Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роман А. А. Фадеева "Молодая гвардия" в 11 классе | Ануфриев Сергей Валентинович. Работа №332608

Дата публикации:
Автор:
Описание:

   В постсоветское время появилось утверждение, что деятельность "Молодой гвардии" - это миф советской эпохи. Но герои, о которых сложили такой миф, уже заслуживают уважения.

   Мы прежде всего учитываем, что роман Фадеева не документальное повествование, а художественное произведение, где автор вправе использовать вымысел.

   Из романа отобраны такие фрагменты, где ярче всего раскрываются образы молодогвардейцев и прежде всего - их гтовность к борьбе.

   В методической разработке организованиа работа с текстом, показана роль лирических отступлений. Подчеркивается актуальность романа в борьбе с фашизмом.   

Ануфриев Сергей Валентинович,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии № 9 г. Екатеринбурга

 

Методическая разработка уроков по роману А. А. Фадеева «Молодая гвардия»

11 класс

 

Урок 1. Жизненная правда и художественный вымысел

 

Ход урока

Вступление

 

Когда в феврале 1943 г. советские войска освободили город Краснодон на Донбассе, стало известно о деятельности в период оккупации комсомольской организации «Молодая гвардия».

Александр Александрович Фадеев (1901 – 1956) по горячим следам событий стал писать роман «Молодая гвардия» (1943 – 1945). В 1951 г. писатель создает вторую редакцию – по указке свыше потребовалось усилить в произведении руководящую роль партии. Уже тогда заговорили о несоответствии фактических событий и сюжета романа.

В постсоветское время появилось мнение, что «Молодая гвардия» – это миф: то, что утвердилось в нашем сознании, является недостоверным. Но герои, о которых сложили такой миф, уже заслуживают уважения.

 

Постановка цели: Выяснить, в чем соотношение правды и вымысла в романе Фадеева. Определить, как подходит автор к созданию образов молодогвардейцев.

 

1. Правда и вымысел

 

Самым сложным был вопрос, кто же выдал организацию. Жертвой умышленного оговора стал Виктор Третьякевич. В романе есть собирательный образ сломленного врагами Евгения Стаховича, который имеет черты реального Виктора Третьякевича.

В 1943 г. пятерым казненным молодогвардейцам присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно): Олегу Кошевому, Ульяне Громовой, Ивану Земнухову, Любови Шевцовой и Сергею Тюленину.

Избежал ареста командир подпольной организации Иван Туркенич, продолживший сражаться в рядах Советской Армии и погибший в 1944 г. В 1990 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Реабилитировано было имя Виктора Третьякевича. В 2022 г. ему присвоено звание Героя России (посмертно).

Надо учесть, что Фадеев создавал художественное произведение: «Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел». Он создал яркие, запоминающиеся образы молодогвардейцев, наделив каждого запоминающимися чертами.

Благородный Олег Кошевой. Недаром впервые в романе он появляется в эпизоде, когда спасает Ульяну Громову, останавливая взбесившихся во время обстрела и помчавших бричку коней.

Строгая Ульяна Громова. В заветной тетради она записала строки из романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь»: «Самое заветное у человека – жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое».

Интеллигентный Иван Земнухов, ощущающий склонность к поэзии.

 

Нам чуждо к жизни отвращенье,

Чужда холодная тоска,

Бесплодной юности сомненья

И внутренняя пустота.

 

Веселая, талантливая Любовь Шевцова, «Любка-артистка».

Отчаянный Сергей Тюленин с «орлиным сердцем»…

 

2. Готовность к борьбе

 

Немецкая армия через Краснодон движется к Сталинграду. «Пушки, танки, самолеты этой армии носили клейма всех заводов Европы. У человека, знавшего не только русскую грамоту, рябило в глазах от одних марок заводов грузовых и легковых машин, и он ужасался тому, какая производственная сила большинства стран Европы питала немецкую армию, двигавшуюся сейчас через донецкую степь в реве моторов, в чудовищной пыли, мглою закрывавшей небо».

Но у краснодонской молодежи возникает решимость бороться с этой силой.

Первым проявляет нежелание мириться с врагом Сергей Тюленин. Он уже успел повоевать с отступающей дивизией, прихватил оружие, припрятал бутылки с горючей смесью. Еще до вступления врага в город он помог пристроить в семьи более 70 раненых, которых не успели эвакуировать из больницы. При вступлении немцев в город вместе с Валей Борц, с которой только что познакомился, пробирается на чердак школы, чтобы вести наблюдение. Наконец он совершает отчаянный шаг – поджог здания треста, где разместился немецкий штаб (часть первая, глава 19).

- Что толкнуло Сергея на отчаянный поступок?

От своей сестры, служившей в больнице, он узнал, как расправились фашисты с оставшимися ранеными. Особо задела его гибель врача Федора Федоровича, вступившегося за красноармейца, которому он недавно спас жизнь. Расправу вершит унтер Фенбонг, отвратительнейший образ фашиста в романе, эсесовец – из подразделения немецкой армии, занимавшейся карательными мерами.

Обращаем внимание на деталь: «Унтер в черном мундире, собравшемся складками на его большом рыхлом теле, с блестящим металлическим значком на груди, изображающим череп и кости…» Врач, защищающий жизнь, и фашист, несущий смерть.

- Какую роль играет то, что Тюленин бросает бутылки с горючей смесью с чердака школы?

Когда Сережка с Валей пробираются на чердак, от пустых классов на них повеяло миром, который ушел, казалось, навсегда. «И сердца и Сережки и Вали на мгновение распахнулись, полные любви к этому ушедшему миру и смутного благоговения перед высокой святостью этого мира, который они в свое время не умели ценить». Они сражаются за свое прошлое, за мирную жизнь.

Поэтому так важен поджог треста: «…было что-то очищающее душу, что-то возвышенное и страшное в этом высоком, буйном, победном пламени».

 

3. Необходимость действовать сообща

 

Важную роль в организации «Молодой гвардии» играл Олег Кошевой.

- О чем говорит эпизод его столкновения с генеральским денщиком (часть первая, глава 21)?

Олег позволил себе шутку над чванящимся немцем: «Генерал идет!» – «То-то, холуй! Развалился на диване, пока барина нет».

Денщик говорил по-немецки, Олег по-русски, но оба отлично понимали друг друга:

«Дикарь… Худший из дикарей… всех вас нужно дрессировать хлыстом, как собак!»

«Это ты худший из дикарей, потому что ты холуй у дикарей, ты только и умеешь воровать кур, рыться в чемоданах у женщин да стаскивать сапоги с прохожих людей…»

За шестнадцать с половиной лет ничья рука не касалась Олега. Поэтому в ответ на пощечину денщика он бросился на него. Если бы не вмешательство матери, дяди Николая Николаевича и бабушки Веры, еще неизвестно, чем бы это закончилось для него.

Когда мать просит сына бежать через окно, он говорит: «В окошко? Не буду я лазить в окошко в своем доме!» И напоследок бросает своему врагу: «И свинья же ты, свинья!.. Бьешь, когда знаешь, что тебе нельзя ответить…»

- Как мысль о нежелании молодежи смириться с врагом развивается по ходу действия главы?

Олег встречается со своими прежними товарищами Степой Сафоновым и Валей Борц, знакомится с Сергеем Тюлениным. Речь заходит о создании подпольной организации. «Время идет… Руки горят!» - говорит Сережка. Когда он признается в поджоге треста, Олег замечает: «П-плохо, что один… Здорово, смело, но… плохо, что один…»

- Как происходит в конце главы разрешение личных отношений с Леной Позднышевой?

Когда Олег видит, что его подруга любезничает с немецкими офицерами, а мать ее с улыбкой принимает от солдата, похожего на денщика, с которым он недавно подрался, подарки, он бросает: «Ч-чем же они платят тебе? Кажется, постным маслом? Ты п-продешевила!..»

 

Заключение

 

Так постепенно возникающая в каждом на протяжении первой части романа ненависть к врагу выливается в необходимость сплотиться в боевую организацию.

Часть вторая начинается клятвой молодогвардейцев, написанной Олегом Кошевым и Иваном Земнуховым:

«- Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов Молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь…

- Я, Ульяна Громова… торжественно клянусь…

- Я, Иван Туркенич… торжественно клянусь…

-Я, Иван Земнухов… торжественно клянусь…

- Я, Сергей Тюленин… торжественно клянусь…

- Я, Любовь Шевцова… торжественно клянусь…»

Название организации перекликается со словами известной революционной песни, написанной комсомольским поэтом Александром Безыменским:

 

Чтоб труд владыкой мира стал

И всех в одну семью спаял,

В бой, молодая гвардия

Рабочих и крестьян!

 

Домашнее задание: Часть вторая, главы 48, 51, 52, 61, 63. Как раскрываются молодогвардейцы в подпольной деятельности? Как они ведут себя перед лицом смерти?

 

Урок 2. Героизм и мужество молодогвардейцев

 

Ход урока

 

Вступление

 

Когда Фадеев писал о деятельности молодогвардейцев, он вспоминал свою молодость. Учась во Владивостокском коммерческом училище, он выполнял поручения подпольного комитета большевиков, в частности распространял листовки.

 

Постановка цели: Рассмотреть, как раскрывает автор героев романа в их подпольной деятельности.

 

1. Славные дела молодогвардейцев

 

Одно из самых славных дел молодогвардейцев – «большое праздничное задание» развесить красные флаги на самых высоких зданиях Краснодона и прилегающих к нему поселках накануне 7 Ноября (часть вторая, глава 48).

- Почему этому делу придавали такое большое значение?

25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции – первая значимая дата одного из самых главных праздников советской эпохи.

- Кого отмечает автор при выполнении этого задания?

Действовали парами, чтобы удобнее было выкрутиться при встрече с полицаями.

Первые – Любка Шевцова и Сергей Левашов. Любка была специально назначена при оставлении города для участия в подпольной работе. Поэтому первое красное полотнище на башне проходной будки ее: «И только она отпустила, ветер подхватил это с такой яростной силой, что у Любки забилось сердце от волнения».

Вале Борц и Сережке Тюленину достался центр города – «самый опасный район». Здесь учитывается отчаянность Сережки. А Валя стала уже его настоящей боевой подругой.

- Только ли героизм проявляют в этом деле молодогвардейцы?

Молодость, желание жить полнокровной жизнью берут свое.

Любка после выполнения задания говорит Левашову: «Сережка! Захватим гитару, а?»

Молодежь собирается у Кошевых: «За всю жизнь не было у них такой вечеринки, как эта, при свете коптилок, в нетопленной комнате, в городе, где уже более трех месяцев господствовали немцы».

Теперь герои могут показать себя с другой стороны.

«Ни в чем так свободно не проявляется народный характер, как в песне и пляске. Олег с выражением лукавства, которое у него было не в губах и даже не в глазах, а где-то в подрагивающих кончиках бровей, с расстегнутым воротом рубахи, с выступившими на лбу под волосами капельками пота, свободно и почти недвижно держа крупную голову и плечи, шел вприсядку с такой – сорви голову! – удалью, что в нем, как в его бабушке, сразу стал виден природный украинец».

«- Украина забила! – вскричала Любка. – Сережка! Давай нашу поулошную!

И не успел Сергей Левашов тронуть струны, как она уже пошла «русскую», сразу выдав такого дробота своими каблучками, что уже ни на что нельзя было смотреть, как только на ее ноги. Так она прошла, плавно неся голову и плечи, и пошла перед Сережкой Тюлениным, топнула ногой и отошла назад, предоставив ему место.

Сережка с тем безучастным выражением лица, с которым не только играют, а и пляшут русские мастеровые люди, небрежно шел на Любку, тихо постукивая рваными и много раз чиненными ботинками».

- Каков же результат этого дела?

Наутро праздничные флаги видят две соседки: «Маруся! Это сделано для нас, советских людей. О нас помнят, мы нашими не забыты… Я… я поздравляю тебя…»

Еще одним из знаменитых дел «Молодой гвардии» был поджог здания немецкой биржи труда, которую народ окрестил «черной биржей», где хранились списки людей (с адресами и заполненными карточками), предназначенных к угону в нацистскую Германию (часть вторая, глава 51).

В одной из листовок, распространенной молодогвардейцами, говорилось: «Гитлер гонит нас в Германию, чтобы мы на его заводах стали убийцами своих отцов, мужей, сыновей, дочерей».

Немцы обманом уже угнали из города первую партию – около 800 человек. Когда люди поняли, чем им это грозит, и стали уклоняться от регистрации на бирже, их стали вылавливать в домах и на улицах, «как в рабовладельческие времена вылавливали негров в зарослях».

- Почему работой против вербовки и угона молодежи занялась Ульяна Громова?

В свое время ее подруга Валя Филатова проявила малодушие и пришла на регистрацию на бирже. Уля ее тогда осудила, не поддержала и сейчас чувствовала ответственность за судьбу девушки, пропавшей в первой партии.

- Кто и почему осуществляет это «одно из самых фантастических дел» организации?

Сергей Тюленин и Любовь Шевцова – наиболее близкие по духу из молодогвардейцев. Отчаянная Любка была «Сергей Тюленин в юбке». Около двух с половиной тысяч девушек и юношей из Краснодонского района были спасены от насильственного вывоза.

Фадеев рассказывает и о других делах «Молодой гвардии». Это казнь предателя Фомина. Жора Арутюнянц говорит: «Мы будем его судить от имени народа. Здесь сейчас мы законные представители народа». Это и освобождение военнопленных, разгон скота, предназначенного для Германии…

«Молодая гвардия» получает право принимать молодежь в ряды комсомольской организации. Вручая Радику Юркину временный билет, Олег Кошевой напутствует: «Храни его, как собственную честь».

 

2. Умение идти на контакт с врагами

 

Руководитель подпольной партийной группы Филипп Лютиков замечает Олегу, что в молодежной организации «больно много беготни друг к другу». Он советует использовать такое место, где бы собрания молодежи не вызывали подозрение, например пустующий клуб имени Горького.

Олега задевает, что надо будет идти на контакт с врагами, на что Лютиков возражает: «Мальчишка, а боишься… запачкаться. Кто чист, тот не запачкается!» Он предлагает сделать «нейтральную» программу, причем лучше всего ее может организовать «Любка-артистка».

- Какие возможности имел концерт с разрешения гауптвахтмайстера?

Зрителей собралось вдвое больше, чем клуб мог вместить: и немцы, и жители Краснодона. На сцене был даже громадный портрет фюрера, «написанный местными силами с некоторым несоблюдением пропорций лица» (возможно, намеренно).

Вечер начался со старинного водевиля, где роль старика, отца невесты, играл Иван Туркенич. Немцы, не понимавшие русского языка, остались равнодушны, но «краснодонская публика встречала и провожала своего любимца аплодисметами».

Успех имела Любка: «Она вихрем вынеслась на сцену уже в своем ярко-пестром платье и в кремовых туфлях и с губной гармоникой и начала черт знает что выделывать своими полными ногами. Немцы взревели и проводили ее овациями».

Пародии на цыганские романсы исполнял Владимир Осьмухин под аккомпанемент Сергея Левашова.

«С этой своей манерой неестественного вращения головой он спел, обращаясь главным образом к портрету фюрера:

 

Эх, расскажи, расскажи, бродяга,

Чей ты родом, откуда ты?..

 

Люди вставали со своих мест и орали от восторга».

Пока шел концерт, молодогвардейцы приняли сообщение «В последний час» о большом наступлении советских войск в районе Среднего Дона…

 

3. Стойкость перед лицом смерти

 

Когда организация была выдана, молодогвардейцы не дают себя сломить. Им оставалось быть стойкими и не выдать других.

Ульяна Громова читает в тюрьме девушкам любимого «Демона» («Подумайте, он восстал против самого Бога!»).

«А что! Нашего народа не сломит никто! – вдруг сказала Любка со страстным блеском в глазах. – Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто столько вынести может?..»

Девушки запевают песню, их подхватывают другие арестованные молодогвардейцы.

Чтение размышлений Олега Кошевого, когда он «подводил черту под всей своей недолгой жизнью» (глава 61): «Пусть мне шестнадцать лет, не я виноват в том, что мой жизненный путь оказался таким малым…»

- О чем говорят его слова?

О нравственной безупречности. «Я даже не изведал всего счастья, какое было отпущено мне. И все равно я счастлив! Счастлив, что не пресмыкался, как червь, – я боролся». Герой готов умереть достойно.

- В чем смысл его поведения на допросе?

Он берет всю ответственность на себя: «Я руководил Молодой гвардией один и один отвечаю за все, что делали ее члены по моему указанию…» Он бросает вызов врагам: «…бесполезно для организации рассказывать о ее деятельности людям, которые убивают невинных… Да вы и сами уже мертвецы…»

Фадеев неоднократно в романе использует лирические отступления: о взрослении человека, когда говорит о Сережке Тюленине, о матери в связи с образом Олега Кошевого…

В главе 63 он обращается к своему другу: «Друг мой! Друг мой!.. Я приступаю к самым скорбным страницам повести и невольно вспоминаю о тебе…»

Писатель в годы Гражданской войны сражался на Дальнем Востоке. Он вспоминает, как смертельно раненный друг просил пить. Оставалась возможность принести воду в солдатском сапоге. Но, когда автор дополз до друга, тот был уже мертв. «Слезы хлынули у меня из глаз. Невыносимо хотелось пить, и я припал к твоему сапогу, к этой горькой чаше нашей солдатской дружбы, и, плача, выпил ее до дна…

- Почему к концу романа вспоминает писатель о погибшем друге?

«Горькая чаша солдатской дружбы» объединяет его и героев романа – тех, кто останется жить, и тех, кто погибнет.

Далее в главе рассказывается о Сергее Тюленине, который вместе с Валей Борц пытался перейти линию фронта. Оставив Валю на хуторе (и этим он спасает ее жизнь), он возвращается в Краснодон и попадает прямо в лапы врага, потому что хочет быть с друзьями-молодогвардейцами до последнего – до победы или до гибели.

 

Заключение

 

За роман «Молодая гвардия» Фадееву была в 1946 г. присуждена Сталинская премия, в 1970 г. – премия Ленинского комсомола (посмертно).

На этом романе не одно поколение людей училось стойкости в борьбе. И сейчас продолжает учиться. Враг, указанный писателем, – это фашизм.

Один из молодогвардейцев Женя Шепелев во время выполнения боевого задания признается ребятам: «Это все-таки возмутительно, что людям не удается жить там, где им нравится… Все эти войны и вообще… А то бы жили каждый, где кому нравится. Нравится в Бразилии – пожалуйста. Я бы себе жил спокойно в Донбассе. Мне лично тут очень нравится».

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×