Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Ролевая игра и деловая игра в обучении» | Загороднева Лариса Васильевна. Работа №350634

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые и ролевые игры.  

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГБПОУ «Дебальцевский многопрофильный техникум»

 

 

 

Кафедра

 

 

 

 

«Ролевая игра и деловая игра в обучении»

 

 

 

Подготовила:

Загороднева Л.В.,

педагог-психолог

ГБПОУ «Дебальцевский многопрофильный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дебальцево – 2024

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Образовательный процесс требует чередования технологий, применяемых на занятиях, активные методы обучения в виде деловой и ролевой игры являются практико-ориентированными и способными создать ситуацию, приближенную к условиям профессиональной деятельности. Одна из задач преподавателя - создать методическое обеспечение с дальнейшим применением его на практике. Возможность применять в образовательном процессе современные технологии, с одной стороны, дает простор в педагогической деятельности, а с другой - предъявляет повышенные требования к уровню самого педагога, его знаниям и умениям эффективно использовать данную возможность. Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем; обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. В учебном процессе применяют различные модификации деловых игр. В ролевых играх отрабатываются тактика поведения, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

На сегодняшний момент одна из важных задач - выделение и обоснование необходимости перехода от стратегии традиционного к инновационной организации преподавания психологии в связи со спецификой содержания этой дисциплины и целей ее изучения для того, чтобы процесс освоения учебного курса был той творческой деятельностью, которая позволит создающей полноценного профессионала [18].

Целью работы является изучение необходимости применения ролевых и деловых игр в обучении психологии.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

д

ать определение ролевой и деловой игры, их классификацию;

рассмотреть важность ролевой и деловой игры в обучении психологии.

1. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

Целью преподавания психологии в учебном заведении является предоставление будущим специалистам знаний о закономерностях возникновения, особенностях функционирования психики, развитии и формировании свойств и характеристик личности как «элементарной части» общества, без ориентации в которых невозможно понимание индивидуального поведения человека и поведения людей в социальных группах [15].

Основные цели обучения психологии как для специалистов-психологов, так и для осваивающих психологию в системе овладения педагогической деятельностью - овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания - в единстве знания и действия. Поэтому только теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуаций поведения и действования, которые могут быть направлены двусторонне - на себя и на других людей, - не есть профессиональное психологическое знание.

Давая студентам знания психологии, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы психологические знания, получаемые обучающимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения. Одним из условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому так важна самостоятельная работа обучающихся, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, объяснение и анализ ее.

Одним из основных требований в преподавании психологии является развитие самосознания обучаемых в процессе изучения психологии. Опираясь на интерес обучающихся к внутреннему миру человека, преподаватель помогает им осознать ответственность перед обществом за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними задачи самовоспитания.

Вопросы самовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленности обучающихся [4, С.168]. Анализируя результаты наблюдений, преподаватель помогает будущим специалистам лучше понять причины некоторых явлений.

Чтобы научить обучающихся наблюдать и осмысливать свои наблюдения, преподаватель сам должен уметь наблюдать, анализировать, обобщать психологические факты. Немаловажное значение здесь приобретает вопрос использования методов, технологий обучения, преподавания.

Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в учебном заведении. Есть в преподавании каждого учебного предмета свои специфические методы, которые активизируют мышление обучающихся при решении учебных задач по профилю данной дисциплины. Есть и более общие. С точки зрения психологии их можно разделить на «три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления. Это методы: а) программированного обучения, б) проблемного обучения и в) интерактивного (коммуникативного) обучения» [18].

В век информационных  технологий ведущими ресурсами устойчивого развития общества становятся знания, их производство, передача и усвоение, что требует изменений во всей системе подготовки и переподготовки специалистов. Все большее число ученых и специалистов - практиков доказывают эффективность интерактивных, игровых технологий как обучающих технологий в системе образования [14, С.31].

Преподавание психологии ориентировано  не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирования современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности., что соответствует основным ориентациям современной концепции образования.

Среди таких компетенций можно отметить следующие [18, С.69]:

необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;

нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера; научиться кооперироваться, идти на компромисс.

следует уметь самостоятельно развиваться.

Формирование подобных компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности общения, и такой опыт может быть получен в режиме интерактивного обучения.

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих студентов, которые, обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

К игровым интерактивным методам обучения относятся деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг [5].

Лучшим способом воспроизведения и изучения проблем в учебном процессе служит игра, содержащая групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. С такой точки зрения игра как активная форма учебной деятельности студентов выступает в качестве одной из основных форм организации проблемного обучения в учебном процессе учебных заведений.

В вузовской практике использование игровых технологий, как отмечает  А.Н. Бражникова, способствует  развитию творческой активности студентов, обеспечивает постепенное снятие демобилизующей напряженности, скованности, нерешительности, создает условия для повышения  значимость своего «Я». Игра становится уникальной технологией, выполняющей диагностическую, терапевтическую, обучающую, развивающую функцию и как результат, игра все более активно используется не только как средство обучения, но и как инструмент развития личности, повышения ее профессиональной компетентности.[2, С.10].

В учебной игре сочетаются два своеобразных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности.

В учебной игре процесс решения задачи должен быть поисковым, исследовательским. Не менее важно и то, что решение большинства задач носит вероятностный характер. Требования к учебным задачам просты и выполнимы: задача должна быть актуальной, ее решение должно требовать от студента базовых знаний, воображения и проявления творческих способностей. Задача должна быть достаточно сложной и в то же время доступной для решения, она должна побуждать к приложению имеющихся знаний и к поиску новых (для него) принципов и фактов, методов решения, благодаря чему студенты будут приобретать новые знания и умения.

Деятельность преподавателя в учебной игре сводится к ее планированию, организации и руководству проведением в свете достижения профессиональной цели - решению поставленных педагогических задач.

Цель игровой деятельности студентов триедина: получение знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной работе; оценка самого себя в играемой роли, что имеет большое воспитательное значение для студента; победа в соревновании между группами студентов.

Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Деловая учебная игра - моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оперированием [11].

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций. Ролевая игра предполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры. Понятия ролевой и деловой игр не тождественны, хотя частично их содержание совпадает[9].

Деловые игры тоже предполагают распределение ролей между участниками, но процедура деловых игр в отличие от ролевых структурирована и регламентирована, в то время, как ролевые игры представляют собой свободный процесс импровизации в рамках ролевых «ограничений», направление которого определяется самими участниками в соответствии с их индивидуальными особенностями. Если в деловой игре, как правило, перед игроками стоит необходимость достижения общей цели, то в ролевой игре ролевые цели игроков могут не совпадать и даже противоречить. В ролевых играх одну и туже роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность. Ролевая игра позволяет расширять репертуар поведенческих реакций, развивать профессионально-важные качества личности (креативность, гибкость, способность к эффективному межличностному взаимодействию и т.п.) [19]. Однако управление ролевой игрой, анализ ее процесса и результата требует от преподавателя специфических умений и компетентности в психологии групповых процессов. В частности, умение организовывать групповую рефлексию, которой должна завершаться любая ролевая игра, во время которой личные впечатления, переживания и самооценка участников игры соотносится с впечатлениями, переживаниями и оценками наблюдателей, а также с объективными результатами игры.

В последнее время игровые методы обучения получают все большее распространение. Игровые методы основываются на психолого-педагогических принципах и успешно применяются в практике обучения. Методически правильно построенные деловые игры служат эффективным средством обучения. Их можно проводить перед изложением лекционного материала, после него или организовать на основе деловой игры весь учебный процесс. Следует отметить, что при опоре на имеющиеся знания деловая игра проходит более качественно и содержательно. 

Однако не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. Негативная сторона деловых, ролевых игр связана с недостаточно глубоким пониманием их сущности прежде всего как педагогического явления, главное в котором - не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Кроме того, применение игровых методов в обучении требует от преподавателя серьезной подготовки в специальных областях. Учитывая все особенности применения игровых методов обучения, можно эффективно организовать отдельное учебное занятие и весь учебный процесс в целом, применительно к любой сфере образования   и практически любой дисциплине.

2. РОЛЕВАЯ И ДЕЛОВАЯ ИГРА, ОСОБЕННОСТИ И КЛАСИФИКАЦИЯ

 

2.1. Целесообразность использования ролевых и деловых игр

Обучающие сюжетно-ролевые (деловые) игры давно уже используются в учебной практике. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, коллективизм в создании сюжета, возможность широкого варьирования, овладение новыми методиками непосредственно в процессе ролевого и делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизированных возможностей и умений быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод, обучающих сюжетно-ролевых игр очень популярным [7].

Целесообразность использования ролевых и деловых игр на занятиях в образовательных организациях обусловлена также тем, что в игре развивается не просто профессиональная, но социальная и психологическая компетентности учащихся, формирование которых является необходимым условием становления специалиста.

Для преподавателя данные образовательные технологии несут высокую диагностическую функцию, поскольку показывают, насколько хорошо тот или иной обучаемый усвоил учебный материал и включил его в систему своего опыта, а не просто заучил его. Как правило, обучаемые, испытывающие трудности в вербализации своих мыслей и с неохотой участвующие в таких формах контроля знаний, как опрос, беседа или доклад, часто раскрывают свои познавательные способности именно в игровых методах. К. Ливингстоун подчеркивает, что в ролевых и деловых играх стимулируется речевая деятельность, тренируются всевозможные аспекты ролевого поведения [6]. Следует учитывать отличия между деловой и ролевой игрой, какие функции они выполняют, и что определяет приоритет использования того или иного вида игры в образовательном процессе.

Условно все виды активных и интерактивных методов обучения разделяют на две большие группы: имитационные и неимитационные [3]. Имитационные методы направлены на воспроизведение контекста профессиональной деятельности, обязательно предусматривают имитацию индивидуальной и коллективной деятельности в выбранной сфере, имитационную модель объекта, процесса, деятельности. Имитационные методы делятся на групповые и индивидуальные. Групповые методы, в свою очередь, подразделяются на дискуссионные, игровые, неигровые и тренинг - методы.

Игровые методы - это достаточно распространенная и многовариативная форма современного вузовского и поствузовского образования. Результат игры - принятие решений по поставленной цели (целям). Условия проведения игры характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи, наличием неопределенностей, конфликтов, рисков.

Существуют различные типы игр: имитационные, позиционные; организационно - обучающие; обучающие; организационно - мыслительные; организационно - деятельностные и др. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, выбирается лишь модель среды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно - деятельностные игры применяют для решения сложных социально - производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов.

Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых и театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов и т. п. Если игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент; то можно считать, что это дидактическая игра.

По мнению А. А. Вербицкого, предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в учебном процессе всеми дидактическими средствами, формами, методами, среди которых одно из основных мест занимает деловая игра. В концепции А. А. Вербицкого и его последователей деловая игра является обучающей. Это форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осуществляют «квазипрофессиональную деятельность, которая несет в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности» [3].

 

2.2. Деловая игра

 

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Активно применяться в мире для изучения науки управления деловые игры стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые. Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно - хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно - управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником. Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Чтобы деловая игра была продуктивной, нужно поставить перед участниками проблему. У игрового коллектива должна быть общая цель, но при этом разные роли и различные интересы [8]. Важно, чтобы решения участников деловой игры оказывали влияние на конечный результат. Наконец, участников нужно стимулировать действовать максимально эффективно, как в реальной жизненной ситуации. В течение всей деловой игры организаторы должны поддержать эмоциональный настрой.

Учёные считают деловые игры в целом эффективным методом обучения. В процессе деловой игры снимаются противоречия между абстрактностью процесса обучения и реальным характером профессиональной деятельности.

В зависимости от функций и целей деловые игры делятся на несколько видов:

обучающие (формируют психологическую готовность и профессиональные навыки и умения);

производственные (готовят кадры для решения проблем производства);

квалификационные/аттестационные (выявляют уровень компетенции);

исследовательские (моделируют ситуации «что будет, если…?» и используются при внедрении нововведений).

Деловые игры зачастую подразумевают решение кейсов - задач с описанием ситуации, начальными условиями и вопросами, на которые нужно успеть ответить во время игры.

Главной целью игры является подготовка специалистов, развитие профессиональной компетентности, формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях. Деловая игра наилучшим образом приспособлена для реализации данных целей. Такие занятия позволяют имитировать живую динамическую обстановку реального, обыграть «на примерах действие конкретных факторов среды».

Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности [16].

 

2.3. Ролевая игра

 

Ролевые игры - это метод группового обучения, в основе которого лежит распределение участников обучающейся группы по ролям, разыгрывание определенной ситуации. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель - пьеса ситуации, между обучающимися распределяются роли с обязательным содержанием, характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. В основе разыгрывания ролей всегда лежит конфликтная ситуация. Обучающиеся, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.

Емкое определение ролевой игре дала Н. И. Гез: «Это модель взаимодействия партнеров по общению в обстановке имитационных условий будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают и совершенствуют профессионально ориентированные умения» [1, С 5].

В зарубежной педагогике термин «ролевая игра» обозначает:

вид упражнений, имитирующих ролевое общение;

форму разыгрывания коротких сценок;

устное учебное задание, обозначающее инсценировку ситуаций для решения определенной учебной проблемы;

прием свободной импровизации ученика в рамках заданной ситуации.

Ролевые игры изначально базировались на теории ролей, которую - каждый по-своему - разрабатывали Дж. Мид, Дж. Морено и Р. Линтон [13].

Цель психологических игр в тренинге состоит не в том, чтобы изменить человека, "скорректировав" его в сторону большего соответствия некоему социальному стандарту, а, напротив, в том, чтобы помочь ему утвердить свое Я, чувство собственной ценности, предложить "испытательный полигон" для работы с самим собой [12]. Ведущий тренинга исходит из гуманистического постулата о том, что любой участник группы, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития. Ограничение целей тренинговой работы задачами личностного самоопределения, самопознания, самооткрытия и самораскрытия через развитие чувства Я и свободы реального самовыражения определяет круг специфических проблем, подлежащих разрешению в результате тренинга:

нарушение целостности Я

-

образа, неадекватная самооценка; 

негативное самоотношение и обусловленная им тревожность; 

низкий уровень саморегуляции, неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах. 

Психологические игры в тренинге открывают перед участником группы возможности, вероятно, не доступные ему в других условиях: человек в игре свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы, расширяет поле сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.

Самое важное - он не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя.

 

3. ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ И РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Развитие современного российского общества с его все возрастающими

темпами и трудностями требует высокого уровня психологических знаний человека, в какой бы области он не работал. Востребованность психологических знаний и низкий уровень психологической грамотности населения ставят перед образовательной системой страны сложную и ответственную задачу психологизации всей системы обучения.

Несмотря на то, что интерес к психологии, как учебной дисциплине проявляли многие психологи (А.А. Люблинская, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев и др.), для современных психологов эта проблема по-прежнему продолжает оставаться актуальной (Б.Ц. Бадмаев, А.А. Вербицкий, В.Я. Ляудис, М.В. Попова и др.). Так, в настоящее время преподавание психологии нуждается в разработке новых активных методов обучения, новых программ и методических пособий, разработанных на основе научных исследований и практической деятельности психологов.

Среди методов, которые используются в настоящее время при преподавании психологии выделяются традиционные (репродуктивные) и нетрадиционные (активные).

Традиционные формы обучения психологии в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе связаны с использование стандартных учебных процедур (знание теории, определений и т.д.), ставят преподавателя в позицию оператора стандартных дидактических материалов и средств обучения.

Нетрадиционные поисковые методы оказываются продуктивными при профессиональном обучении, они дают возможность студентам не только творчески усваивать базовые знания, но и овладевать этими знаниями сразу в контексте своей профессии.

Реализация такого подхода предполагает усвоение информации студентами самого начала в контексте профессиональных практических действий и поступков. Будущие специалисты развиваются в ходе индивидуального и совместного анализа и решения профессиональных ситуаций. В контекстном обучении выделяют три базовые формы деятельности, к которым относят: 

учебную деятельность академического типа

 (информационная лекция и др.). Но уже здесь намечается контекст будущей профессиональной деятельности; 

квазипрофессиональную деятельность

 – деловая игра. Хотя она и остается аудиторной формой занятий, но в ней воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда специалиста – контекст профессиональной деятельности; 

учебно-профессиональную деятельность

, в ходе которой студенты выполняют функции специалистов, реализуемые в производственной практике, написании курсовых и дипломных работ и др. На этом этапе происходит трансформация учебной деятельности в профессиональную.

Содержание учебного материала в контекстном обучении отбирается как с точки зрения изучаемой науки, так и с точки зрения избираемой профессии (модели специалиста) [6].  Учебный материала может изучаться через разнообразные формы деятельности академического типа - информационную лекцию, которая в рамках контекстного подхода может быть представлена лекцией-визуализацией, проблемной лекцией, лекцией вдвоем, лекцией с запланированными ошибками и пресс-конференцией.); при проведении практических занятий, которые могут проводиться как семинар - конференция, семинар - дискуссия, вопросно - ответная форма, учебно - ролевые игры.

Особое место при преподавании психологии в рамках контекстного обучения занимает игра.  С точки зрения А.А. Вербицкого, игра выступает как условная практика (квазипрактика), где студенты приобретают профессиональный и социальный опыт, компенсируют разрыв теории и практики.

Так, работая со студентами в рамках курса «Основы психологической диагностики и консультирования», можно использовать следующие игровые ситуации:

- «Конфликт» - служит для отработки действий консультанта по принятию решений в ситуации обращения клиента по поводу конфликта»;

- «Процесс консультирования» - проводится для иллюстрации и усвоения этапов консультационного процесса;

- «Семейная ссора» - позволяет научиться выделять признаки конструктивной и неконструктивной ссоры.

С помощью ролевой игры студенты проигрывают ситуации профессиональных и социальных отношений, учатся принимать самостоятельные решения в таких ситуациях. В работе со студентами можно использовать следующие ролевые игры: «На приеме у консультанта» (роли «клиент», «консультант», остальные зрители), «Сеанс семейной психотерапии» (роли «члены семьи», «консультант», остальные зрители).

Также при преподавании дисциплин психологического блока могут использоваться деловые игры, в которых моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности в целом. В некоторых случаях игра может использоваться преподавателем как средство итогового контроля при проведении зачета и экзамена.

Целями деловой игры являются [10]:

формирование целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамики;

формирование профессиональной компетентности специалиста (квазипрофессиональные умения, навыки, способности);

развитие социальной компетентности будущего специалиста (умения принимать совместные решения, способности к управленческой деятельности, творческое отношение к делу, понимание себя и других);

формирование профессиональной мотивации.

Важно, что, несмотря на преимущества использования игровых форм в процессе обучения будущих специалистов, они не должны заменять собой традиционные формы обучения, а занять свое место в системе активных форм обучения.

Использование игры как метода контекстного обучения при работе со студентами - будущими психологами позволяет развивать профессиональную готовность выступать активной стороной в решении проблем своего клиента, раскрыть его сильные и слабые стороны, помогать находить собственные ресурсные возможности решать проблемные ситуации.

Сложность подготовки психолога состоит прежде всего в том, что даже при согласии клиента, присутствие наставника в процессе проводимой стажером консультативной работы практически невозможно прежде всего исходя из принципа конфиденциальности. И именно использование ролевых и деловых игр позволяем будущему психологу отработать необходимые навыки под руководством специалиста.

В ролевых и деловых играх можно научиться:

понимать переживания другого человека в той или иной ситуации;

давать другому человеку обратную связь, обозначать переживания клиента и положение, в котором он находится;

использовать понимание переживаний клиента как ключ к установлению контакта с ним;

усвоить общие принципы психологического консультирования, поняв их целесообразность на практике в игровых ситуациях.

Дополнительные возможности дает проводимая после игр рефлексия. Это подготовка к предстоящим в работе трудным ситуациям; тренировка в интерпретации поведения людей; улучшение понимания теории в приложении ее к конкретным ситуациям. Включаясь в интенсивную практику ролевых игр, студенты-психологи начинают накапливать опыт работы задолго до встречи со своим первым реальным клиентом. Постепенно формируется навык, и отклики, адресуемые клиенту, становятся автоматическими.

Конечно, недостатком ролевой и деловой игры, в отличие от реальной практики, является ее искусственность. Клиент в игре - не настоящий клиент, и он - не тот, кого изображает. Изображаемый клиент - образ, в который играющий волей-неволей привносит что-то свое. Но большое количество сыгранных ситуаций придает учащимся уверенность и повышает их профессиональный уровень [20, С.103]. И, в конце концов, свои первые и наиболее грубые ошибки консультанту лучше сделать в упражнениях, чем впоследствии с реальными клиентами.

Таким образом, методы контекстного обучения позволяют не только творчески усваивать базовые знания, но и овладевать ими в контексте своей профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дидактике в последние годы требование активного усвоения знаний обучающимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые и ролевые игры. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Артемьева О. А., Макеева М. Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности. - Тамбов, 2007 - 208 с. С. 5.

Бражникова А.Н. Об использовании имитационной игры в изучении курса «Психология нравственности профессионала» //Известия Российского государственного педагогического ун

иверситета им. А.И.Герцена №129 -

2011

. -

С 7

-

12

.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://brstu.ru/static/unit/journal_2/docs/number6/67-73.pdf

. (Дата обращения 15.12.2021).

Глуханюк, Н.С. Общая психология / Н.С. Глуханюк. - М.: Academia, 2016. - 608 c.

Изосимова И.Ю. Инновационная игра как модификация деловых игр / И.Ю. Изосимова, А.А. Рабцевич // СМАЛЬТА. - 2014. - №5. - С.84-86.

Исаев А.П. Инструменты профессионального саморазвития / А.П. Исаев // Психология и управление. - 2008. - №3. - С.59-65.

Кирюшин А.Н., Асташова А.Н., Новиков Е.Ю. Методология исследования феномена игры: классические и инновационные представления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL:

http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16350

. (Дата обращения: 15.12.2021).

Культюшнова И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL:http://portal.snauka.ru/2014/08/1483. (Дата обращения: 15.12.2021)

Краснощеченко И.П. Деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога» в системе психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-психологов// Актуальные проблемы теоретической и

прикладной психологии/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2012. С. 270-272.

Клегг, Брайан Идея на 1000000 евро. Так рождаются креативные идеи. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / Брайан Клегг , Пол Бэч. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 

2019

. - 192 c.

Курьянов Н.А. Активные методы обучения.

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://vuzmen.com/book/1970-aktivnye-metody-obucheniya-kuryanov-na.html

/ (дата обращения 11.12.2021).

Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. -2014. - №6(65). - С.665-667.

Старостина К.И., Драгункина М.И. Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 2. Режим доступа:

http://apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Starostina-Dragunkina.pdf

.

. (Дара обращения 10.12.2021).

Матяш Н.В., Павлова Т.

А. Методы активного  социально -

психологического обучения.

2 е изд., стер. - 

М

.: Издательский центр «Академия», 2010. - 96 с

.

Т. В. Мальцева, Е. Н. Сепиашвили, Ю. Б. Макаренко. К вопросу о методическом обеспечении деловых и ролевых игр.

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodicheskom-obespechenii-rolevyh-i-delovyh-igr

. (Дата обращения 12.12.2021).

Михайлова В. К., Мальцева Т. В. Использование активных методов обучения в профессионально-психологической подготовке личного состава подразделений полиции. Руза : МОФ МосУ МВД России, 2015. С. 26-28.

Ляудис В.Я.

М

етодика преподавания психологии.

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://knigogid.ru/books/86868-metodika-prepodavaniya-psihologii/toread

. (Дата обращения 15.12

.

2021).

Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.

Полат Е.С. Жизнь как постоянное учение. 2006. [Электронный ресурс] URL: elitarium.ru/2006/04/14/zhizn_kak__postojannoe_uchenie.html. (

Дата обращения

15.

12.2021

).

Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Academia, 2017. - 304 c.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×