навыков произношения, интонации и скорости речи.

Проверка знаний студентов (контроль знаний с использованием технических средств, ответы с места) (10 мин.)

Проверка домашнего задания

2.1. Компьютерное тестирование

Задание: вставьте is или are

1. There … a lot of books on the shelf.

2. There … 20 chairs in our classroom.

3. There … a big poster on the wall.

4. There … a computer on the desk.

5. … there 30 students in your group?

6. There … 2 big windows in my room.

7. … there any clocks in his study?

8. There … not many children in the park.

9. … there any English books in this shop?

10. There … not much snow in the street.

 

2.2. Раздаточный материал (слайд 2).

Задание: find mistakes, translate the sentenсes (найдите ошибки, переведите текст)

1. There is a lot of trees in our garden.

2. There is not many lamps in their room.

3. How many students is there in your group?

4. There are not much bread on the plate.

5. Is there any chairs in your room?

6. There are a lot of milk in the jug.

7. There is no disks in that box.

8. There is 10 girls and 15 boys in the classroom.

9. Are there a computer in your brother`s room?

10. Is there many forests in Russia? – Yes, there

Цель – контроль знаний и навыков, полученных на предыдущем занятии, их применение на данном занятии.

 

Подведение итогов проверки (3 мин.)

Сообщение результатов проверки домашнего задания.

Стадия Вызов (15 мин.)

На экране - английские пословицы и поговорки ( слайд 3 )

My Home. My Flat

East or West home is best

There is no place like home

My home is my fortress

Men make houses, women make homes

Преподаватель предлагает студентам по содержанию и переводу пословиц догадаться о теме занятия, соотнести их с аналогичными в русском языке.

My home is my fortress

 

Выясняется тема занятия, составляется кластер по лексическим единицам на доске, который дополняется после работы с текстом.

Цель – продолжение знакомства с культурой страны посредством английских пословиц и поговорок, обогащение лексического запаса, совершенствование речевых умений, вызов имеющихся индивидуальных представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого студента в процесс обучения

Стадия Осмысление (25 мин.)

Работа с текстом (чтение и перевод) - раздаточный материал (слайд 10).

Tom Brown Speaks about his Flat

Our flat is on the sixth floor and we have three rooms, a kitchen, a hall, a bathroom and a toilet.

***Our living-room is large. There is a large brown wall-unit in our living-room. It is at the wall to the right of the door. In the wall-unit there are many plates, cups and glasses. There are some fine vases in the wall-unit, too.

There is a red sofa in our living-room. It is at the wall to the left of the door.. There is a little black coffee-table in front of the sofa. There are some newspapers and magazines on the coffee-table.

We have a large colour TV-set in the living-room. It is in the corner of the room on a little table. There is a big vase on the TV-set. There are usually some beautiful flowers in the vase. There are two armchairs in our living-room. They are in front of the TV-set.

There are some pictures on the walls of our living-room.

***Our bedroom is not very large. In our bedroom we have two beds. There is a little bedside table between the beds.

There is a large yellow wardrobe in our bedroom. It is at the wall to the right of the door.

In the corner of the bedroom there is a small dressing table with a mirror over it.

***Our study is small. In our study we have a little writing-desk. It is in front of the window. There are some pens, pencils and exercise-books on the writing-desk. There is a large brown bookcase in our study. It is at the wall to the lеft of the writing-desk. There are many books in it.

***Our kitchen is small. There is a refrigerator in the kitchen. The refrigerator is white. There is a gas-cooker in the kitchen. The gas-cooker is black.

There is a cupboard at the wall and a little table in the middle of the kitchen. There are some stools round the table. I like my flat very much.

 

Работа организована по микрогруппам: каждая микрогруппа делает перевод небольшой части текста (одной из комнат – зал, спальня, кухня, кабинет). Распределение делает преподаватель. Дается время на выполнение самостоятельной работы, студенты составляют маркировочную таблицу в тетради по заданной части, куда записывают лексику по теме (+ знакомые слова, - незнакомые). Выходя к доске, студенты дополняют кластер, отрабатывается чтение и произношение слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом - раздаточный материал (слайд 11). Задание: прочитай и скажи: верно или неверно утверждение (read and say: true or false) (устная работа).

1. Our flat is on the sixth floor.

2. Our living-room is small.

3. There is a little black coffee-table in front of the sofa.

4. There are three armchairs in our living-room.

5. In our bedroom we have two beds.

6.А large yellow wardrobe is between the beds.

7.We have no mirror in our bedroom.

8. In our study we have a little writing-desk.

9. There is a large brown bookshelf in our study.

10. Our kitchen is small.

11. There is no refrigerator in the kitchen.

 

Цель – совершенствование навыков чтения, говорения, развитие зрительной памяти, стимуляция творческой мыслительной деятельности, пробуждение интереса к изучаемой теме.

 

Стадия Рефлексия (20 мин.)

Работа над написанием синквейна. Объясняются правила написания:

1 строкасуществительное- тема.

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строка- три глагола, относящиеся к теме синквейна.

4 строка - целая фраза, предложение, отношение студента к теме.

5 строкаэто слово-резюме, личное отношение к теме.

Студенты по желанию зачитывают стихи.

Цель: формирование независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме.

При наличии свободного времени планируются дополнительные задания (слайд 12)

Find odd word (найдите лишнее слово)

flat, living-room, clock, kitchen, hall

sofa, armchair, table, bed, wall

Make up sentences (составьте предложения)

is

, a, big, There, window, bedroom, in, my.

his

, Is, a hall, in, flat, there.

Подведение итогов проведенного занятия (3 мин.)

Подведение итогов занятия, оценка работы студентов на занятии

Домашнее задание (2 мин.)

- заучивание лексики;

- составление плана одной из комнат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

Клустер

Д.

Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.

Мокраусов

И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003.

Полат

Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб

.

п

особие для студентов

высш

. учеб. заведений / Е.С.

Полат

, М. Ю.

Бухаркина

. — М.

:

Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с. 

Современные подходы к

компетентностно-ориентированному

образованию: Материалы семинара

/ Р

ед.

А.В.Великанова

. Самара: Профи, 2001.

Темпл, Ч.,

Стил

Дж.Л.,

Мередит

К.С. Критическое мышление — углубленная методика. Пос. 4. М.: Изд-во

Ин-та

«Открытое общество», 1998.

Федотовская

Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. М., 2003. С. 282-291.

Халперн

Д

,.

Психология критического мышления. — СПб

.,

2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×