Роль воспитателя в педагогической системе музыкального образования в детском саду | Мой кабинет. Работа №347308
В статье отражается роль воспитателя в системе музыкального образования в детском саду. В теоретической части статьи определены целевые ориентиры музыкального образования в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, понятие и признаки педагогической системы, структурные единицы педагогической системы музыкального образования в детском саду. В практической части работы воспитателям предлагается освоение элементов музыкальной речи - метроритма, темпа, динамики и других - посредством упражнений игрового харарктера. В заключение статьи автор настраивает педагогов ДОУ на сотрудничество как залог достижения желаемого результата - научить детей слушать и понимать музыку как особый язык, не требующий слов.
Роль воспитателя в педагогической системе музыкального образования в детском саду
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении выстроено в соответствии с содержанием образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ФГОС ДО. Оно направлено на:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений музыкального искусства;
-воспитание эстетического вкуса;
- формирование элементарных представлений о музыке как виде искусства;
- формирование художественных умений и навыков в пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях;
- реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);
- развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей - музыкальной, театрализованной [1].
Музыкальное развитие дошкольника имеет целевые ориентиры. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник:
-может контролировать свои движения и управлять ими;
- способен понимать свои переживания и причины их возникновения,
-способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, проявлять эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру;
-владеет художественными умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах музыкальной деятельности;
- способен решать адекватные возрасту творческие задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов музыкальной деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу.
Достижение целевых ориентиров невозможно без отлаженной педагогической системы музыкального воспитания в детском образовательном учреждении.
Педагогическая система – это комплекс взаимосвязанных элементов и процессов, которые направлены на достижение образовательных целей и развитие обучающихся. Она включает в себя не только учебные программы и методы обучения, но и организационные структуры, роли и функции педагогов, а также взаимодействие семьи и общества.
Основные признаки педагогической системы:
1.Наличие составных компонентов. Ни одна система не может существовать без каких-либо компонентов или составляющих.
2.Зависимость между составными компонентами. Они должны быть связаны друг с другом. 3.Существование ведущего предмета, идеи, цели, которые необходимы для соединения компонентов в одно целое.
4.Появление общих качеств составных компонентов.
5.Наличие структуры и управления. Педагогическая система всегда создается искусственно. При ее формировании необходимо создать определенную структуру и алгоритм управления этой системы.
6.Имеет определенную цель. Каждая педагогическая система создается с определенной целью.
7.Открытость. Одна педагогическая система может спокойно взаимодействовать с другими системами.
8.Принцип преемственности. При создании педагогической системы надо помнить о связи прошлого, настоящего и будущего [2]
Педагогическая система музыкального воспитания в ДОУ задействует большую часть коллектива:
- воспитателей,
- родителей (законных представителей),
- инструктора по физической культуре,
- музыкального руководителя,
-заместителя заведующего по воспитательно-методической работе,
- узких специалистов (логопедов).
В основе музыкального восприятия, исполнения и творчества в музыке лежит умение слушать и слышать музыку. Главная идея и цель педагогической системы музыкального образования в ДОУ, по моему мнению, - научить детей слушать и слышать музыку.
Для этого педагогическая система должна быть гибкой, адаптивной и ориентированной на достижение конкретных результатов.
Музыкальное развитие в ДОУ осуществляется в разных формах:
- музыкальное занятие,
- музыкальное сопровождение зарядки.
- развлечения и утренники,
- музыка в совместной деятельности взрослых и детей.
Сложно переоценить значение музыки на зарядке
Выполнение упражнений под музыку привлекательно и эмоционально окрашено.
При помощи музыки, не используя речь, можно начинать и заканчивать движение, менять виды бега или ходьбы, чередовать ходьбу с бегом, менять направление движения.
В качестве музыкального сопровождения к ОРУ могут служить как фонограмма, так и исполнение музыкального произведения либо его фрагмента на инструменте.
Важно помнить, что недопустимо выполнять физические упражнения, вне ритма и темпа, а также необходимо уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками.
Музыка – это:
один из видов искусства, который передает авторское настроение, ценности, мысли и чувства с помощью звуков;
метод высказывания, трансляции образов в слышимой форме;
язык души, универсальный способ воздействовать на настроение, мышление и разум с помощью слухового восприятия.
Коль скоро музыка является особенным языком, перед педагогами ДОУ встаёт задача научиться понимать язык музыки и научить этому детей.
В основе музыки лежит совокупность музыкальных звуков и средств музыкальной выразительности (ритм, гармония, темп, динамика, тон, тембр и др.).
Предложу вам ряд игровых упражнений на развитие восприятия средств музыкальной выразительности, ибо, как сказал Конфуций, «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
1.Сердце музыки – это метроритм. Это равномерная пульсация в музыке. Важно слышать и правильно передавать его в движении. Игра «Передай предмет» в медленном темпе под песню «Весёлые друзья»
Метроритм непосредственно связан с музыкальным размером. На практике размер музыки просчитывается вслух. Марш на счёт 1-2 или 1-2-3-4. Вальс – 1-2-3, полька 1-2. Размер пять четвертей в музыке встречается крайне редко. В этом размере крайне редко встречаются русские народные песни протяжного характера. В музыкальной литературе для ДОУ размер пять четвертей не используется, поэтому выполнение упражнений на счёт до 5 и до 10 педагогически не оправдано.
2. Скорость музыки – это темп. Выполним упражнение в более быстром темпе.
3. Динамика – сила звука. В пении важно избегать форсированного, крикливого звука. Вместо выражения: «Пойте громче!» лучше использовать выражение: «Пойте дружно!» Голоса в хоре должны звучать с одинаковой силой, и эта сила не должна быть максимальной. Голос должен звучать естественно, без надрыва.
Упражнение на развитие динамического слуха «У кого в руке колокольчик» (водящий обходит сидящих в кругу педагогов. Когда он подходит к человеку, у которого в руках колокольчик, музыка становится громче).
4. Музыкальная форма – это строение музыкального произведения. В детском саду с возраста 1,5 лет музыкальный руководитель учит детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, соблюдая, что очень важно, целостность музыкального произведения. То есть произведение должно быть доиграно и дослушано до логического завершения. Давайте выполним упражнение «Ходьба с остановками»
Форма музыкального произведения складывается (в последовательности от малого к большому) из:
-мотивов,
- фраз,
- предложений,
- периодов,
- частей.
Важно научить детей дослушивать, допевать до конца музыкальное произведение, не прерывая мотив.
Упражнение «Допой мотив песни»
(воспитателям предлагается допеть мелодию песен В.Шаинского «Улыбка», «Песенка крокодила Гены», «Чему учат в школе», «В траве сидел кузнечик»).
Мотивы складываются во фразы, фразы – в предложения, предложения – в периоды, а периоды образуют части музыкальных произведений. В музыкальном репертуаре ДОУ чаще всего встречаются двух - и трёхчастные музыкальные произведения. Части произведения отличаются по характеру. Разный характер музыки отражается в движениях разной степени напряженности.
Упражнение «Игра с водой»
В заключение хочу сказать, что успех музыкального воспитания в детском саду – заслуга коллектива, умеющего слушать и слышать не только музыку, но и друг друга.
«Никто не может насвистывать симфонию. Нужен весь оркестр, чтобы ее сыграть». — H.E. Luccock. Лаккок, американский священник
Если все вместе идут вперед, то успех позаботится о себе сам.” – Генри Форд, американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США.
Источники в сети Интернет
1. https://shkolastarotimoshkinskaya r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii
2.https://studwork.ru/spravochnik/pedagogika/pedagogicheskie-sistemy