Роль устной речи в обучении русскому языку: как научить детей говорить красиво и уверенно | Авхадиева Юлия Александровна. Работа №353154
Аннотация. В статье рассматривается важность развития устной речи у школьников в процессе обучения русскому языку. Объясняется, как через упражнения, активные методики и разнообразные формы работы с учениками можно развить у них уверенность, грамотность и выразительность речи. Акцент сделан на том, как учитель может использовать разнообразные методы для повышения уровня устного общения, включая работу над дикцией, интонацией, ритмом речи, а также роль устных презентаций и публичных выступлений в формировании навыков общения.
Ключевые слова: устная речь, русский язык, уверенность, дикция, интонация, риторика, методики, развитие речи, презентации, школьники.
Роль устной речи в обучении русскому языку: как научить детей говорить красиво и уверенно
Авхадиева Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
муниципального образования город Ноябрьск
Аннотация. В статье рассматривается важность развития устной речи у школьников в процессе обучения русскому языку. Объясняется, как через упражнения, активные методики и разнообразные формы работы с учениками можно развить у них уверенность, грамотность и выразительность речи. Акцент сделан на том, как учитель может использовать разнообразные методы для повышения уровня устного общения, включая работу над дикцией, интонацией, ритмом речи, а также роль устных презентаций и публичных выступлений в формировании навыков общения.
Ключевые слова: устная речь, русский язык, уверенность, дикция, интонация, риторика, методики, развитие речи, презентации, школьники.
Одной из важнейших задач в обучении русскому языку является развитие устной речи школьников. Умение говорить красиво, грамотно и уверенно — это не просто способность выразить свои мысли, но и необходимый навык для общения в различных социальных и профессиональных контекстах. Именно устная речь позволяет детям развивать такие важные качества, как уверенность в себе, умение аргументировать свою точку зрения, а также развивать навыки общения, которые будут полезны им в жизни.
Основное внимание в школьном обучении традиционно уделяется письму и чтению, однако не стоит забывать, что устная речь играет не менее важную роль в освоении языка. От того, как ученики говорят, зависит их способность передавать информацию, убеждать, устанавливать контакт с собеседниками и решать различные коммуникативные задачи. Особенно важно развивать навыки устной речи в школьные годы, поскольку именно в этот период закладываются основы языковой уверенности и грамотности.
Для того чтобы дети могли говорить уверенно и красиво, необходимо начать с работы над основами речи — дикцией, интонацией, выразительностью. Дикция, то есть четкость произношения, является одним из важнейших аспектов устной речи. Без хорошей дикции речь становится трудной для восприятия, что затрудняет понимание даже самых грамотных и интересных мыслей. Важно, чтобы учащиеся умели правильно произносить слова, избегая ошибок, связанных с пропуском или искажением звуков.
Учитель может организовать специальные упражнения для тренировки дикции. Одним из таких упражнений являются скороговорки, которые помогают развивать не только четкость произношения, но и скорость речи, а также улучшать артикуляцию. Например, упражнение с произнесением таких скороговорок, как «На дворе трава, на траве дрова» или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», помогает детям научиться контролировать произношение сложных звуков и улучшать артикуляцию.
Также важным аспектом устной речи является интонация, которая придает высказыванию эмоциональную окраску и помогает донести до слушателей нужное настроение и информацию. Умение правильно интонировать — это навык, который необходимо развивать с самого начала обучения. Работа над интонацией может начинаться с простых упражнений: чтение стихотворений с разной интонацией, использование повышенной и пониженной интонации в предложениях для создания разных оттенков значения. Например, одно и то же предложение можно произнести с разной интонацией: «Ты пойдешь со мной?» — с удивлением, с просьбой или с угрозой.
Для того чтобы научить детей говорить уверенно, учитель должен создать атмосферу, в которой ученики смогут практиковать устную речь без страха быть осуждёнными. Именно в школьном возрасте важно формировать у учеников уверенность в своих силах, чтобы они не боялись говорить перед аудиторией, не переживали из-за возможных ошибок. Учебные занятия должны быть организованы таким образом, чтобы учащиеся могли свободно выражать свои мысли и участвовать в обсуждениях.
Для этого можно использовать различные методы, такие как ролевые игры, диалоги, групповые проекты. Например, в ходе ролевых игр ученики могут разыгрывать различные ситуации, в которых им предстоит высказывать свое мнение, убеждать собеседников или обсуждать проблему. Это помогает не только развить речь, но и улучшить навыки социального общения, научиться слушать собеседника, аргументировать свою позицию.
Другим эффективным способом является организация устных презентаций и докладов. Презентации на различные темы развивают у школьников не только умение ясно и уверенно излагать свои мысли, но и способности к публичному выступлению. Работая над презентацией, учащиеся учат, как выделять главное, как делать свою речь интересной и яркой. Важно, чтобы ученики осознавали, что их выступления имеют ценность, что их мнения важны для окружающих.
Одним из сложных, но очень полезных методов работы с устной речью является использование техники «перевернутого класса». В этом подходе ученики заранее готовят материал и приходят на урок уже подготовленными, а затем проводят обсуждения, представляют свои исследования и делятся мнениями. Это позволяет им не только подготовиться к публичному выступлению, но и учит работать с информацией, выделять основные идеи, аргументировать свою точку зрения.
Чтобы ученик научился говорить красиво и уверенно, необходимо уделять внимание не только формальной части устной речи, но и ее содержательной стороне. Важно развивать у детей умение логически выстраивать свои мысли, делать речь последовательной и связной. Для этого полезно использовать различные методики анализа текста и учить детей пересказывать прочитанное, высказывать свое мнение по поводу прочитанного, обсуждать литературные произведения, задавая вопросы и приводя доводы.
Кроме того, важно учитывать, что для эффективного развития устной речи необходимо также внимание к мотивации детей. Ученик, который заинтересован в том, чтобы хорошо говорить, будет стремиться улучшать свои навыки. Это означает, что необходимо не только тренировать технические аспекты речи, но и привлекать учащихся к активному участию в процессе, вовлекать их в обсуждения, поощрять за инициативу и за проявление интереса к предмету.
Таким образом, развитие устной речи является важной частью процесса обучения русскому языку. Через работу над дикцией, интонацией, выразительностью речи и развитие уверенности в себе учащиеся приобретают навыки, которые будут полезны им в различных сферах жизни. Учитель, используя разнообразные методы и формы работы, может существенно повысить уровень устной речи своих учеников и подготовить их к активному участию в общественной и профессиональной жизни.
Список литературы
Иванова Н. Г. Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы / Н. Г. Иванова, Н. В.
Кошенкова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 646-648. — URL:
https://moluch.ru/archive/78/13675/
Куровский
В.
Н., Зайцева Ю.
Б.,
Швабауэр
О.
А. Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников //
Ped.Rev
..
2019. №4 (26). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-kompetentsiy-i-rechevoy-kultury-shkolnikov
Устинов
А. Ю.
,
Чабанец
Т. А.
М.Т.
Б
аранов о роли учебника в развитии связной устной речи учащихся
// Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/m-t-baranov-o-roli-uchebnika-v-razvitii-svyaznoy-ustnoy-rechi-uchaschihsya
Черепанова Л.
В. Системно-деятельностный подход в обучении школьников созданию устного высказывания на свободную тему на уроках русского языка // МИРС. 2020.
№3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-shkolnikov-sozdaniyu-ustnogo-vyskazyvaniya-na-svobodnuyu-temu-na-urokah-russkogo-yazyka