РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЯ АООП ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ | Клочкова Галина Александровна. Работа №346308
Деятельность учителя-дефектолога направлена на коррекцию как дефекта, так и познавательного развития ребёнка с умственной отсталостью в динамике образовательного процесса, а также создание специальных условий формирования и развития необходимых навыков для успешной адаптации и социализации детей- инвалидов и детей со сложной структурой дефекта.
Выступление учителя- дефектолога КГКОУ «Школа- интернат№ 4» г. Хабаровска, Клочковой Галины Александровны
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОМУ ОСВОЕНИЯ АООП ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Здравствуйте коллеги. Я учитель-дефектолог - Клочкова Галина Александровна. Мой педагогический стаж 13 лет. Из них 6,5 лет – работа с детьми с особыми возможностями здоровья. Последние2 года я тружусь в КГКОУ «Школа- интернат№4» г. Хабаровска. Каждый ребёнок, с которым я работаю, неповторим, и чем он тяжелее, тем больше нуждается в помощи специального педагога.
Цель работы учителя-дефектолога:
предоставлять своевременную специализированную коррекционную помощь детям с ОВЗ (умственная отсталость), обучающимся по адаптированным общеобразовательным программам, для успешного её освоения. Деятельность учителя-дефектолога направлена на коррекцию как дефекта, так и познавательного развития ребёнка с умственной отсталостью в динамике образовательного процесса, а также создание специальных условий формирования и развития необходимых навыков для успешной адаптации и социализации детей- инвалидов и детей со сложной структурой дефекта. В соответствии с целями и задачами определяются основные направления работы учителя-дефектолога: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское и профилактическое, аналитическое, организационно-методическое.
Развитие способностей каждого ученика и социализация – важнейшая задача каждого учителя. В своей работе руководствуюсь принципами коррекционно- развивающего обучения. Это принцип комплексного воздействия, принцип индивидуального подхода, принцип самостоятельной активности ребёнка, проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Исходя из этого я строю и веду свою работу как учитель-дефектолог. У нас, учителей-дефектологов, одна должностная инструкция, но каждый выполняет работу по-разному. Так как все дети с УО (интеллектуальными нарушениями) уникальны, как и их проблемы, это мотивирует на постоянный поиск чего-то нового. Найденная и правильно применённая методика позволяет подобрать «ключик» к каждому ребёнку. Хочу поделиться некоторыми из своих находок. За долгие годы работы с детьми, а большей частью это дети с умственной отсталостью, у меня выработались определённые методики, которые, послужат посильным вкладом в общую «копилку» действенного опыта.
Хочется отдельно остановиться и поделиться замечательной методикой «Методики обучения письму Е. Н. Потаповой для детей от 4 до 7 лет.» Обучение условно разделено на 3 этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти. У детей мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры, учащиеся могут штриховать волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Первоначально учитель всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть равно ширине строчной буквы.
Второй этап – развитие тактильной памяти. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Из наждачной бумаги вырезаются буквы ,затем буквы наклеиваются на карточки или в альбом. Ширина буквы – 3 мм. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма.
Третий этап – письмо букв с помощью специальных трафаретов. С помощью методики Е. Н. Потаповой дети учатся писать быстрее, ошибок при письме допускается намного меньше, развивается самобытность творческие начала учеников.
По этой методике запоминание правописания буквы происходит не только при помощи её зрительного восприятия, но и путём включения тактильной памяти, многократного ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного и среднего пальцев (печатные и письменные буквы вырезаны из тонкой наждачной бумаги и наклеены на картон). После ощупывания буквы пишутся на манке. Благодаря таким упражнениям ребёнок, который не мог запомнить правильное написание букв, запоминает их и пишет правильно.
«Мнемотехнические приемы для развития памяти в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»
Часто в своей практике с детьми имеющими интеллектуальные нарушения, сталкиваемся с трудностями в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным. Но нам необходимо научить детей связно, последовательно, правильно излагать свои мысли. Одним из методов, который выступает, как вспомогательная подсказка, является использование мнемотехник. При задействовании зрительного аппарата облегчается процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Известно, что для осмысления и воспроизведения любой информации нам нужна память. Каждый из нас знает, что у детей с умственной отсталостью, низкий уровень мышления, память механическая и кратковременная. Им требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опор на наглядный материал.
Поэтому для улучшения процесса запоминания обучающихся с умственной отсталостью, я обратила внимание на технологию мнемотехники (что в переводе с греческого означает «искусство запоминания»).
МНЕМОТЕХНИКА – это совокупность приемов, увеличивающий объем памяти и облегчающих запоминание информации.
Опора на картинку способствует активизации у ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий.
Хочу представить вашему вниманию прием запоминания слов «Цепочка» (видео фрагмент) общее количество картинок к одному произведению не должно превышать 12-ти для детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Занимает подбор иллюстраций минимальное время, часто чтобы вызвать эмоциональный отклик отбираются смешные картинки, дети их конечно быстрее запоминают.
Успех коррекционной работы с обучающимися зависит от продуманной системы коррекции, то есть всего учебно-воспитательного процесса. У детей с ОВЗ есть особенность – не видеть границы строк, письмо неровное, буквы разной высоты и заваливаются в разные стороны, поэтому использование методики автора В.А.Грека «Рисую штрихом» помогает развить в детях зрительную память, наблюдательность, творческое воображение. Методика помогает ребёнку видеть границы рисования. Это всё способности, которые недостаточно развиты у детей с УО(интеллектуальными нарушениями). Здесь же у них возникают и развиваются связи «рука – глаз – мозг». Монотонные и мелкие движения развивают внимание, приучает детей к тому, чтобы они видели строчку и клеточку, а в будущем это им пригодится в профессии, например, работе швеёй для девочек и столяром для мальчиков. В этих методиках я увидела ключ, который позволяет откорректировать детей, помочь им открыть способности, сделать лучше, подготовить к жизни. У нас, дефектологов, очень тонкая работа. Мы работаем с душами и детей и родителей! Нужно уметь тонко чувствовать ребёнка, его родителей. Спасибо за внимание!