Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роспись керамики ангобами. Возможности использования в детском творчестве. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Морозова Светлана Сергеевна

Роспись керамики ангобами.

Возможность использования в детском творчестве.

 

    Ангобы - это жидкая глина, обладающая хорошим сцеплением с керамической массой, благодаря которой изделие не дает усадки. Ангобы находят в природе или получают путем окрашивания пластичной белой глины.

  Ангоб engobe) — покрытие из жидкой , которое наносят на поверхность изделия до его  в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка, декоративной росписи.

    Происхождение ангоба теряется в древнейшей истории, когда первобытный человек заметил, что в природе встречаются глины различного цвета, которые можно использовать для украшения сосудов, росписи стен жилища.
    Для приготовления ангобов используют три основных ингредиента: глинистая смесь, состоящая из разных типов глины (красной, белой или каолина); красители (оксиды или пигменты) для обогащения оттенков цвета; остекловывающее вещество (или бесцветная прозрачная глазурь) — не обязательно. Различают ангобы белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками).

     Как правило, ни один из компонентов ангобов не представляет опасности, однако при работе с ангобами, особенно если они используются на занятии с детьми, следует соблюдать общие правила безопасности в керамической мастерской:

  • не вдыхать глиняную пыль (после каждого занятия протирать стол влажной губкой, регулярно проводить влажную убору, чаще стирать рабочую одежду, фартуки и полотенца);
  • строго запрещено есть и пить за рабочим столом;
  • если ангобами пользуются маленькие дети, необходимо следить за тем, чтобы они не брали кисточки в рот, не облизывали пальцы и не трогали глаза;
  • глазури могут вызывать раздражение, необходимо пользоваться перчатками (маленьким детям глазурями работать не разрешается!);
  • после каждого занятия обязательно мыть ведёрки, баночки, кисточки, палитры, стеки и хорошо мыть руки с мылом.

     На занятиях в нашей керамической мастерской дети расписывают свои поделки преимущественно ангобами (акрил и темпера используются крайне редко, в основном для ознакомления с особенностями использования). Работать с ангобами приятно и интересно. В начале творческого сезона дети знакомятся с такими "специальными красками для глины", как ангобы, узнают о их свойствах и способах работы с ними. Дети, занимающиеся в коллективе не первый год, с удовольствием работают с ангобами самостоятельно: подбирают цвета и инструменты для росписи, разводят ангобы водой до необходимой консистенции, экспериментируют с сочетанием и смешиванием цветов.

    На начальных этапах дети пользуются ангобами при росписи своих работ ограниченно: используется 3-4 основных цвета, роспись проста и лаконична (в основном это роспись в стилистике народной игрушки). Постепенно дети чувствуют возможности применения ангобов, роспись становится разнообразнее, насыщеннее, свободнее. Дети получают возможность использовать большее количество цветов и оттенков, пользоваться при росписи различными инструментами (кисти различных толщин из разных материалов, палочки, штампы, природные материалы и т.д.).

   Ангобы пригодны для любой техники работы! На наших занятиях используется несколько основных техник: обычная (простая) роспись ангобами, сграффито (процарапывание), роспись из груши (калячницы), фляндровка.

Рассмотрим эти техники более подробно.

- Обычная (простая) ангобная роспись

В этом случае ангобы используются как обычные, привычные всем краски (акварель, гуашь). Ребёнок просто рисует и раскрашивает изделие кистью. Роспись может быть очень простой и лаконичной, а может быть плотной и насыщенной, покрывая красочным слоем всё изделие.

 

- Сграффито (процарапывание)

Этот вид декора изделий интересен и детям, и взрослым, так как вариантов огромное количество и всё зависит только от оригинальности задумки. Для этой техники характерно нанесение ангоба на декорируемую поверхность и процарапывания на красочном слое рисунка или орнамента острым предметом. Рисунок наносится на ангоб, пока он окончательно не высох, в этом случае он легко процарапывается острым стеком, палочкой, зубочисткой, шилом или иглой. После окончательного высыхания получившаяся стружка стряхивается кисточкой или очень мягкой губкой.

- Пастилаж (роспись из груши, калячницы)

    Данная техника используется на занятиях с детьми старше 12 лет и взрослыми. В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка или свободно, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой. Особенность техники заключается в том, что ангоб наносится на ещё не досохшее, влажное изделие. В итоге получается чуть выпуклый, рельефный узор.

- Фляндровка

    Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами. Данная техника доступна не только профессиональным гончарам, но и начинающим мастерам, в том числе и детям.     

  Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд, тарелок и пиал.

   Изделие устанавливают на вращающуюся подставку (турнетку). При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски жидкого ангоба и смешивают их по радиусам острой палочкой, тонким стеком или птичьм пером.

 

    Далее обработка изделий одинакова: изделия полностью просушиваются при комнатной температуре (изделия необходимо размещать в местах без резких перепадов температур и отсутствием сквозняков), после полного высыхания изделия обжигаются в муфельной печи. При необходимости поделки покрываются глазурью и обжигаются повторно.

 

 

  Приятного творчества!!!

Пожалуйста, подождите.
x
×