Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль загадки в дошкольником образовании | Ланцова Надежда Александровна. Работа №312913

Дата публикации:
Автор:
Описание:

       РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Автор статьи ведёт рассуждения на тему роли загадки в воспитании дошкольников. Автор раскрывает различный функционал загадки, рассказывает, как на практике они помогают детям развиваться всесторонне и обретать навыки и знания в различных сферах.

Ключевые слова: загадка, развитие речи, индивидуальный подход, образовательные функции когнитивные способности.  

Развитие речи – одно из ведущих направлений работы современных воспитателей. Актуальность темы обусловлена тем, что, к сожалению, большое количество детей имеют проблемы именно с этой сферой развития. Дети довольно поздно активно выходят в речь, используют однообразные конструкции, говорят односложно, используют неправильные формы слов и т.д. Безусловно, всё зависит от возраста воспитанников, особенностей их развития и многих других факторов, но абсолютно точно, что период дошкольного детства должен быть тесно связан с развитием речи ребёнка.

Речь является одной из главных функций человека, позволяющего ему чувствовать себя полноценным членом социума, добиваться успеха в работе, в личной жизни, в хобби, находиться в постоянном развитии. Именно поэтому виртуозное владение речью так необходимо для взрослого человека. Именно речь открывает для людей многие возможности.  

Развитие речевой сферы может проводиться через разные формы взаимодействия с детьми, с использованием различных технологий, дидактических игр и т.д. Задача воспитателя качественно подобрать педагогические средства. Для этого необходимо проявить индивидуальный подход и опереться на самые актуальные потребности детей и их предпочтения. Именно тогда воспитатель сможет найти наиболее эффективные инструменты.

Опираясь на собственный педагогический опыт, мы сделали некоторые выводы. Многочисленная практика работы с дошкольниками 3 – 4 лет показала, что одним из востребованных видов деятельности по развитию речи в данном возрасте является разгадывание загадок. Дети данного возраста очень их любят, они имеют высокий уровень мотивации, подкреплённый азартом и интересом. Ребята активно разгадывают загадки, тем самым благоприятно воздействуют на собственный уровень развития речи, сами того не замечая. 

В процессе разгадывания загадок дети расширяют собственный кругозор, обретая знания по различным темам. Они расширяют активный словарь, пополняя его новыми словами в рамках разных лексических тем. Также ребята тренируют смекалку и языковую догадку, развивают основные когнитивные способности, такие как память, мышление, воображение. 

Загадка, как литературный жанр, воспитывает в детях любовь к литературе в общем. Таким образом, не только происходит общее развитие детей, но и формируется читательская грамотность, которая так необходима современному человеку. 

Одна из функциональных задач загадок – это обучение детей обобщению, т.е. формирование навыка называть группу предметов одним словом. Также они учат и обратному процессу, из группы предметов, по определённым признакам называть один конкретный предмет. Ведь данный приём довольно часто задействован в загадках, они помогают детям запомнить эту информацию довольно чётко, а потом использовать в процессе любой другой деятельности. 

Чаще всего при написании загадки используется рифма, так детям легче воспринимать информацию, она привлекает внимание, и отгадку к ней довольно интересно искать, ведь ты ищешь не просто подходящее слово, а слово, которое будет рифмоваться с окружающим контекстом. Так дети получают первичные опыт написания стихотворных строчек. Это своего рода адаптированный вариант литературного творчества. Да, загаданное слово подразумевалось автором, но вспоминает и вносит в контекст загадки его именно ребёнок. Тем самым развиваются и творческие способности воспитанника.

Загадки, как инструмент интеллектуального развития, тоже разделяются на несколько уровней сложности. 

Самым простым как раз являются рифмованные загадки, ответом на которые являются слова – рифмы.

Второй уровень сложности – загадка в стихах, которая по - прежнему позволяет детям концентрировать внимание на её контексте, но ответ на которую не подразумевает рифмованное слово или словосочетание. Здесь ребёнок подбирает отгадку исходя из собственного жизненного опыта и знаний, не опираясь на помощь рифмы.

Третий вариант загадок – это загадка в прозаичной форме. Она тяжелее воспринимается на слух. Отгадку так же необходимо находить без помощи и опоры. 

Естественно, при подборе загадок для детей конкретной группы педагогу необходимо учесть интеллектуальный уровень развития, способность удержания внимания в процессе речи и выслушивания в словесной форме задания, кругозор детей и т.д. Подобранные загадки не должны быть слишком тяжёлыми, непосильными для детей, так они могут отбить желание участвовать в процессе разгадывания. Но и не должны быть слишком простыми, т.к. не выполнят свою основную образовательную функцию. 

Итак, в заключение хотелось бы подвести итог и сказать, что загадки – это многофункциональное средство развития детей, которое благоприятно влияет на разные сферы развития дошкольников. Дети развивают свои речевые способности, расширяют кругозор, а также раскрывают свой творческий потенциал. Кроме того, личный педагогический опыт показал, что загадки отлично развивают память детей и их смекалку, что оказывает благоприятное влияние на их развитие в целом! Именно поэтому загадки так ценятся и широко используются воспитателями в современных условиях действия ФГОС. 

Список использованных источников: 

Артюхов, А. 100 скороговорок, загадок, потешек. - М.: Росмэн, 2018.

Димитриева, В.Г. Азбука в загадках, или Загадочная азбука. - М.: Астрель, 2021.

 

РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Автор статьи ведёт рассуждения на тему роли загадки в воспитании дошкольников. Автор раскрывает различный функционал загадки, рассказывает, как на практике они помогают детям развиваться всесторонне и обретать навыки и знания в различных сферах.

Ключевые слова: загадка, развитие речи, индивидуальный подход, образовательные функции когнитивные способности.

Развитие речи – одно из ведущих направлений работы современных воспитателей. Актуальность темы обусловлена тем, что, к сожалению, большое количество детей имеют проблемы именно с этой сферой развития. Дети довольно поздно активно выходят в речь, используют однообразные конструкции, говорят односложно, используют неправильные формы слов и т.д. Безусловно, всё зависит от возраста воспитанников, особенностей их развития и многих других факторов, но абсолютно точно, что период дошкольного детства должен быть тесно связан с развитием речи ребёнка.

Речь является одной из главных функций человека, позволяющего ему чувствовать себя полноценным членом социума, добиваться успеха в работе, в личной жизни, в хобби, находиться в постоянном развитии. Именно поэтому виртуозное владение речью так необходимо для взрослого человека. Именно речь открывает для людей многие возможности.

Развитие речевой сферы может проводиться через разные формы взаимодействия с детьми, с использованием различных технологий, дидактических игр и т.д. Задача воспитателя качественно подобрать педагогические средства. Для этого необходимо проявить индивидуальный подход и опереться на самые актуальные потребности детей и их предпочтения. Именно тогда воспитатель сможет найти наиболее эффективные инструменты.

Опираясь на собственный педагогический опыт, мы сделали некоторые выводы. Многочисленная практика работы с дошкольниками 3 – 4 лет показала, что одним из востребованных видов деятельности по развитию речи в данном возрасте является разгадывание загадок. Дети данного возраста очень их любят, они имеют высокий уровень мотивации, подкреплённый азартом и интересом. Ребята активно разгадывают загадки, тем самым благоприятно воздействуют на собственный уровень развития речи, сами того не замечая.

В процессе разгадывания загадок дети расширяют собственный кругозор, обретая знания по различным темам. Они расширяют активный словарь, пополняя его новыми словами в рамках разных лексических тем. Также ребята тренируют смекалку и языковую догадку, развивают основные когнитивные способности, такие как память, мышление, воображение.

Загадка, как литературный жанр, воспитывает в детях любовь к литературе в общем. Таким образом, не только происходит общее развитие детей, но и формируется читательская грамотность, которая так необходима современному человеку.

Одна из функциональных задач загадок – это обучение детей обобщению, т.е. формирование навыка называть группу предметов одним словом. Также они учат и обратному процессу, из группы предметов, по определённым признакам называть один конкретный предмет. Ведь данный приём довольно часто задействован в загадках, они помогают детям запомнить эту информацию довольно чётко, а потом использовать в процессе любой другой деятельности.

Чаще всего при написании загадки используется рифма, так детям легче воспринимать информацию, она привлекает внимание, и отгадку к ней довольно интересно искать, ведь ты ищешь не просто подходящее слово, а слово, которое будет рифмоваться с окружающим контекстом. Так дети получают первичные опыт написания стихотворных строчек. Это своего рода адаптированный вариант литературного творчества. Да, загаданное слово подразумевалось автором, но вспоминает и вносит в контекст загадки его именно ребёнок. Тем самым развиваются и творческие способности воспитанника.

Загадки, как инструмент интеллектуального развития, тоже разделяются на несколько уровней сложности.

Самым простым как раз являются рифмованные загадки, ответом на которые являются слова – рифмы.

Второй уровень сложности – загадка в стихах, которая по

-

прежнему позволяет детям концентрировать внимание на её контексте, но ответ на которую не подразумевает рифмованное слово или словосочетание.

Здесь ребёнок подбирает отгадку исходя из собственного жизненного опыта и знаний, не опираясь на помощь рифмы.

Третий вариант загадок – это загадка в прозаичной форме. Она тяжелее воспринимается на слух. Отгадку так же необходимо находить без помощи и опоры.

Естественно, при подборе загадок для детей конкретной группы педагогу необходимо учесть интеллектуальный уровень развития, способность удержания внимания в процессе речи и выслушивания в словесной форме задания, кругозор детей и т.д. Подобранные загадки не должны быть слишком тяжёлыми, непосильными для детей, так они могут отбить желание участвовать в процессе разгадывания. Но и не должны быть слишком простыми, т.к. не выполнят свою основную образовательную функцию.

Итак, в заключение хотелось бы подвести итог и сказать, что загадки – это многофункциональное средство развития детей, которое благоприятно влияет на разные сферы развития дошкольников. Дети развивают свои речевые способности, расширяют кругозор, а также раскрывают свой творческий потенциал. Кроме того, личный педагогический опыт показал, что загадки отлично развивают память детей и их смекалку, что оказывает благоприятное влияние на их развитие в целом! Именно поэтому загадки так ценятся и широко используются воспитателями в современных условиях действия ФГОС.

Список использованных источников:

Артюхов

, А.

100 скороговорок, з

агадок, потешек

. - М.: Росмэн, 2018.

Димитриева

, В.Г. Азбука в загадках, или Заг

адочная азбука

. - М.: Астрель, 2021

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×