Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль учительства в воспитании подрастающего поколения. Учитель эпохи Петра Первого и современный педагог | Вера Ивановна Белова. Работа №353905

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Излагая данную проблему, нужно отметить, что точкой отсчета современного российского образования и педагогического сознания стал ХVIII век и реформаторская деятельность Петра I. Осмысливая сегодня произошедшее в эпоху Петра I, надо прежде всего сказать, что в этот период Россия стала светской страной. В связи с этим было изменено направление развития Российского государства в политическом, и в светском смысле. «Европеизация» коснулась не только образа жизни дворянского сословия, но и многих областей жизни всего населения. В частности, трансформация коснулась и педагогической мысли России. Потребность в новых специалистах породила создание новых учебных заведений, способных удовлетворить запросы государственной машины. Реконструкция, проводимая Петром I по западному образцу, требовала решения многих государственных задач. Пётр I прекрасно осознавал необходимость в подготовке собственных кадров и отдавал приоритет отечественным специалистам, но выращенным русской образовательной системой по подобию западных образцов. К.Д.Ушинский, выдающийся педагог XIX века, основоположник научной российской педагогики, подчёркивал важность образовательной политики первого российского императора так:                                                                                                                «Пётр Великий и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения потребности высших классов в образовании (этой потребности не было), а для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различным родам государственной службы».

В кратчайшие сроки нужно было сократить отставание России от западных стран, подготовить грамотных «людей государственного дела», обязанных быть полезными государству на любом поприще. Пётр Великий «поставил» для России своеобразную «планку» западных достижений, до которой она могла дотянуться, только вырастив собственных специалистов. Предполагалось, что это будут дворянские дети, и дети среднего сословия - купцов, торговцев. Низшее, крестьянское сословие оставалось, практически, без внимания. Образование и воспитание становятся новым требованием времени. Государству, императору Петру Великому, прежде всего, для выполнения собственных замыслов нужны были эрудированные, образованные люди, с широким общеобразовательным кругозором.                                                                                            В петровскую эпоху существовали так называемые «цифирные школы» (по-другому арифметические). Созданы они были, согласно указу Петра I, в 1714 году в провинциальных городах в целях массового образования и были призваны, как говорилось, «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». В данных школах готовили грамотных людей для госучреждений, армии, флота, промышленности, торговли, а также для поступления в специальные школы – навигацкие и адмиралтейские. Помимо этого открывались архиерейские школы религиозной направленности по инициативе епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Особенности новых школ проявлялись в следующем:                                                                                                      1)Все школы были государственными и гражданскими.                             2)Содержание образования в них было реальное.                         3)Присутствовал демократический характер школьного образования (школы были запрещены только для крепостных крестьян).                                                                 4) «Петровские» школы были принудительными. Это подтверждает такой исторический факт: тех, кто не хотел учиться, Пётр I заставлял плетью и угрозой разорения получать образование. 

РОЛЬ УЧИТЕЛЬСТВА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. УЧИТЕЛЬ ЭПОХИ ПЕТРА ПЕРВОГО И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ.

Излагая данную проблему, нужно отметить, что точкой отсчета современного российского образования и педагогического сознания стал ХVIII век и реформаторская деятельность Петра I. Осмысливая сегодня произошедшее в эпоху Петра I, надо прежде всего сказать, что в этот период Россия стала светской страной. В связи с этим было изменено направление развития Российского государства в политическом, и в светском смысле. «Европеизация» коснулась не только образа жизни дворянского сословия, но и многих областей жизни всего населения. В частности, трансформация коснулась и педагогической мысли России. Потребность в новых специалистах породила создание новых учебных заведений, способных удовлетворить запросы государственной машины. Реконструкция, проводимая Петром I по западному образцу, требовала решения многих государственных задач. Пётр I прекрасно осознавал необходимость в подготовке собственных кадров и отдавал приоритет отечественным специалистам, но выращенным русской образовательной системой по подобию западных образцов. К.Д.Ушинский, выдающийся педагог XIX века, основоположник научной российской педагогики, подчёркивал важность образовательной политики первого российского императора так: «Пётр Великий и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения потребности высших классов в образовании (этой потребности не было), а для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различным родам государственной службы».
В кратчайшие сроки нужно было сократить отставание России от западных стран, подготовить грамотных «людей государственного дела», обязанных быть полезными государству на любом поприще. Пётр Великий «поставил» для России своеобразную «планку» западных достижений, до которой она могла дотянуться, только вырастив собственных специалистов. Предполагалось, что это будут дворянские дети, и дети среднего сословия - купцов, торговцев. Низшее, крестьянское сословие оставалось, практически, без внимания. Образование и воспитание становятся новым требованием времени. Государству, императору Петру Великому, прежде всего, для выполнения собственных замыслов нужны были эрудированные, образованные люди, с широким общеобразовательным кругозором. В петровскую эпоху существовали так называемые «цифирные школы» (по-другому арифметические). Созданы они были, согласно указу Петра I, в 1714 году в провинциальных городах в целях массового образования и были призваны, как говорилось, «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». В данных школах готовили грамотных людей для госучреждений, армии, флота, промышленности, торговли, а также для поступления в специальные школы – навигацкие и адмиралтейские. Помимо этого открывались архиерейские школы религиозной направленности по инициативе епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Особенности новых школ проявлялись в следующем: 1)Все школы были государственными и гражданскими. 2)Содержание образования в них было реальное. 3)Присутствовал демократический характер школьного образования (школы были запрещены только для крепостных крестьян). 4) «Петровские» школы были принудительными. Это подтверждает такой исторический факт: тех, кто не хотел учиться, Пётр I заставлял плетью и угрозой разорения получать образование. Дворянским детям было запрещено жениться, если они не учились в школе. Несомненно, что развитие образования и педагогики в России XVIII века определили реформы Петра I, носившие не только социально-политический, но и просветительский характер. Символично, что сам Пётр Великий всю свою жизнь учился. Конечно, он внёс огромный вклад в развитие общего культурного просвещения, начиная с выпуска первой русской печатной газеты «Ведомости» (выходившей со 2 января по старому стилю или с 13 января по новому стилю 1703 г.) и завершая открытием знаменитой Кунсткамеры (год открытия – 1714), представлявшей первый музей в России, обладающий уникальной коллекцией старинных предметов, раскрывающих быт, традиции и обычаи разных народов мира. Не менее значим его вклад в развитие школьного и высшего образования. Именно в эпоху Петра I были заложены основы современной школы.
Вот почему с именем Петра I связана историческая судьба современной средней и высшей школы России. Например, на основе школы математических и навигационных наук, открытой ещё в 1703 г., была создана морская академия в 1715 г. По прямому указанию Петра I была реформирована Славяно-греко-латинская академия (год открытия – 1687), ставшая современным учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. Из её стен вышло много известных государственных и политических деятелей России.
В 1725 г. была открыта Петербургская Академия Наук с университетом и гимназией. Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и образования в России.
Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграл ближайший сподвижник Петра I – Феофан Прокопович - русский политический и духовный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный учёный, проповедник, епископ РПЦ, первый вице – президент Святейшего правительствующего Синода. Он изменил систему церковного образования, в результате чего она приобрела трёхступенчатый характер – училище, семинария, академия. Им же была открыта школа для бедных детей и сирот, написана азбука, которая многократно переиздавалась.
Другим единомышленником российского императора в образовательной политике того времени был Василий Никитич Татищев - выдающийся инженер-артиллерист, историк, географ, экономист, государственный деятель, автор первого фундаментального труда по отечественной истории, названного «История Российская», основоположник отечественного источниковедения.
В.Н. Татищев открывал горнозаводские школы на Урале. В своих научных и педагогических трудах он выступал активным сторонником развития просвещения в России, доказывая его большую роль в государстве и в жизни каждого человека.
Рассматривая определённые итоги
реформ образования Петра Великого, всё-таки следует сказать, что, в силу разных обстоятельств, они несли в себе и целый ряд противоречий. Так форсированное развитие образования приводило к тому, что общество и люди не успевали осознать его необходимость. Поэтому в школы с трудом набирали учеников. Открывая Академию Наук и университет, пришлось завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для университетов. Усиление государственности и крепостной зависимости привело к тому, что образование не становилось потребностью широких слоёв населения, а потому уровень общей грамотности в России в XVIII в. упал по сравнению с предшествующим веком. Вообще, зависимость русского образования после реформ Петра I от государства была настолько сильна, что до середины XIX в. русский человек связывал своё образование исключительно с чиновничьей или военной службой. Казенный характер школы порождал и жёсткий характер отношений в школах, интернатный тип ряда учебно-воспитательных учреждений, лишал детей семейного воспитания. К тому же жёсткий государственный характер образования едва ли не до середины XIX в. исключал участие общественности в делах образования. Всё это, безусловно, приводило к тому, что новое образование на русской почве приживалось с большим трудом. Анализируя положительные и отрицательные аспекты образовательной политики «петровской» эпохи, необходимо провести параллель с настоящим, сегодняшним, сложным временем. Роль педагога в современном обществе имеет жизненно важное значение. Он выступает в качестве опоры для передачи интеллектуальных традиций и технических навыков своим ученикам. Педагог - мастер, который занимается воспитательной и преподавательской работой, обладает способностью учить, воспитывать и проявляет это в профессиональной деятельности. Данная профессия благородная, но трудная, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы, учёбы, креативного мышления, стремления к знаниям, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности своему делу. Она оказывает должное влияние на общество, в котором он живёт, и никакая другая личность не может иметь более глубокого влияния, чем влияние педагога на обучаемого ребёнка. Образование представляет собой целостную и интегрированную систему, включающую как знания, так и соответствующие навыки – например, социальные отношения, нормы общения, профессиональную деятельность. Конечно, нужно понимать, что воспитание это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с принятыми нормами общества. Именно это имел в виду советский педагог-новатор (учитель украинского, русского языков, литературы, писатель, основатель народной педагогики, автор трудов по теории и методике воспитания детей, директор знаменитой Павлышской «Школы радости») Василий Александрович Сухомлинский, когда говорил своим воспитанникам: «Воспитывай в себе Человека – вот что самое главное. Самое главное средство воспитания души – красота. Красота в широком смысле – и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми». Суть обучения, по мнению В. А. Сухомлинского, в том, чтобы заинтересовать детей, удивить их, заставить откликнуться; чтобы поощрять ребёнка к мышлению, рассуждению, поиску правильных ответов. Школа должна держаться на принципах гуманизма реально, а не номинально. Быть справедливым, отзывчивым, сопереживать, брать на себя ответственность, не быть равнодушным - это и есть основа человечности. Красноречивым доказательством замечательных педагогических идей В. А. Сухомлинского являются его собственные слова: «Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком». На современном этапе система образования полностью изменилась – в наше время быть учителем означает не только быть помощником в трудном процессе получения образования; это означает быть творческим и талантливым “проводником”, сопровождающим ученика во всех отношениях обучения. Меняется мир, изменяются дети, а также меняются и стандарты образования. Они, в свою очередь, выдвигают новые требования к квалификации педагога, к его личностным качествам, неотделимым от соответствующих профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Каким же должен быть современный педагог, и какова роль педагога в современном обществе? Значимость роли педагога в прогрессивном развитии общества определил ещё, ранее упомянутый здесь, русский педагог К.Д.Ушинский: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо». Я думаю, что учитель, живущий и работающий в XXI веке, должен быть всегда креативным, успешным, активным, актуальным, проницательным, внимательным, мудрым, дипломатичным. В заключение хочется подчеркнуть, что проблема роли учителя в современном мире является предметом интересных дискуссий. Кто он учитель – «навигатор в мире информации» или «эффективный менеджер», или человек, осуществляющий ответственную миссию по сохранению национальной идентичности и обеспечивающий преемственность поколений? Разумеется, темп изменений в школьной жизни продолжает ускоряться – привычными стали ОГЭ и ЕГЭ, никого уже не удивляет применение в образовании компьютеров и мультимедиа, а дистанционное обучение, введённое в российских школах весной 2020 г. под давлением непростых обстоятельств, становится для многих уже привычным делом. Однако практика показывает, что «живое слово» педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести творческое общение между учителем и учеником. Поэтому профессия учителя останется востребованной и в далёком будущем.

В. И. Белова,

учитель истории и обществознания

Гимназии №2

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×