Роль занятий сценической речью в формировании личности ребенка | Екатерина Юрьевна Главниченко. Работа №345845
Многие не придают важности занятиям с детьми сценической речью. На самом деле - это очень важный аспект в развитии ребенка. В статье описаны основные этапы занятий с ребенком и важность этого процесса. Голос дан нам с рождения, но, к сожалению, в последнее время, все больше детей сталкиваются с проблемой произношения, с поздним запуском речи. Как альтернатива занятий с логопедом, могут стать именно уроки сценической речи.
Занятия сценической речью детей дошкольного и младшего школьного возраста
У детей освоение правильной речи в дошкольном возрасте является основным условием нормального психофизического воспитания, развития личности и формирования самооценки. Проблемы с голосом у ребенка могут появиться из-за неуверенности в себе, постоянного подражания родителям и неправильного воспитания, когда дома разговаривают на повышенных тонах или ограничивают "голосовые" возможности ребенка, заставляя разговаривать его тихо и не мешать другим членам семьи. Причины плохой дикции могут быть следующими:
Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата;
Гиперактивность, отсутствие самоконтроля, неустойчивость внимания;
Нарушение звукопроизношения и звукослоговой структуры слов.
Красивый голос проигрывает на фоне плохой дикции, поэтому над ней нужно работать в первую очередь. Как утверждают филологи, русский язык отличается "ленивой" артикуляцией, что делает его сложным не только в изучении иностранцами, но и в использовании носителями. Объясняется это тем, что многие слова в нашем языке произносятся не так, как пишутся, имеют много парных согласных и шипящих, а в просторечии активно применяются различные сокращения : "ваще", "щас", "здрасьте" и т. д. Все это приводит к проглатыванию окончаний, отсутствию произношения некоторых букв, слабой артикуляции "р" и другим неудобным нюансам.
Важно научить ребенка правильно брать дыхание, расставлять логичные акценты в речи, прорабатывать его неуверенность в себе и нечеткое произношение слов. Методов и способов развить правильную речь у ребенка достаточно много. Один из них - занятия сценической речью.
Сценическая речь играет важную роль в развитии ребёнка. Вот некоторые преимущества таких занятий:
- Артикуляция и произношение. Ребёнок учится правильно выговаривать звуки и слова, что делает его речь более понятной и чёткой.
- Эмоциональная выразительность. Ребёнок учится выражать эмоции через голос и мимику, использовать интонацию, темп и паузы, чтобы передать эмоциональный подтекст своей речи.
- Структурирование и организация речи. Ребёнок учится создавать вступление, основную часть и заключение, а также использовать различные приёмы организации информации.
- Активное слушание. Ребёнок учится быть внимательным к невербальным сигналам и реакциям аудитории, что помогает ему лучше взаимодействовать с ней.
- Улучшение межличностных навыков. Сценическая речь помогает развить навыки эффективной коммуникации и взаимодействия с другими людьми. Ребёнок учится слушать и реагировать на других, а также быть более убедительным и влиятельным в своей речи.
- Уверенность в выступлении. Ребёнок учится контролировать свой голос, жестикуляцию и мимику, что помогает ему чувствовать себя более уверенно на публике.
На уроке сценической речи ребенок развивает свой голосовой аппарат, который нуждается в укреплении и проработке.
С научной точки зрения, голосовой аппарат — сложный комплекс органов и систем, состоящий из трех основных частей:
Дыхательный аппарат
— легкие, дыхательные пути (бронхи, трахея), диафрагма. Здесь же принимают участие мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы.
Гортань
— внешние и внутренние мышцы (истинные и ложные голосовые связки).
Резонаторная область
— часть трахеи и крупные бронхи (грудной резонатор), ротовая полость и носоглотка (головной резонатор).
Для постановки голоса и улучшения качества речи проводится работа над всеми составляющими голосового аппарата. Она состоит из упражнений на улучшение дикции, речи и развитие силы, красоты голоса.
Начинать такие занятия стоит с легкой разминки – разогрева шейно-грудного отдела. А дальше можно построить занятие таким образом:
- Артикуляционная гимнастика(: гимнастика для губ, языка, на расслабление лицевых и челюстных мышц);
- Проработке глухих согласных;
- Добавляем согласные в сочетании с гласными звуками;
- Отработка согласных Ж/Ш, С/З, К/Г,Б/П с гласными;
- Комбинация согл. с гласными (птка-птко-птку и т.д…)
- Разговор с препятствием (проговорить фразы с пробкой, орехом, карандашом);
- Комплекс скороговорок (начинаем с коротких, заканчиваем сложными);
- Дыхательные упражнения;
- Раскрытие и включение грудного и головного резонаторов;
- Тренировка голосовых связок ( громкость, дальность звука);
- Работа над интонацией (чтение ролевых стихотворений, сказок и т.д.)
Занимаясь сценической речью, ребенок учится четко произносить звуки, правильно ставит ударения в словах, легко доносит информацию до собеседника, правильно передает голосом эмоцию, а так же, приобретает веру в себя и уверенность в своих действиях.