Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РП 5 класс природоведение ФГОС ОВЗ | Якушева Марина Евгеньевна. Работа №344578

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью

 Уровень образования: основное общее образование (5 класс)

Количество часов: 70 часов

5 класс- 2 часа в неделю, 70 часов

Учебно – методический комплект:

 

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Природоведение. 5 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Артинского городского округа

«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ №- от « » 2024 года

Директор школы

О.А. Голых

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДеНИЕ»

для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью

(приложение к ООП ООО МАОУ АГО «АСОШ №6»)

 

Уровень образования: основное общее образование (5 класс)

Количество часов: 70 часов

5 класс- 2 часа в неделю, 70 часов

Учебно – методический комплект:

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

 

 

Разработала:

Якушева Марина Евгеньевна,

учитель

 

202

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате изучения курса «Природоведения» обучающиеся:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества,

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях,

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;

примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного

природо

- и

культуросообразного

поведения в окружающей природной и социальной среде.

Обучающиеся научаться:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели

( план

) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающиеся научаться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Введение (1 ч)

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

Вселенная (7 ч)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Смена дня и ночи. Сезонные изменения в природе.

Практические работы

№ 1. Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.

Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность

Наш дом — Земля (47 ч)

Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок. Глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча, использование. Правила обращение с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.

Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

 

Практические работы

№ 1. Зарисовка форм поверхности суши.

№ 2. Составление таблицы «Полезные ископаемые».

№ 3. Заполнение схемы «Воды суши».

№ 4. Нахождение на карте морей и океанов.

№ 5. Зарисовка форм поверхности своей местности.

№ 6. Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».

Экскурсии

№ 1 Наблюдение за звёздным небом

№ 2 Экскурсия к местным природным объектам

Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.

Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.

Есть на Земле страна — Россия (15 ч)

Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России. Равнины и горы. Реки и озера.

Москва – столица России. Санкт-Петербург.

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

Новосибирск, Владивосток.

 

Практические работы

№ 1. Зарисовка Государственного флага России.

№ 2. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов).

№ 3. Изготовление альбома «Россия — наша Родина».

№ 4. Нахождение России на политической карте.

№ 5. Составление рассказа о своем посёлке.

№ 6. Изготовление альбома «Наш поселок».

Экскурсия 

№ 1. По посёлку.

Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

 

Кол-во

часов

Тематические разделы

Кол-во экскурсий

Кол-во практических

работ

 

Введение

-

-

 

Вселенная

-

1

 

Наш дом - Земля

2

6

 

Есть на Земле страна Россия

1

6

 

ИТОГО

3

13

 


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

отлично

свыше 65%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Наименование темы

 

1.

Что такое природоведение?

1

2.

Небесные тела: планеты, звезды

1

3.

Солнечная система. Солнце.

1

4.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

1

5.

Полеты в космос.

1

6.

Смена дня и ночи.

1

7.

Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

1

8.

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

9.

Наш дом – Земля. Планета Земля. Оболочки Земли.

1

10.

Значение воздуха для жизни на Земле

1

11.

Свойства воздуха.

1

12.

Давление и движение воздуха.

1

13.

Температура воздуха. Термометр.

1

14.

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

15.

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

1

16.

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

1

17.

Охрана воздуха.

1

18.

Обобщающий урок по теме «Наш дом Земля»

1

19.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи – Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

1

20.

Гранит. Известняк.

1

21.

Песок. Глина.

1

22.

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

23.

Каменный уголь.

1

24.

Добыча и использование каменного угля.

1

25.

Нефть.

1

26.

Добыча и использование нефти.

1

27.

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

28.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун.

1

29.

Цветные металлы.

1

30.

Благородные (драгоценные) металлы.

1

31.

Охрана полезных ископаемых.

1

32.

Обобщающий урок. Полезные ископаемые.

1

33.

Промежуточная аттестация за 1 полугодие

1

34.

Вода. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды.

1

35.

Растворимые и нерастворимые вещества.

1

36.

Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

37.

Три состояния воды. Температура воды и её измерение.

1

38.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

39.

Лабораторная работа. Свойства воды.

1

40.

Работа воды в природе.

1

41.

Значение воды в природе. использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1

42.

Вода в природе: осадки, воды суши.

1

43.

Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки

1

44.

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.

1

45.

Моря и океаны.

1

46.

Охрана воды.

1

47.

Обобщающий урок по теме «Вода»

1

48.

Поверхность суши. Почва. Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.

1

49.

Горы.

1

50.

Почва – верхний слой Земля. Состав почвы.

1

51.

Разнообразие почв.

1

52.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.

1

53.

Охрана почвы.

1

54.

Обобщающий урок по теме «Поверхность суши. Почва».

1

55.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш дом - Земля»

1

56.

Есть на Земле страна Россия. Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

1

57.

Моря и океаны, омывающие берега России.

1

58.

Равнины и горы на территории нашей страны.

1

59.

Реки и озера России.

1

60.

Москва – столица России.

1

61.

Санкт – Петербург.

1

62.

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

1

63.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

64.

Новосибирск, Владивосток.

1

65.

Население нашей страны.

1

66.

Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.

1

67.

Обобщающий урок по теме «Есть на Земле страна Россия»

1

68.

Повторение по курсу «Неживая природа»

1

69.

Промежуточная аттестация за год

1

70.

Подводим итоги.

1

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Дата

Наименование темы

Кол

-во

часов

Знания. Умения

Практическая работа,

опыты

Коррекционные задачи

Введение – 1 час

1.

 

Что такое природоведение

1

Определение природа

 

Развивать внимание, долговременную память

Вселенная – 7 часов

2.

 

Небесные тела: планеты, звезды

1

Знать, что такое небесные тела,

Практические работы

№ 1. Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.

 

Развитие зрительного восприятия,

памяти, умение сравнивать,

классифицировать.

3.

 

Солнце, солнечная система

1

Знать, что такое солнечная система, ее состав,

планеты земной группы.

Уметь находить планеты

 

Развитие зрительного восприятия,

памяти, умение сравнивать,

классифицировать.

4 - 5

 

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос.

2

Знать приборы для исследования космоса, первых космонавтов.

 

Развитие зрительного, слухового анализаторов, связной речи.

6 - 7

 

Смена дня и ночи. Смена времен года сезонные изменения в природе.

2

 

 

Развитие зрительного восприятия,

памяти, умение сравнивать.

8

 

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

Повторение и закрепление темы

 

Развивать умение работать с текстом учебника, развивать связную речь, долговременную память.

Наш дом Земля – 47 часов

9

 

Планета Земля. Оболочки Земли.

1

Знать отличительные признаки Земли, смена времен года, смена дня и ночи.

Уметь отвечать на вопросы

Практическая работа

Зарисовка форм поверхности суши.

 

Развитие наблюдательности, расширение кругозора, привитие любви к окружающему миру.

10 -11

Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха.

2

Знать состав воздуха, его свойства.

Уметь применять правила проветривания в помещении. Знать значение воздуха для человека

Практическая работа

Заполнение схемы «Воды суши».

Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.

 

12 - 14

 

Давление и движение воздуха.

Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер..

3

Уметь применять правила проветривания в помещении

Практическая работа

Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».

Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).

15

 

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

1

 

Экскурсия

Наблюдение за звёздным небом

Развитие ориентации в пространстве, зрительного восприятия, умение работать с картой

16 - 17

 

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

Охрана воздуха.

2

 

Экскурсия

К местным природным объектам

Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).

18

 

Обобщающий урок по теме «Наш дом Земля»

1

 

 

Развивать умение работать с текстом учебника, развивать связную речь, долговременную память.

19

 

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи – Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

1

Знать, что такое полезные ископаемые, их значение в жизни человека,

Уметь определять полезные ископаемые в коллекции

Практическая работа

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

 

Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти.

20 - 30

 

Гранит. Известняк.

Песок. Глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь.

Добыча и использование каменного угля.

Нефть.

Добыча и использование нефти.

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун.

Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы.

11

Знать горючие полезные ископаемые, их значение в жизни человека,

 

 

Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти.

Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).

31

 

Охрана полезных ископаемых.

1

Уметь определять полезные ископаемые в коллекции

Развитие наблюдательности, расширение кругозора, привитие любви к окружающему миру.

32

 

Обобщающий урок. Полезные ископаемые.

1

 

 

Учить применять теоретические знания в практической деятельности

33

 

Промежуточная аттестация за 1 полугодие

1

 

 

 

34 - 36

 

Вода. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

3

Знать свойства воды, ее значение в природе и жизни человека.

Уметь проводить несложные опыты по изучению свойств воды, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием

 

Формирование связного высказывания с опорой на вопросы

37

 

Три состояния воды. Температура воды и её измерение.

 

1

Знать три состояния воды, круговорот воды в природе.

Уметь приводить примеры состояний воды.

 

Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти.

38

 

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

 

Опыты: состояние воды,

 

39

 

Лабораторная работа. Свойства воды.

1

 

 

 

40 - 41

 

Работа воды в природе. Значение воды в природе. использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

2

 

 

 

42

 

Вода в природе: осадки, воды суши.

1

Знать: воды суши, части реки, использование человеком водных ресурсов.

Заполнение схемы «Воды суши».

Развитие ориентации в пространстве, зрительного восприятия, умение работать с картой

43

 

Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки.

1

 

 

 

44

 

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилище.

1

Знать: воды суши, использование человеком водных ресурсов.

Уметь показывать на карте крупные озера России.

 

Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).

45 - 46

 

Моря и океаны. Охрана воды.

2

Знать: отличительные признаки морей и океанов, использование их человеком, значение в природе, охрану водных ресурсов

Уметь находить моря и океаны на карте.

Нахождение на карте морей и океанов.

Зарисовка форм поверхностей своей местности

 

Развитие зрительного восприятия, долговременной памяти, умение работать с картой

47

 

Обобщающий урок по теме «Вода».

2

 

 

Развивать умение работать с текстом учебника, развивать связную речь, долговременную память.

48 - 49

 

Поверхность суши. Почва. Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.

Горы.

2

 

 

Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).

50 - 53

 

Почва – верхний слой Земля. Состав почвы. Разнообразие почв.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.

Охрана почвы.

4

 

 

Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.

 

54

 

Обобщающий урок по теме « Поверхность суши. Почва»

1

 

 

Формирование связного высказывания с опорой на вопросы

55

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш дом – Земля»

1

Повторение и обобщение знаний по теме

Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы»

Формирование связного высказывания с опорой на вопросы.

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, долговременной памяти.

Есть на Земле страна Россия – 15 часов

56 - 59

 

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

Моря и океаны, омывающие берега России.

Равнины и горы на территории нашей страны.

Реки и озера России.

4

Знать местоположение на карте России, язык России, основные моря, океаны, равнины, горы, реки, озера.

Уметь работать с картой

Зарисовка Государственного флага России

 

Нахождение России на политической карте

Формирование связного высказывания с опорой на вопросы

60

 

Москва – столица России

1

Знать столицу России, ее достопримечательности.

Уметь находить ее на карте России

 

Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.

61

 

Санкт-Петербург

1

Знать местоположение Санкт-Петербурга, его достопримечательности.

Уметь находить ее на карте России

 

Развитие навыков самостоятельной работы с учебником

62

 

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

1

Знать крупные города России, их местоположение и достопримечательности.

Уметь находить на карте России

 

 

63

 

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

Знать крупные города России, их местоположение и достопримечательности.

Уметь находить на карте России

 

Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).

64

 

Города России. Новосибирск, Владивосток.

1

Знать крупные города России, их местоположение и достопримечательности.

Уметь находить на карте.

 

Развитие наблюдательности, расширение кругозора, привитие любви к окружающему миру.

65

 

Население нашей страны.

1

 

 

Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.

66

 

Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.

1

Знать родной поселок, его местоположение и достопримечательности.

Уметь находить на карте России

Составление рассказа о своем поселке

Развитие наблюдательности, расширение кругозора, привитие любви к окружающему миру.

 

67

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Есть на Земле страна Россия»

1

Повторение и обобщение знаний по теме

Изготовление альбома «Наш поселок»

Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала

68

 

Повторение по курсу «Неживая природа»

1

Повторение и обобщение знаний по теме

 

 

69

 

Промежуточная аттестация за год

1

 

 

Развивать умение работать с текстом учебника, развивать связную речь, долговременную память.

70

 

Подводим итоги

1

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×