Роль загадки в воспитании дошкольника | Петрова Татьяна Дмитриевна. Работа №346550. Номер работы: №346550
Аннотация. В статье рассматривается значимость загадок в воспитательном процессе дошкольного возраста. Загадка, как один из древнейших жанров устного народного творчества, помогает развивать у ребенка мышление, воображение, память и речь. Она способствует формированию интереса к познанию окружающего мира, развивает любознательность и креативность. Также загадка играет важную роль в социализации ребенка, помогает в развитии коммуникативных навыков и поддерживает эмоциональную связь между взрослыми и детьми.
Ключевые слова: загадка, дошкольник, развитие мышления, речь, воспитание, воображение, креативность, социализация.
Роль загадки в воспитании дошкольника
Петрова Татьяна Дмитриевна, воспитатель
МБДОУ ДС «Айылгы» с. Кюерелях МР «Горный улус» РС(Я)
Аннотация. В статье рассматривается значимость загадок в воспитательном процессе дошкольного возраста. Загадка, как один из древнейших жанров устного народного творчества, помогает развивать у ребенка мышление, воображение, память и речь. Она способствует формированию интереса к познанию окружающего мира, развивает любознательность и креативность. Также загадка играет важную роль в социализации ребенка, помогает в развитии коммуникативных навыков и поддерживает эмоциональную связь между взрослыми и детьми.
Ключевые слова: загадка, дошкольник, развитие мышления, речь, воспитание, воображение, креативность, социализация.
Загадки являются важным инструментом в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Они не только пробуждают интерес к окружающему миру, но и играют ключевую роль в развитии когнитивных и речевых способностей ребенка. Для детей в возрасте от трех до семи лет загадки — это одновременно игра и обучение. В процессе разгадывания загадок дети учатся мыслить, анализировать, делать выводы, что способствует активному развитию мышления и памяти.
Загадка, по своей природе, стимулирует умственную активность ребенка, ставя перед ним задачу осмысления и интерпретации окружающей действительности. Например, загадки о природных явлениях или животных помогают ребенку осознавать и систематизировать полученные ранее знания, делая их более структурированными и доступными для дальнейшего использования. Важно, что процесс разгадывания загадки требует от ребенка анализа скрытых признаков, что способствует формированию у него аналитических навыков. Пример загадки: «Круглый, да не мяч, жёлтый, да не сыр, сладкий, да не мёд». Ребенок начинает думать, используя свои знания о предметах и явлениях, чтобы понять, что речь идет об апельсине.
Загадки также способствуют развитию речи дошкольника. В процессе разгадывания ребенок учится правильно формулировать свои мысли, аргументировать ответы и расширять словарный запас. Обсуждение вариантов ответов с воспитателем или сверстниками развивает коммуникативные навыки, что важно для будущей успешной социализации ребенка. Например, воспитатель может задать загадку: «Без рук, без топорёнка, построена избёнка» (ответ: гнездо). После разгадывания загадки можно обсудить с детьми, как птицы строят гнездо, какие материалы они используют. Таким образом, дети учатся говорить о природных явлениях, формулировать свои мысли и расширяют свои знания о мире.
Помимо когнитивного развития, загадка играет важную роль в формировании у детей творческого и креативного мышления. Дети учатся видеть нестандартные связи между предметами, явлениями и их признаками. Это помогает развивать воображение, что является важным компонентом для формирования креативности. Например, загадка «Висит груша — нельзя скушать» (ответ: лампочка) предлагает детям искать нестандартные ассоциации и видеть предметы с разных точек зрения. Этот процесс учит детей находить творческие решения не только в разгадывании загадок, но и в повседневной жизни.
Загадки также могут быть использованы как средство для установления эмоционального контакта между воспитателем и детьми. Совместное разгадывание загадок помогает создать атмосферу доверия, веселья и сотрудничества. Дети чувствуют себя более уверенно, когда могут выразить свои мысли и поделиться своими идеями в непринужденной обстановке. Эмоциональная связь, которая формируется через игру с загадками, важна для успешного воспитания и обучения ребенка. Воспитатель может использовать загадки не только на занятиях, но и в свободной деятельности, например, во время прогулок или игр. Это создает дополнительное пространство для общения и укрепления отношений с детьми.
Еще одной важной функцией загадок в воспитательном процессе является их использование для формирования любознательности и интереса к познанию окружающего мира. Загадки часто содержат в себе скрытую информацию о предметах или явлениях природы, что побуждает детей задавать вопросы и искать ответы. Например, загадка: «Зимой и летом одним цветом» (ответ: ель). После разгадывания воспитатель может провести беседу о вечнозеленых растениях, предложить детям вспомнить, где они видели ели, и обсудить, почему эти деревья не теряют свою листву зимой. Это стимулирует познавательную активность детей и помогает им лучше понять окружающий мир.
Кроме того, загадки могут быть использованы как средство для развития памяти. Разгадывание и запоминание загадок требует от ребенка концентрации внимания и усилий по удержанию в памяти деталей. Регулярное включение загадок в образовательный процесс помогает детям развивать не только кратковременную, но и долговременную память. Например, воспитатель может предложить детям несколько загадок, а затем через некоторое время попросить их вспомнить ответы. Это помогает детям тренировать память и лучше усваивать новую информацию.
Интересным способом использования загадок в воспитательном процессе может быть организация коллективных игр, где дети соревнуются в разгадывании загадок. Это способствует развитию командного духа, учит детей работать вместе и находить решения совместными усилиями. В таких играх дети не только учатся логически мыслить, но и развивают навыки коммуникации и сотрудничества, что важно для их социализации и успешного взаимодействия в коллективе.
Таким образом, загадка — это многофункциональный инструмент в воспитании дошкольников. Она способствует когнитивному, речевому и творческому развитию ребенка, развивает память, воображение и креативное мышление. Кроме того, загадка играет важную роль в социализации ребенка, помогая ему формировать коммуникативные навыки и развивать эмоциональную связь с окружающими. Воспитатель может активно использовать загадки в своей работе, внедряя их как на занятиях, так и в повседневных ситуациях. Это поможет создать благоприятную атмосферу для воспитания и обучения, а также укрепить интерес детей к познанию мира.
Список литературы
Арутюнян А.Ю. Любознательность дошкольника: стремление к познавательному развитию и личностный рост субъекта. В книге: Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты российского образования XXI века / А.Ю. Арутюнян // Педагогические чтения, посвященные 270 -
летию
со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци. Сборник статей. – 2016. – С.39 – 42.
Долженкова, И. В. Загадка и ее роль в воспитании дошкольника / И. В. Долженкова, О. С. Горбатых. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 31-33. — URL:
https://moluch.ru/archive/285/64155/
Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 256 с.
Хафизова, Г. М. Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста / Г. М. Хафизова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 205-206. — URL:
https://moluch.ru/archive/502/110225/