РП 5 класс природоведение ФГОС ОВЗ | Якушева Марина Евгеньевна. Работа №344578
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью
Уровень образования: основное общее образование (5 класс)
Количество часов: 70 часов
5 класс- 2 часа в неделю, 70 часов
Учебно – методический комплект:
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Природоведение. 5 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №- от « » 2024 года
Директор школы
О.А. Голых
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДеНИЕ»
для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью
(приложение к ООП ООО МАОУ АГО «АСОШ №6»)
Уровень образования: основное общее образование (5 класс)
Количество часов: 70 часов
5 класс- 2 часа в неделю, 70 часов
Учебно – методический комплект:
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Разработала:
Якушева Марина Евгеньевна,
учитель
2024г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате изучения курса «Природоведения» обучающиеся:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества,
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях,
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного
природо
- и
культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде.
Обучающиеся научаться:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели
( план
) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающиеся научаться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Введение (1 ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
Вселенная (7 ч)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Смена дня и ночи. Сезонные изменения в природе.
Практические работы
№ 1. Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность
Наш дом — Земля (47 ч)
Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок. Глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча, использование. Правила обращение с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Практические работы
№ 1. Зарисовка форм поверхности суши.
№ 2. Составление таблицы «Полезные ископаемые».
№ 3. Заполнение схемы «Воды суши».
№ 4. Нахождение на карте морей и океанов.
№ 5. Зарисовка форм поверхности своей местности.
№ 6. Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии
№ 1 Наблюдение за звёздным небом
№ 2 Экскурсия к местным природным объектам
Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.
Есть на Земле страна — Россия (15 ч)
Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России. Равнины и горы. Реки и озера.
Москва – столица России. Санкт-Петербург.
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
Новосибирск, Владивосток.
Практические работы
№ 1. Зарисовка Государственного флага России.
№ 2. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов).
№ 3. Изготовление альбома «Россия — наша Родина».
№ 4. Нахождение России на политической карте.
№ 5. Составление рассказа о своем посёлке.
№ 6. Изготовление альбома «Наш поселок».
Экскурсия
№ 1. По посёлку.
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Кол-во
часов
Тематические разделы
Кол-во экскурсий
Кол-во практических
работ
Введение
-
-
Вселенная
-
1
Наш дом - Земля
2
6
Есть на Земле страна Россия
1
6
ИТОГО
3
13
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка
% выполнения заданий
удовлетворительно
35 – 50%
хорошо
50 – 65%
отлично
свыше 65%
Тематическое планирование
№
Наименование темы
1.
Что такое природоведение?
1
2.
Небесные тела: планеты, звезды
1
3.
Солнечная система. Солнце.
1
4.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.
1
5.
Полеты в космос.
1
6.
Смена дня и ночи.
1
7.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
1
8.
Обобщающий урок по теме «Вселенная»
1
9.
Наш дом – Земля. Планета Земля. Оболочки Земли.
1
10.
Значение воздуха для жизни на Земле
1
11.
Свойства воздуха.
1
12.
Давление и движение воздуха.
1
13.
Температура воздуха. Термометр.
1
14.
Движение воздуха в природе. Ветер.
1
15.
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
1
16.
Состав воздуха. Углекислый газ и азот.
1
17.
Охрана воздуха.
1
18.
Обобщающий урок по теме «Наш дом Земля»
1
19.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи – Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
1
20.
Гранит. Известняк.
1
21.
Песок. Глина.
1
22.
Горючие полезные ископаемые. Торф.
1
23.
Каменный уголь.
1
24.
Добыча и использование каменного угля.
1
25.
Нефть.
1
26.
Добыча и использование нефти.
1
27.
Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.
1
28.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун.
1
29.
Цветные металлы.
1
30.
Благородные (драгоценные) металлы.
1
31.
Охрана полезных ископаемых.
1
32.
Обобщающий урок. Полезные ископаемые.
1
33.
Промежуточная аттестация за 1 полугодие
1
34.
Вода. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды.
1
35.
Растворимые и нерастворимые вещества.
1
36.
Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
1
37.
Три состояния воды. Температура воды и её измерение.
1
38.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
1
39.
Лабораторная работа. Свойства воды.
1
40.
Работа воды в природе.
1
41.
Значение воды в природе. использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
1
42.
Вода в природе: осадки, воды суши.
1
43.
Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки
1
44.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.
1
45.
Моря и океаны.
1
46.
Охрана воды.
1
47.
Обобщающий урок по теме «Вода»
1
48.
Поверхность суши. Почва. Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.
1
49.
Горы.
1
50.
Почва – верхний слой Земля. Состав почвы.
1
51.
Разнообразие почв.
1
52.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.
1
53.
Охрана почвы.
1
54.
Обобщающий урок по теме «Поверхность суши. Почва».
1
55.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш дом - Земля»
1
56.
Есть на Земле страна Россия. Место России на земном шаре. Знакомство с картой.
1
57.
Моря и океаны, омывающие берега России.
1
58.
Равнины и горы на территории нашей страны.
1
59.
Реки и озера России.
1
60.
Москва – столица России.
1
61.
Санкт – Петербург.
1
62.
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.
1
63.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
1
64.
Новосибирск, Владивосток.
1
65.
Население нашей страны.
1
66.
Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.
1
67.
Обобщающий урок по теме «Есть на Земле страна Россия»
1
68.
Повторение по курсу «Неживая природа»
1
69.
Промежуточная аттестация за год
1
70.
Подводим итоги.
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Наименование темы
Кол
-во
часов
Знания. Умения
Практическая работа,
опыты
Коррекционные задачи
Введение – 1 час
1.
Что такое природоведение
1
Определение природа
Развивать внимание, долговременную память
Вселенная – 7 часов
2.
Небесные тела: планеты, звезды
1
Знать, что такое небесные тела,
Практические работы
№ 1. Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Развитие зрительного восприятия,
памяти, умение сравнивать,
классифицировать.
3.
Солнце, солнечная система
1
Знать, что такое солнечная система, ее состав,
планеты земной группы.
Уметь находить планеты
Развитие зрительного восприятия,
памяти, умение сравнивать,
классифицировать.
4 - 5
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос.
2
Знать приборы для исследования космоса, первых космонавтов.
Развитие зрительного, слухового анализаторов, связной речи.
6 - 7
Смена дня и ночи. Смена времен года сезонные изменения в природе.
2
Развитие зрительного восприятия,
памяти, умение сравнивать.
8
Обобщающий урок по теме «Вселенная»
1
Повторение и закрепление темы
Развивать умение работать с текстом учебника, развивать связную речь, долговременную память.
Наш дом – Земля – 47 часов
9
Планета Земля. Оболочки Земли.
1
Знать отличительные признаки Земли, смена времен года, смена дня и ночи.
Уметь отвечать на вопросы
Практическая работа
Зарисовка форм поверхности суши.
Развитие наблюдательности, расширение кругозора, привитие любви к окружающему миру.
10 -11
Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха.
2
Знать состав воздуха, его свойства.
Уметь применять правила проветривания в помещении. Знать значение воздуха для человека
Практическая работа
Заполнение схемы «Воды суши».
Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.
12 - 14
Давление и движение воздуха.
Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер..
3
Уметь применять правила проветривания в помещении
Практическая работа
Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».
Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).
15
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение
1
Экскурсия
Наблюдение за звёздным небом
Развитие ориентации в пространстве, зрительного восприятия, умение работать с картой
16 - 17
Состав воздуха. Углекислый газ и азот.
Охрана воздуха.
2
Экскурсия
К местным природным объектам
Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).
18
Обобщающий урок по теме «Наш дом Земля»
1
Развивать умение работать с текстом учебника, развивать связную речь, долговременную память.
19
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи – Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
1
Знать, что такое полезные ископаемые, их значение в жизни человека,
Уметь определять полезные ископаемые в коллекции
Практическая работа
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти.
20 - 30
Гранит. Известняк.
Песок. Глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь.
Добыча и использование каменного угля.
Нефть.
Добыча и использование нефти.
Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун.
Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы.
11
Знать горючие полезные ископаемые, их значение в жизни человека,
Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти.
Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).
31
Охрана полезных ископаемых.
1
Уметь определять полезные ископаемые в коллекции
Развитие наблюдательности, расширение кругозора, привитие любви к окружающему миру.
32
Обобщающий урок. Полезные ископаемые.
1
Учить применять теоретические знания в практической деятельности
33
Промежуточная аттестация за 1 полугодие
1
34 - 36
Вода. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
3
Знать свойства воды, ее значение в природе и жизни человека.
Уметь проводить несложные опыты по изучению свойств воды, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием
Формирование связного высказывания с опорой на вопросы
37
Три состояния воды. Температура воды и её измерение.
1
Знать три состояния воды, круговорот воды в природе.
Уметь приводить примеры состояний воды.
Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти.
38
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
1
Опыты: состояние воды,
39
Лабораторная работа. Свойства воды.
1
40 - 41
Работа воды в природе. Значение воды в природе. использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
2
42
Вода в природе: осадки, воды суши.
1
Знать: воды суши, части реки, использование человеком водных ресурсов.
Заполнение схемы «Воды суши».
Развитие ориентации в пространстве, зрительного восприятия, умение работать с картой
43
Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки.
1
44
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилище.
1
Знать: воды суши, использование человеком водных ресурсов.
Уметь показывать на карте крупные озера России.
Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).
45 - 46
Моря и океаны. Охрана воды.
2
Знать: отличительные признаки морей и океанов, использование их человеком, значение в природе, охрану водных ресурсов
Уметь находить моря и океаны на карте.
Нахождение на карте морей и океанов.
Зарисовка форм поверхностей своей местности
Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти, умение работать с картой
47
Обобщающий урок по теме «Вода».
2
Развивать умение работать с текстом учебника, развивать связную речь, долговременную память.
48 - 49
Поверхность суши. Почва. Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.
Горы.
2
Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).
50 - 53
Почва – верхний слой Земля. Состав почвы. Разнообразие почв.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.
Охрана почвы.
4
Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.
54
Обобщающий урок по теме « Поверхность суши. Почва»
1
Формирование связного высказывания с опорой на вопросы
55
Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш дом – Земля»
1
Повторение и обобщение знаний по теме
Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы»
Формирование связного высказывания с опорой на вопросы.
Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, долговременной памяти.
Есть на Земле страна Россия – 15 часов
56 - 59
Место России на земном шаре. Знакомство с картой.
Моря и океаны, омывающие берега России.
Равнины и горы на территории нашей страны.
Реки и озера России.
4
Знать местоположение на карте России, язык России, основные моря, океаны, равнины, горы, реки, озера.
Уметь работать с картой
Зарисовка Государственного флага России
Нахождение России на политической карте
Формирование связного высказывания с опорой на вопросы
60
Москва – столица России
1
Знать столицу России, ее достопримечательности.
Уметь находить ее на карте России
Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.
61
Санкт-Петербург
1
Знать местоположение Санкт-Петербурга, его достопримечательности.
Уметь находить ее на карте России
Развитие навыков самостоятельной работы с учебником
62
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.
1
Знать крупные города России, их местоположение и достопримечательности.
Уметь находить на карте России
63
Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград
1
Знать крупные города России, их местоположение и достопримечательности.
Уметь находить на карте России
Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).
64
Города России. Новосибирск, Владивосток.
1
Знать крупные города России, их местоположение и достопримечательности.
Уметь находить на карте.
Развитие наблюдательности, расширение кругозора, привитие любви к окружающему миру.
65
Население нашей страны.
1
Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.
66
Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.
1
Знать родной поселок, его местоположение и достопримечательности.
Уметь находить на карте России
Составление рассказа о своем поселке
Развитие наблюдательности, расширение кругозора, привитие любви к окружающему миру.
67
Повторительно-обобщающий урок по теме «Есть на Земле страна Россия»
1
Повторение и обобщение знаний по теме
Изготовление альбома «Наш поселок»
Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала
68
Повторение по курсу «Неживая природа»
1
Повторение и обобщение знаний по теме
69
Промежуточная аттестация за год
1
Развивать умение работать с текстом учебника, развивать связную речь, долговременную память.
70
Подводим итоги
1