Роль уроков литературы в формировании нравственных ценностей школьников | Анцигин Дмитрий Александрович. Работа №358676
Аннотация. Статья посвящена анализу роли уроков литературы в формировании нравственных ценностей школьников. В статье рассматриваются основные задачи, которые стоят перед учителями литературы в процессе воспитания нравственности у учащихся, а также различные подходы и методы, которые можно применить в работе с детьми. Важность литературы как инструмента формирования моральных ориентиров, развития чувства ответственности и эмпатии раскрывается на примерах произведений классической и современной литературы. Рассмотрены методы, направленные на развитие критического мышления и нравственного осознания у школьников, а также роль учителя как наставника и посредника в процессе становления нравственного сознания.
Ключевые слова: литература, нравственные ценности, воспитание, школа, мораль, учитель, литература и нравственность, воспитание личности, этика, школьники, педагогика.
РОЛЬ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Анцигин Дмитрий Александрович, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Чехломеевская ОШ»
Аннотация. Статья посвящена анализу роли уроков литературы в формировании нравственных ценностей школьников. В статье рассматриваются основные задачи, которые стоят перед учителями литературы в процессе воспитания нравственности у учащихся, а также различные подходы и методы, которые можно применить в работе с детьми. Важность литературы как инструмента формирования моральных ориентиров, развития чувства ответственности и эмпатии раскрывается на примерах произведений классической и современной литературы. Рассмотрены методы, направленные на развитие критического мышления и нравственного осознания у школьников, а также роль учителя как наставника и посредника в процессе становления нравственного сознания.
Ключевые слова: литература, нравственные ценности, воспитание, школа, мораль, учитель, литература и нравственность, воспитание личности, этика, школьники, педагогика.
Уроки литературы занимают важное место в системе общего образования, и не только как средство передачи знаний о языке и текстах. Литература в школе — это мощный инструмент, с помощью которого можно не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их нравственные ценности. Писатели через свои произведения передают поколениям людей не только литературные традиции, но и идеи добра, правды, справедливости и любви. В произведениях различных эпох, жанров и стилей воспитываются важнейшие моральные принципы, которые и составляют нравственные ориентиры человека.
Формирование нравственных ценностей является одной из самых важных задач современного образования, особенно в контексте глобальных изменений в обществе, когда молодое поколение сталкивается с различными вызовами и искушениями. Уроки литературы — это не просто возможность познакомиться с произведениями искусства, но и шанс сформировать у школьников способность различать добро и зло, честность и лицемерие, сопереживание и безразличие. Эти принципы должны быть заложены с самого раннего возраста, и уроки литературы в этом процессе играют ключевую роль.
Важно отметить, что литература раскрывает не только нравственные уроки, но и помогает школьникам выстроить внутренние ориентиры, научиться видеть моральные проблемы, стоящие перед героями произведений, и понимать, как эти проблемы решаются. Например, произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» не только рассказывает о судьбе молодой девушки, но и показывает важность чести, долга, преданности и любви в моменты исторических катаклизмов. Эти важнейшие нравственные ценности становятся для учеников основой для их собственного морального выбора.
Примером того, как литература формирует нравственность, может служить также произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении Толстой рассматривает не только войну как трагедию, но и внутреннюю борьбу человека с собой, поиски смысла жизни, поиск истины. Герои произведения сталкиваются с важнейшими моральными вопросами: как правильно поступить в условиях войны, как совесть и долг влияют на личный выбор. Рассмотрение этих вопросов помогает школьникам глубже понять, что значит быть честным, смелым, и какие моральные качества необходимы для того, чтобы быть достойным человеком.
Особое внимание стоит уделить произведениям Ф.М. Достоевского, в которых центральной темой является борьба добра и зла. Роман «Преступление и наказание» раскрывает вопросы морали, совести и ответственности. История Раскольникова, его внутренние терзания и покаяние показывают ученикам, как тяжело бывает сделать нравственный выбор, как важно осознавать ответственность за свои поступки и какими последствиями может обернуться нарушение моральных норм. Этот пример наглядно демонстрирует, как важна нравственность в человеческой жизни и как человек должен нести ответственность за свои решения.
Важнейший момент — это то, что учитель литературы является не только носителем знаний, но и моральным ориентиром для своих учеников. Он помогает детям увидеть в произведениях не просто сюжет, но и более глубокие этические вопросы, развивает способность к эмпатии, учит отличать хорошее от плохого, правильное от неправильного. Учитель литературы должен быть примером нравственности для своих учеников, а также помогать им в поиске собственного пути.
Кроме того, учитель может использовать методы работы, направленные на более глубокое вовлечение учащихся в процесс осмысления нравственных проблем. Например, организуя анализ произведений через вопросы, направленные на выявление моральных дилемм, учитель создает пространство для обсуждения: «Как вы поступили бы на месте героя?» или «Что бы вы выбрали в данной ситуации?» Такие вопросы развивают у школьников умение ставить себя на место другого человека, принимать этические решения, а также помогают научиться анализировать свои собственные поступки.
Литература также дает ученикам возможность выявить важность таких понятий, как свобода воли, личная ответственность и возможность изменить свою судьбу. В произведениях Чехова, Гоголя, Гончарова школьники могут увидеть, как различные персонажи приходят к осознанию своих ошибок, как осознание своей ответственности меняет их отношение к жизни и поступкам. Все это закладывает основу для формирования у подростков более зрелого, этичного восприятия мира и собственного поведения в нем.
Процесс формирования нравственных ценностей на уроках литературы — это не моментальный процесс, а длительная работа, включающая и обсуждение, и анализ, и личный пример учителя. Уроки литературы помогают ученикам научиться слышать и понимать других людей, проявлять уважение к их мнению, ценить любовь и дружбу, честность и трудолюбие. Через героев произведений школьники учатся: как важно быть человеком, как важно сохранять внутреннюю гармонию и верность своим принципам.
Таким образом, литература является не только источником знаний, но и мощным воспитательным инструментом, который помогает развивать у школьников не только интеллектуальные, но и нравственные качества. Учитель литературы, помимо того, что он передает знания, должен стать наставником, который поможет школьникам понять, что такое добро и зло, как найти в жизни свой путь, как действовать в тех или иных ситуациях, опираясь на свои моральные убеждения. Литература, как зеркало жизни, помогает увидеть в себе лучшее, а значит, формирует в каждом ученике человека с высокими нравственными ценностями.
Список литературы
Астафьева В
.
Д, Прокофьева О
.
Н
.
В
оспитательный потенциал литературного образования в формировании нравственных ценностей учащихся
// Педагогический вестник. 2023. №28.
Ланге Н
.
А
.
Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании современной молодёжи // Наука, образование и культура. 2019. №9 (43).
Любезнова Ю. В.,
Повшедная
Ф. В.,
Илалтдинова
Е. Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в процессе изучения художественной литературы // Современное педагогическое образование. 2019. №5.