Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль визуализации в обучении математике: диаграммы, таблицы, схемы | Иванова Мария Николаевна. Работа №352599

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значение визуализации в обучении математике. Анализируются основные формы визуализации — диаграммы, таблицы и схемы — как средства повышения понимания материала и развития аналитического мышления у школьников. Приведены практические примеры использования визуальных методов, их преимущества и способы интеграции в образовательный процесс.

Ключевые слова: визуализация, математика, диаграммы, таблицы, схемы, обучение, аналитическое мышление.

Роль визуализации в обучении математике:
диаграммы, таблицы, схемы

 

Иванова Мария Николаевна, учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2, Свердловская область, с. Южаково

 

Аннотация. В статье рассматривается значение визуализации в обучении математике. Анализируются основные формы визуализации — диаграммы, таблицы и схемы — как средства повышения понимания материала и развития аналитического мышления у школьников. Приведены практические примеры использования визуальных методов, их преимущества и способы интеграции в образовательный процесс.

Ключевые слова: визуализация, математика, диаграммы, таблицы, схемы, обучение, аналитическое мышление.

 

Визуализация играет важную роль в обучении математике, облегчая восприятие сложных концепций и делая абстрактные идеи более понятными для школьников. Она позволяет представить информацию наглядно, что особенно важно для учащихся с различными типами восприятия. Использование диаграмм, таблиц и схем не только помогает учащимся лучше понимать материал, но и способствует развитию аналитического мышления и способности к интерпретации данных.

Диаграммы, например, являются удобным инструментом для представления данных, их сравнения и анализа. В учебной практике диаграммы используются для решения задач из разных разделов математики, таких как статистика и вероятность. Примером может служить задача: «На круговой диаграмме показано распределение времени на учебу, спорт, досуг и сон в течение суток. Определите, сколько часов уделяется каждой категории, если доля сна составляет 50%, учебы — 25%, спорта — 15%, а досуга — 10%.» Этот вид задания не только развивает навыки работы с процентами, но и учит школьников соотносить визуальную информацию с числовыми значениями.

Таблицы представляют собой структурированный способ подачи данных и часто используются для систематизации информации. Они помогают учащимся обобщать результаты расчетов, анализировать последовательности и выявлять закономерности. Например, при изучении функций удобно использовать таблицу для сопоставления значений переменной x и соответствующих значений y. Задача может быть сформулирована так: «Заполните таблицу значений функции y=2x+3 для x = -2, -1, 0, 1, 2. После заполнения таблицы учащиеся могут построить график функции, что дополнительно развивает навыки интерпретации данных.

Схемы, в свою очередь, помогают организовать и структурировать информацию, что особенно важно при изучении многоступенчатых алгоритмов и сложных понятий. Примером может служить решение задач по планиметрии. «Для доказательства теоремы Пифагора постройте схему, включающую основные этапы: 1) начертите квадрат, 2) разбейте его на треугольники и меньший квадрат, 3) сравните площади. В итоге объясните, как получается равенство a2 + b2 = c2. Схемы помогают учащимся выделять ключевые элементы задачи, упрощая процесс их решения.

Одним из главных преимуществ визуализации является повышение мотивации школьников. Современные дети лучше воспринимают визуальный контент, поэтому включение графических элементов делает обучение более интересным и увлекательным. Это особенно актуально в условиях использования цифровых технологий. С помощью интерактивных диаграмм и анимаций можно наглядно показать динамические процессы, например, изменения графика функции при изменении параметров.

Еще одним важным аспектом является развитие у учащихся навыков анализа и интерпретации данных. Работа с диаграммами и таблицами учит школьников не только считывать информацию, но и делать выводы, прогнозировать и искать закономерности. Это навыки, которые выходят за рамки учебной программы и применяются в повседневной жизни. Например, при планировании бюджета или анализе статистики в новостях умение интерпретировать графические данные становится незаменимым.

Интеграция визуализации в уроки математики требует от учителя грамотного подхода. Важно подбирать такие задания, которые соответствуют уровню подготовки учащихся и позволяют последовательно переходить от простого к сложному. Например, в 6 классе можно предложить задачу на построение столбчатой диаграммы расходов семьи, а в старших классах — задачу на построение и анализ графиков функций. При этом важно не только научить школьников строить визуальные элементы, но и правильно их интерпретировать.

Таким образом, использование визуализации в обучении математике способствует более глубокому пониманию материала, развитию аналитического мышления и повышению интереса к предмету. Диаграммы, таблицы и схемы становятся не просто инструментами подачи информации, но и средством формирования у школьников навыков, которые будут полезны им в дальнейшей учебе и повседневной жизни. Учителю важно активно использовать эти методы, создавая задания, которые учат не только решать математические задачи, но и видеть за ними реальные процессы и явления.

 

 

Список литературы

Муравьёва Г. Е., Трусова В. О. Техники визуализации на уроках математики в общеобразовательной школе // ШКОЛА БУДУЩЕГО №2, 2021. – С. 134-147.

Новикова

Е. О.

И

нтеллект-карта как средство формирования метапредметных результатов на уроках математики в основной школе // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2021.

№2.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

intellekt

-

karta

-

kak

-

sredstvo

-

formirovaniya

-

metapredmetnyh

-

rezultatov

-

na

-

urokah

-

matematiki

-

v

-

osnovnoy

-

shkole

Сербина

Л. И.

, Крюк

Л. А.

В

изуализация и ее роль в обучении математике как одно из актуальных направлений в современном образовании // НАУ. 2020.

№54-3 (54).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-i-ee-rol-v-obuchenii-matematike-kak-odno-iz-aktualnyh-napravleniy-v-sovremennom-obrazovanii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×