Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль воспитателя в формировании эмоционального интеллекта у дошкольников | Григорьева Анастасия Юрьевна. Работа №343403. Номер работы: №343403

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена важности формирования эмоционального интеллекта у дошкольников и роли воспитателя в этом процессе. Рассматриваются основные компоненты эмоционального интеллекта, методы и приёмы, которые могут быть использованы в дошкольных учреждениях для развития способности детей распознавать, понимать и управлять своими эмоциями. Отдельное внимание уделяется созданию эмоционально благоприятной среды, способствующей формированию устойчивых эмоциональных навыков у детей.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольное образование, воспитатель, эмоции, социальные навыки, дошкольники.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Григорьева Анастасия Юрьевна, воспитатель

МАДОУ № 26 "Буратино", г. Белебей

 

Аннотация. Статья посвящена важности формирования эмоционального интеллекта у дошкольников и роли воспитателя в этом процессе. Рассматриваются основные компоненты эмоционального интеллекта, методы и приёмы, которые могут быть использованы в дошкольных учреждениях для развития способности детей распознавать, понимать и управлять своими эмоциями. Отдельное внимание уделяется созданию эмоционально благоприятной среды, способствующей формированию устойчивых эмоциональных навыков у детей.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольное образование, воспитатель, эмоции, социальные навыки, дошкольники.

 

Эмоциональный интеллект играет важную роль в успешной социальной адаптации и личностном развитии ребенка. На этапе дошкольного детства происходит закладка основ эмоциональных и социальных навыков, которые необходимы для взаимодействия с окружающим миром. В этом процессе ключевую роль играет воспитатель, который выступает не только как педагог, но и как эмоциональный наставник, создающий условия для развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект включает несколько ключевых компонентов, которые важно развивать у детей с раннего возраста.

Осознание собственных эмоций. Дети учатся распознавать и называть свои эмоции. Это помогает им лучше понимать, что происходит внутри них и почему они так себя чувствуют. Воспитатели могут активно использовать игры и упражнения, направленные на обучение распознаванию эмоций, таких как радость, грусть, гнев или страх.

Управление эмоциями. Умение контролировать свои эмоциональные реакции — важная составляющая эмоционального интеллекта. Педагоги дошкольного образования могут помочь детям научиться успокаиваться в стрессовых ситуациях или корректно выражать свои чувства. Например, обучение методам дыхательной гимнастики может быть эффективным способом для снятия напряжения.

Эмпатия. Способность понимать и сопереживать чувствам других людей — это один из ключевых элементов эмоционального интеллекта. Воспитатели могут развивать эмпатию у детей через обсуждение различных жизненных ситуаций, ролевые игры и чтение книг с нравственной и эмоциональной тематикой.

Навыки общения и взаимодействия. Эмоциональный интеллект также включает умение строить эффективные и гармоничные отношения с окружающими. В процессе взаимодействия с воспитателем и другими детьми дошкольники учатся уважать чужие чувства, договариваться и находить компромиссы.

Воспитатели могут использовать различные методы и приёмы для формирования эмоционального интеллекта у дошкольников.

Игра является ведущей деятельностью детей этого возраста и эффективным способом обучения эмоциональным навыкам. Сюжетно-ролевые игры, например, «Семья» или «Больница», помогают воспитанникам научиться выражать и понимать различные эмоции, создавая безопасное пространство для эмоционального эксперимента.

Литература — важный инструмент в развитии эмоционального интеллекта. Чтение сказок и обсуждение поведения персонажей позволяют детям анализировать различные эмоциональные состояния, а воспитатель может направлять этот процесс, задавая вопросы и предлагая размышления о чувствах героев.

После активности или в конце дня воспитатель может проводить с детьми «эмоциональные паузы», во время которых обсуждаются события, произошедшие за день, и связанные с ними эмоции. Это помогает воспитанникам детских садов осмыслить свои чувства и учиться выражать их словами.

Для работы с эмоциями воспитатели могут использовать наглядные материалы, такие как карточки с изображением лиц, отражающих разные эмоции. Это помогает детям визуализировать свои чувства и лучше их понимать.

Одним из важнейших факторов успешного формирования эмоционального интеллекта является атмосфера, в которой растёт и развивается ребёнок. Педагог дошкольного образования должен создать эмоционально благоприятную среду, в которой дети будут чувствовать себя комфортно и защищённо. Важно, чтобы воспитатель сам демонстрировал высокую эмоциональную культуру: был внимателен к чувствам подопечных, проявлял терпимость, поддерживал доверительные отношения в группе.

Педагог также играет роль посредника в разрешении конфликтных ситуаций между детьми. Помогая им найти компромиссные решения и понять друг друга, воспитатель способствует формированию навыков управления эмоциями и взаимодействия с окружающими.

В итоге, эмоциональный интеллект — это важная составляющая успешной социальной адаптации и личностного роста детей. Воспитатель играет ключевую роль в формировании эмоциональных навыков у дошкольников, создавая условия для их развития через игры, литературу и взаимодействие. Эффективное развитие эмоционального интеллекта у дошкольников способствует не только их гармоничному развитию, но и успешной интеграции в общество в будущем.

 

Список литературы

Бубнова, И. В. Развитие компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами тактильной книги [Текст] / И. В. Бубнова, Т. В.

Слюсарская

// Научный альманах — 2016. — №2-4 (16) — С. 146-151.

Буянова, А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Ю. Буянова, Е. Ю.

Бледнова

, С. Ю. Кудрявцева, Э. М.

Зимуков

// Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 59-61.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×