Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль труда в формировании личности ребенка | Савельева Марина Александровна. Работа №262635

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Савельева Марина Александровна
Роль труда в формировании личности дошкольника

 

Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания ребёнка – не делать за него то, что он может сделать сам. Ведь самообслуживание формирует важные привычки. Чаще всего формой организации трудовой деятельности ребёнка является поручение взрослого. Во время выполнения несложных, а иногда и наоборот, поручений, у ребёнка формируется чувство ответственности, чувство долга. Методические приёмы формирования трудовых навыков – это объяснение, напоминание, указание, показ. Для того, чтобы ребёнок более эмоционально воспринимал трудовые действия, необходимо почитать ему стихи или рассказ о труде. Цель взрослого - подвести ребёнка к выводу о ценности и значимости труда, к осознанию того, что труд может принести радость, удовольствие. И не забывайте, что труд – это естественная форма активности ребёнка.

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

       Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

  В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.

    В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.

    Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

    Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

    Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

    Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

  Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

 

  Необходимо соблюдать требования к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые поручения (обязанности) его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

    Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

 

Роль труда в формировании личности дошкольника

 

Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания ребёнка – не делать за него то, что он может сделать сам. Ведь самообслуживание формирует важные привычки. Чаще всего формой организации трудовой деятельности ребёнка является поручение взрослого. Во время выполнения несложных, а иногда и наоборот, поручений, у ребёнка формируется чувство ответственности, чувство долга. Методические приёмы формирования трудовых навыков – это объяснение, напоминание, указание, показ. Для того, чтобы ребёнок более эмоционально воспринимал трудовые действия, необходимо почитать ему стихи или рассказ о труде. Цель взрослого - подвести ребёнка к выводу о ценности и значимости труда, к осознанию того, что труд может принести радость, удовольствие. И не забывайте, что труд – это естественная форма активности ребёнка.

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.

Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.

 

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

 

Необходимо соблюдать требования к организации детского труда:

 

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые поручения (обязанности) его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×