Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль учителя в проектной деятельности | София Александровна Вараксина. Работа №318970

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

 

 

Как делать пр, от которых будут в восторге ученики и учителя?Какова роль учителяоекты в этом процессе? какие типы проектов подпйдум для начальной школы?

Работать над проектом или исследованием очень интересно. Эта работа позволяет выстроить бесконфликтную педагогику.Вместе с детьми переживать вдохновение творчества, тем самым превратить  образовательный процесс в интересную. увлекательную работу.

Целенаправленное использование проектного метода способствует развитию у детей  универсальных учебных действий, способность обучающегося успешно усваивать новые знания.

 

Роль учителя в проектной деятельности

«…Дети любят искать, сами находить.

В этом их сила.» (А.Эйнштейн)

В основе любого учебного проекта лежит проблема. Из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта предполагает метод деятельности, направленной на ее решение.

Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задачей проекта становится достижения цели в определенных условиях.

Работа по методу проектов требует от учителя не только преподавания, но и условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и обязательно творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний.

Наиболее сложным, на мой взгляд, для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, а какие – сами учащиеся? Из моей практики вижу, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Часто возникает проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта.

Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п. Не менее важно, чтобы тема не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе «учащиеся + учитель» проводится по принципу «скрытой координации».

Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

Творческий

Результат проекта — творческий продукт.

Например, дети могут создать свои пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта буде такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, придумать текст и как правильно и красиво расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, содержащий полную информацию о празднике.

Информационный

Результат проекта — база знаний.

Учителю иногда приходится решать и профориентационные задачи. В начальной школе — например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях родителей», цель которого — составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников. 

Исследовательский

Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.

На «Окружающем мире» ребята часто проводят свои микроисследования, это можно сделать и в рамках других учебных предметов. Так, например, обратить внимание школьников на устное народное творчество и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека? Вместе с учениками сформулировать гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни человека. И целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы. 

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно – урочным обучением и обречен играть лишь одну роль – исполнителя.

Проект с точки зрения учащегося

это возможность делать что-то интересное

самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

э

то

деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить

свои

знания

, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

это деятельность,

направленная на решение заинтересовавшей проблемы, сформулированной самими

учащимися в виде цели и задачи.

Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, находить способы решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая очень отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

 

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

 

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения

информации.

Экспериментирует.

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию

результата.

Активен

Создаёт условия для активности

школьника

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

 

Помогает оценить полученный

результат, выявить недостатки.

В начальных классах обучающиеся пока не умеют работать с научнопознавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения,планировать свою деятельность, т.к.только приступают к поисково-исследовательской работе.

От учителя всегда потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

При проектировании мы часто задаем следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная

литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Роль учителя.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,

2-й и 3-й этапы- учитель -УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ ученик.

Главная роль учителя на первом и последнем этапах. И от того, как он выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.

Первые два этапа осуществляются в школе: мы знакомим обучающихся с темой проекта, предлагаем различные способы выполнения работы, выслушиваем предположения детей по данному этапу подготовки, и вместе определяем, каким образом может выглядеть конечный результат проекта и как нужно осуществлять его защиту.

Третий этап уже направлен на самостоятельный подбор материала учащимися. Для сбора информации определяются временные рамки. Меняется также и роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добывании необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Работа над учебным проектом позволяет вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

На последнем этапе роль учителя велика, ведь ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта мы задаем следующие вопросы:

 Почему начали разрабатывать этот проект?

 Правильно ли вы сформулировали задачу?

 Разнообразны ли были ваши идеи?

 Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?

 Удачно ли спланировали и использовали время?

 Что вы сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?

 Какой вклад внес каждый участник в общее дело?

 Для кого предназначен проект?

 Была ли достигнута цель, все ли задачи решены?

 Как улучшить проект? Какие направления для дальнейшего исследования?

Результаты выполненных проектов должны быть "видимыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.).

Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. Научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, оценивать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте по следующему плану:

 Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?

 Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено?

 Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?

 Какими требованиями к проекту ты руководствовался?

 Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие

использовались материалы? Сколько времени потребовалось на

выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебепомогал?

 Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?

 Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей?

 Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего

исследования?

После защиты проекта можно своему изделию найти применение, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Можно выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Примерные номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект»,«Творческий проект» , «Исследовательский проект», «Игровой проект». Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

Так в чём же достоинства метода проектов?

Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.

А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.

Какова же роль учителя в проектной деятельности? Она своеобразна.

Первое правило, о котором должен помнить учитель:

Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания. Я некий вдохновитель для проектно-исследовательской деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×