Название статьи:
РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ | Злодеева Наталья Владимировна. Работа №231814
Дата публикации:
12.01.2020
Автор:
Злодеева Наталья Владимировна
Описание:
Автор: Злодеева Наталья Владимировна
Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Обучая детей, воспитатель корригирует недостатки трудовой деятельности воспитанника, формирует взаимоотношения в коллективе. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения.
Особое внимание уделяется ручному труду, поскольку ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических способностей. Ручной труд направлен на обучение работе с различными материалами: бумагой, тканью, нитками, природным материалом.
В.П.Кащенко писал, что ручной труд должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка
Процесс развития ребёнка, в значительной степени – это процесс движения. По утверждению А.Н.Граборова при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь.
На занятиях ручным трудом воспитанники овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе обучения постепенно формируется система специальных умений и навыков. В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Ручной труд, как вид декоративно - прикладного искусства ,развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, расширяет кругозор и речевой запас.
Психические функции детей с ограниченными возможностями здоровья нарушены. Это выражается в нарушении познавательных процессов, (ощущений, восприятия , памяти, мышления, воображения, речи , внимания.),страдают эмоционально-волевая сфера, личность в целом.
Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью , рассеянностью, низким объёмом.
Восприятие у таких детей также нарушено. Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того, чтобы узнать предмет, явление - школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
У детей с ограниченными возможностями здоровья так же выявлены качественные особенности памяти. Отмечается , что у данной категории детей страдают как произвольное , так и непроизвольное запоминание,
причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.
У таких детей выявлены нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. В речи детей часто встречается неправильное употребление слов. Пассивный словарь значительно превышает активный.
У дошкольников с нарушениями интеллектуального развития значительно нарушено мышление. Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Часто в обобщении используются близкие по временным и пространственным раздражителям признаки.
У детей с проблемами в интеллектуальном развитии выявлено нарушение строения и мотивации деятельности. Отмечается нарушение соотношения цели и действия, вследствие чего процесс выполнения действий становится формальным, не рассчитанным на получение реально значимых результатов.
Одним из основных компонентов личности, который обеспечивает социальную адаптацию человека в обществе, является самооценка. У дошкольников с нарушением интеллекта наблюдается неадекватная самооценка, которая проявляется в неправильной оценке своих возможностей, в неспособности критически оценить свои поступки. У детей с нарушениями интеллекта имеет место, как заниженная, так и завышенная самооценка.
У дошкольников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие дети безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ей определенной цели. Для таких lдетей характерны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость.
Планируя занятия и внеурочную работу по ручному труду, я учитываю особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому:
Детям должно быть доступно то, чему я хочу их научить.
Вся работа должна вестись в системе и последовательно от простого к сложному
Обучение должно быть связано с жизнью, то есть дети должны понимать, для чего они делают ту или иную вещь, поделку.
Вся работа должна строиться по принципу коррекции, то есть исправлению имеющихся недостатков.
Детям обязательно должен быть представлен образец изделия или хотя бы фрагмент, по которому воспитанники могли бы понять, что им предстоит сделать.
В работе использовать индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Скачать работу
ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Обучая детей, воспитатель корригирует недостатки трудовой деятельности воспитанника, формирует взаимоотношения в коллективе. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения.
Особое внимание уделяется ручному труду, поскольку ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических способностей. Ручной труд направлен на обучение работе с различными материалами: бумагой, тканью, нитками, природным материалом.
В.П.Кащенко писал, что ручной труд должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка
Процесс развития ребёнка, в значительной степени – это процесс движения. По утверждению А.Н.Граборова при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь.
На занятиях ручным трудом воспитанники овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе обучения постепенно формируется система специальных умений и навыков. В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Ручной труд, как вид декоративно - прикладного искусства ,развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, расширяет кругозор и речевой запас.
Психические функции детей с ограниченными возможностями здоровья нарушены. Это выражается в нарушении познавательных процессов, (ощущений, восприятия , памяти, мышления, воображения, речи , внимания.),страдают эмоционально-волевая сфера, личность в целом.
Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью , рассеянностью, низким объёмом.
Восприятие у таких детей также нарушено. Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того, чтобы узнать предмет, явление - школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
У детей с ограниченными возможностями здоровья так же выявлены качественные особенности памяти. Отмечается , что у данной категории детей страдают как произвольное , так и непроизвольное запоминание,
причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.
У таких детей выявлены нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. В речи детей часто встречается неправильное употребление слов. Пассивный словарь значительно превышает активный.
У дошкольников с нарушениями интеллектуального развития значительно нарушено мышление. Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Часто в обобщении используются близкие по временным и пространственным раздражителям признаки.
У детей с проблемами в интеллектуальном развитии выявлено нарушение строения и мотивации деятельности. Отмечается нарушение соотношения цели и действия, вследствие чего процесс выполнения действий становится формальным, не рассчитанным на получение реально значимых результатов.
Одним из основных компонентов личности, который обеспечивает социальную адаптацию человека в обществе, является самооценка. У дошкольников с нарушением интеллекта наблюдается неадекватная самооценка, которая проявляется в неправильной оценке своих возможностей, в неспособности критически оценить свои поступки. У детей с нарушениями интеллекта имеет место, как заниженная, так и завышенная самооценка.
У дошкольников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие дети безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ей определенной цели. Для таких lдетей характерны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость.
Планируя занятия и внеурочную работу по ручному труду, я учитываю особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому:
Детям должно быть доступно то, чему я хочу их научить.
Вся работа должна вестись в системе и последовательно от простого к сложному
Обучение должно быть связано с жизнью, то есть дети должны понимать, для чего они делают ту или иную вещь, поделку.
Вся работа должна строиться по принципу коррекции, то есть исправлению имеющихся недостатков.
Детям обязательно должен быть представлен образец изделия или хотя бы фрагмент, по которому воспитанники могли бы понять, что им предстоит сделать.
В работе использовать индивидуальный подход к каждому воспитаннику.